Осенний Дурмитор | Отзыв о походе

Собираясь в поход по Дурмитору (горный массив в Черногории), я готовился к худшему — прогноз погоды был мягко говоря неприятный. Передавали сильные дожди и облачность, которая в условиях высокогорья грозила полным отсутствием видимости.

Поход по Черногории осенью

Встретившись в Борисполе с Дмитрием — участником нашего похода, я сразу же испортил этими новостями настроение и ему.

День 1. Тиват — Комарница

Тиват встретил нас проливным дождем и толпами людей, которые спешили на регистрацию на свои рейсы домой. Будто какая-то эвакуация 🙂 После незначительного ожидания к нам присоединились остальные члены нашей группы, прилетевшие в Черногории на день раньше и ожидавшие нашего прилета.

Далее нас ждала долгая дорога к поселению Комарниця, что недалеко от Дурмитора. С Тивата мы выехали на такси до Будвы, где пересели на автобус, который довез нас до Никшича. Здесь нам пришлось ожидать 2 часа ближайшего автобуса до Шавника. Перекусив немного на автостанции, мы осуществили первое знакомство с Черногорией, прогулявшись улочками Никшича. Погода начала налаживаться, светило жаркое солнце, однако горы на севере были затянуты темными дождевыми тучами.

Водитель автобуса любезно согласился высадить нас у нужного поворота на Комарницу. Таких сложных для вождения дорог я еще до этого никогда не видел. Многочисленные серпантины и обрывы постоянно держали нас в тонусе, и заставляли преклоняться перед искусством и профессионализмом здешних водителей.

И вот наконец мы с рюкзаками на спинах стоим среди местных гор. Дорога заняла практически весь день и понемногу начинало темнеть. Проходим мимо маленького кафе, и спрашиваем о дороге у владельца. В ответ слышим, что село Комарница уже не существует, его разбомбило НАТО! Увидев наши выражения лица, дядька рассмеялся и признался что это он так шутит. Нам как-то полегчало 🙂

Дорога шла вдоль реки по маленькому поселку. Перед нами открывался величественный каньон, правая стенка которого поднималась на высоту более 2000 м. Скоро русло реки стало сухим. Река просто текла где-то под землей. Нас догнал мужчина на маленьком тракторе, и предложил подвести наши вещи. Мы согласились и скоро оказались у него во дворе. Хозяина звали Вякославом, он живет в Комарнице всю свою жизнь, вместе с мамой — очень приятной и гостеприимной женщиной. Хозяева угостили нас вкусным ужином мы долго и душевно разговаривали, хотя и на разных языках. Воспоминания о ночлеге в Вякослава остались очень теплыми.

День 2. Шкрка

Проснулись очень рано, быстро собрали вещи и вышли на маршрут. Вскоре в русле реки снова появилась вода. Постепенно мы поднимались все выше и выше по каньону и вскоре уже любовались неприступными стенами Дурмитора. Пересекши плато Добри До с многочисленными хижинами (колыбами) пастухов — мы вышли на асфальтовую дорогу на высоте около 1700 м. ведущую к Жабляку. Навстречу нам к дороге спустилась группа поляков, которые рассказали, что все вершины выше 2100 м. в районе озера Шкрка покрытые облаками. Пообщавшись с ними, мы продолжили подъем и пересекли Бялу Грэду через перевал Шкрка.

Спустившись в долину к озеру Шкрка, натолкнулись на хижину, в которой находились работники национального парка Дурмитор. Собрав с нас деньги за вход в заповедник, они указали нам на место, где можно было разбить лагерь. Заночевали мы на берегу малого озера Шкрка, которое осенью очень обмелело.

День 3. Самар, спуск в Жабляк

Открыв утром палатку, нас ожидало большое разочарование — все вокруг было затянуто туманом. Энтузиазм сразу же уменьшился, как и желание покидать спальник. Прямо на глазах, сквозь белую пелену, начали проступать очертания скал, а дальше туман совершенно рассеялся. Нам открылся прекрасный вид на Планиницу, Баботов Кук и перевал Самар.

Позавтракав и собрав лагерь, мы отправились в сторону перевала Самар. Погода была просто прекрасной. По дороге наткнулись на дикого горного козла, и осмотрели вход в пещеру. Перевал оказался крепким орешком. В нескольких местах пришлось лезть по каменистым расщелинам, в которых было трудно поместиться с рюкзаком на плечах. Некоторые рюкзаки вытаскивали на верх с помощью веревки. Тропинка проходила по самому краю пропасти и нам досталось немало адреналина.

Поднявшись на перевал, мы поняли, что спуск с него будет не менее веселый. Потратив на переход немало времени, где-то около 3 часов дня мы подошли к озеру Зеленый Вир. Стало очевидным, что мы не успеваем дойти до нашего запланированного места ночевки на Катун Локвице После непродолжительного обсуждения, мы принимаем нелегкое решение спуститься от озера к дороге и попытаться добраться до городка Жабляк, что с противоположной стороны массива Дурмитор.

Спускбыл значительно легче, чем подъем, и менее чем за час мы достигли дороги. Наши опасения о том, что никакого транспорта найти нам не удастся, развеялись как только мы увидели на первом указателе телефоны местного такси. Позвонив по номеру, мне не удалось все-таки объяснить диспетчеру, что нас 5 человек и у нас большие рюкзаки — как результат за нами приехала одна легковая машина. Однако водитель абсолютно не переживал по этому поводу — после нескольких минут втрамбовывания нас в салон мерседеса мы со счастливыми выражениями лица уже рассматривали окрестные горы через стекло автомобиля и мечтали о пиве.

Прогулка на такси обошлась нам в 30 евро. Водитель завез нас до ближайшего кемпинга возле Черного озера, как мы и хотели. Хозяйка кемпинга «Млинський поток» оказалась очень любезной, жизнерадостной и коммуникабельной женщиной. Кемпинг содержал все необходимые удобства: туалеты, теплый душ, плиты для приготовления пищи, место для костра и очень уютную колыбу. Стоило это удовольствие 3 евро с человека в сутки.

После того как мы разложили палатки, хозяйка пригласила нас на рюмку Сливовицы (местная водка). За столом собрались люди из разных стран Европы и даже девушка из Мексики. Все делились своими впечатлениями о пребывании в Черногории и в частности на Дурмиторе. Однако пить нам сегодня никак нельзя было — завтра с утра нас ждало радиальное восхождение на Баботов Кук (2522 г.), высочайшую вершину Дурмитора и Черногории.

День 4. Восхождение на Боботов Кук

Проснувшись утром и приготовив завтрак в облюбованной колыбе, мы продолжили поход. Теперь уже без рюкзаков, что значительно повысило скорость передвижения. Леса в этой части Дурмитора были в основном еловыми и создавалось такое впечатление, будто я сейчас где-то в Карпатах — на Черногоре или Мармароше. Далее, пересекши буковое редколесье, мы вышли к Катун Локвице. Здесь находилось несколько хижин местных пастухов. Однако мы их не застали, и выглядели они какими-то брошенными.

Путь к вершине пролегал через множество карстовых расщелин и ледниковых долин, где открывались просто волшебные пейзажи. Поэтому фотокамеры постоянно были наготове. Около двух часов дня мы поднялись по очень крутому склону на перевал перед самой вершиной. Баботов Кук выглядел неприступным и казалось, что без скалолазания на него вообще невозможно подняться.

Перекусив на перевале, начали подъем на вершину. Очень скоро мы стояли на краю обрыва и смотрели на долину озер Шкрка. Тропа дальше траверсовала Баботов Кук и представляла собой узкий карниз на отвесной стене, глубиной несколько сот метров. Здесь стояло много брошенных трекинговый палок, потому что дальше они только мешали восхождению. Пройдя траверс, пришлось уже лезть по скалах вверх на самую вершину.

Камни были несколько влажным, однако рельеф был богатым на зацепки и несколько метров пролезть по скале было совсем просто. Но людям, которые боятся высоты, ни в коем случае не нужно смотреть в низ 🙂 Еще несколько шагов — и мы на вершине мира.

Вид с вершины просто поразительный. Маленькая площадка вершины была заполнена поляками, которых мы встретили недавно на дороге в Добри До. Через несколько минут они начали спускаться и мы наконец были оставлены один на один с Дурмитором, который весь лежал перед нами как на ладони. На горизонте виднелся глубочайший каньон Европы — река Тара. Насладившись невероятным величием гор Дурмитора, мы тоже начали спускаться — ведь путь к Жабляку еще очень долгий.

По дороге к кемпу в наших планах было посетить еще Ледену пещеру (Ледяную), которая размещена под вершиной Обла Глава. Однако в месте, где было ответвления тропы к пещере, мы наткнулись на крутой подъем, который своим видом нас просто деморализовал. Он был совершенно не сложным, но мы уже были очень истощены восхождением и этот путь показался нам не по зубам. Решено было возвращаться в кемпинг. Там нас ждал отдых, приятное общение, и очень вкусное местное пиво — Никшицкое 🙂

День 5. Савын Кук

На следующий день мы совершили радиальное восхождение на гору Савин Кук (2313 м). Дорога пролегала по берегу Черного озера. Это очень красивое и романтическое место. Большое, чистое горное озеро, над плесом которого поднимаются скалистые склоны Дурмитора. Здесь к нам присоединилось еще три туриста — очень красивые и игривые собаки, которые ходили с нами целый день и поднялись на самую вершину.

Несмотря на то, что Савин Кук — довольно популярное место для восхождений, тропинка туда не была размечена туристическими марками. Пришлось сходить в разведку, ведь неизвестно куда именно среди скал нужно было подниматься. Избранный нами путь оказался верным и мы довольно быстро поднялись наверх. Неподалеку от вершины был источник, на высоте более 2000 м. (Савина вода). В корыте, в которое стекала вода, было очень много монет из разных стран мира (Хорватия, Сербия, Польша, Германия, Израиль, Украина, ну и, конечно, евроценты). Естественно, я подбросил туда немного украинской валюты 🙂

Виды с Савина Кука были также захватывающими. Здесь мы узнали, что у Саши сегодня день рождения, было решено устроить вечеринку. Посидели мы в тот вечер просто великолепно. Пожарили мясо на гриле, нажарили картофеля. Картофель в походе — очень экзотическое и очень желанное блюдо. В походных условиях подарить Саше нам удалось лишь литровую бутылку сливовицы и последнюю палку сырокопченой колбасы. Думаю, настоящие туристы оценят 🙂

День 6. Котор

Утро встретило нас проливным дождем и густым туманом. Температура воздуха упала, и о запланированном походе к каньону реки Тара нечего было и думать. Решено было выбираться на побережье моря, тем более что у Ани и Саши завтра был самолет. На автостанции Жабляка мы снова встретили наших друзей — 3-х собак, которые поднялись с нами на Савин Кук. Растроганная Аня не смогла удержаться и купила для наших друзей немного мяса в магазинчике неподалеку. Дорога заняла у нас почти целый день.

Вечером мы уже были на побережье Адриатического моря, в сказочном Которе. Довольно быстро нашли недорогой хостел (8 евро за ночь), который стоял на самом берегу моря в историческом центре города. Следующий день мы провели как в сказке. Купание в море, осмотр старого города, многочисленные яхты, подъем на оборонительные сооружения Котора, знакомство с местной кухней, одним словом — рай. Все мы жалели, что не летели домой хотя бы на несколько дней позже, так не хотелось покидать это замечательное место.

Было очень грустно прощаться с участниками этого замечательного путешествия. Поход пронесся как-то очень быстро, но оставил массу ярких воспоминаний. Черногория — очень яркая и богатая на красивые места. Здесь очень искренние и радушные люди. Советую всем обязательно посетить эту страну, а любителям горных походов — непременно сходить в поход по Дурмитору!