Отчет о походе в Марокко на Новый Год 2015

Совсем недавно наша команда вернулась из одного из увлекательнейших путешествий последнего времени – мы посетили удивительный мир королевства Марокко. Этот поход прошел на самый Новый год, тем самым став завершающим из цикла поездок 2014 года и первым среди поездок года текущего. И если правда, что как встретишь Новый год, то так его и проведешь, то как минимум двенадцати нашим участникам в этом году обеспечены увлекательные, наполненные впечатлениями и приключениями поездки, с чем нас всех и поздравляем!

Для нашей интернет-формации «карпатские путешественники» этот выезд стал дебютным, в Марокко в таком формате мы еще не ездили. Реальность превзошла мои ожидания! Всем путешественникам рекомендую приехать сюда! Здесь живописно, экзотично, тепло зимой, достаточно безопасно и комфортно для европейского туриста. Небольшие напряги ждут тех, кто не знает французского, но как показал опыт, с привычным английским тоже можно обходится почти везде.

В этой стране можно заниматься не только шопингом и валяться в дорогом отеле возле бассейна, здесь есть много возможностей для тех, кто предпочитает активный отдых! Основной частью нашей поездки стал треккинг по горам Высокого Атласа – одной из красивейших горных систем мира, хотя как мне кажется, горы красивы повсюду)).

Итак, мы прилетели в Маррокеш 29 декабря вечером и столкнулись с первой неожиданностью – до забронированного геста на такси доехать невозможно, поскольку он находиться в Медине – старом городе, где общественный транспорт не ездит из-за узких запутанных улочек, поэтому были высажены на ночь глядя под стенами этой самой Медины… Пришлось добираться почти наугад, общаясь по дороге с местными (очень многочисленными) жителями и отмахиваясь от желающих провести нас «по дружбе» всего за 50 дирхам)). Через какое-то время наше прибежище на ближайшие две ночи было найдено в невообразимом для киевлянина проулке. Застройка настолько тесная, что в большинстве зданий нет окон на улицу, только во внутренние дворики. В гесте нас напоили местным мятным чаем и, не без проволочек с бронью, поселили.

Вечером мы еще успели погулять по наибольшей и самой экзотичной площади города – Джемаль Эль Фна. Когда-то тут во всю рубили головы, а сейчас готовят и поглощают пищу, гуляют, торгуют, развлекают змей и обезьян туристами и просто гуляют.

На следующий день, наша маленькая команда организаторов отправилась на закупки провизии и газа в один из отдаленных супермаркетов. Обратно решили для опыта проехаться на общественном транспорте… Впечатления на любителя – меня с рюкзаком около 40кг на плечах так затерли местные в огромном автобусе, что я уже не чаял выбраться оттуда на нужной остановке. Решил без крайней необходимости такой опыт не повторять!

Стали подтягиваться участники нашего похода по Марокко . Порадовало то, что почти все оказались бывалыми туристами, с большим опытом поездок и походов, в т.ч. альпинистским. Двое ребят привезли свои кошки для восхожденя. Я воспрянул духом, и почти перестал беспокоиться за безопасность предстоящего восхождения.

К сожалению, как это часто случается, несколько человек подавших заявки в последний момент не нашли возможность присоединиться к нам.

Но вот настало 31 декабря, и 12 искателей приключений погрузились в большой микроавтобус и отправились к белеющим на горизонте горам. Следует заметить, что из-за аномально снежной зимы (как ни нелепо это звучит в африканском контексте) нам пришлось несколько раз пересматривать нитку маршрута и планы поездки, поскольку первоначально запланированный маршрут оказался непроходим в местах высоких перевалов без специального снаряжения.

По дороге сделали несколько остановок – возле гипермаркета – подкупить кто что забыл (улыбнула новогодняя атрибутика – дед мороз, пингвины, елка на фоне пальм и при плюс двадцать тепла), и в паре мест полюбоваться пейзажем. Затем бус заехал в горы и выгрузил нас с рюкзаками в одном из горных сел в 60км от Марракеша.

Первый день стал разминочным – несколько часов не быстрого подьема на полутора километровый перевал, привал, затем спуск к виднеющемуся неподалеку селу. Первое знакомство с бытом горных берберов. На нас смотрели с интересом но без назойливости и особого энтузиазма. Все поменялось после угощения нескольких местных детишек конфетами – тут же их набежала не маленькая толпа, конфет на хватило, имела место небольшая, вполне дружелюбная борьба за сладкий ресурс)).

Тем временем, мне удалось найти довольно милое местечко внизу от села, на берегу реки. В окрестностях горных поселений большинство склонов тщательно террасировано, все выглядит крайне опрятно. Некоторые неиспользуемые в данный момент террасы могут стать отличным местом для установки палаточного лагеря. Так случилось и в нашем случае. Местные жители не возражали.

Вечером предстояла встреча Нового года – мы запаслись дровами для костра, оборудовали место для посиделок, ребята даже организовали «елку» — несколько елкообразных ветвей украсили дождиком. Правда, не смотря на мандарины, французское шампанское и праздничный стол, новогоднего настроения в привычной дома форме многие не дождались. Я, на пример))). Встретили Новый год по московскому и по киевскому времени, дольше не высидели, пошли спать. Ночью был довольно серьезный заморозок, но к такому повороту событий мы были готовы.

На второй день мы начали треккинг к отдаленной деревушке Глиз. Крайне живописный маршрут и довольно удобная грунтовая дорожка располагали к всяческим беседам и походным играм, которые некоторые участники привезли в большом ассортименте))).

Горы Высокого Атласа разительно отличаются от привычных многим европейских гор своей пустынностью, экзотическими растениями и красноватым оттенком почвы. Дикие животные не попадались, а вот птицы периодически радовали – тут, в горах, много хищных птиц, в том числе и крупный орел-ягнятник, которого удалось увидеть лишь издали, парящего над склоном. На подходе к деревне Глиз еще выше, на высоте около 2600 метров увидели строения другого села с популярным в Марокко названием Агадир. Некоторые здания были в пять этажей и выглядели очень основательно. Сами села в этих горах, как правило, расположены на крутых склонах, под каждый дом и каждый двор, каждый огородик пространство нужно долго готовить, выкладывая платформы – поистине титанический труд. Видимо, сил на дорожки уже не остается, и пройти по деревне между домами можно по замысловатой системе тропинок, иногда с элементами скалолазания. Впрочем, то, что может насторожить туриста с рюкзаком, вовсе не напрягает местных жителей — даже если это пожилая леди в тапочках и махровом халате – они скачут с камня на камень с ловкостью горных коз. Одна такая женщина помогла не заблудиться, дважды выбегая к нам и указывая верную дорогу.

Этим вечером мы опять расположили бивак внизу села, возле горного потока. За оставшееся светлое время я провел рекогносцировку местности и здорово побродил по окрестным склонам. Между прочего, удалось отыскать две взапрвдашние шахты, с рельсами вагонеткой, бензогенераторами, расположившимися неподалеку. Людей рядом не было. Диалог с местным жителем так и не помог прояснить ситуацию – что же добывают в этих шахтах?

Третий день начался с крутого набора высоты – мы начали подьем к единственному известному тут горнолыжному курорту Oukameden, расположенному довольно далеко и значительно выше от нашей ночевки. Сначала мы поднимались по живописному серпантину, затем вышли на перевал и впервые вышли на снег. Высота более 2600м. Пройдя вдоль всех подьемников – несколько бугельных и один кресельный (подьемники не первой свежести, как и инфраструктура курорта, но склоны с первого взгляда вызывают уважение, так что фанатам-лыжникам можно смело делать тут остановку, брать лыжи на прокат и кататься), и начали подниматься по снежной тропе к перевалу, на который, преодолев несколько крутых снежных взлетов, вышли ближе к закату. Высотометр показывал 2960м. День оказался весьма нелегким, а впереди нас еще ждал крутой и скользкий на первых порах спуск в горное селение Ташедирт. Большая часть спуска прошла в темноте с фонариками.

На ночь нас приютили в маленьком дворике французского горного приюта, открыли для нас туалет и кухню с газовой плитой, принесли питьевую воду. Все это удовольствие для 12 человек обошлось чуть меньше 15 евро.

Четвертый день был довольно комфортным, особенно по сравнению с предыдущим. По извилистому серпантину мы направились в широко известный в узких кругах)) городок Имлиль, являющийся центром для многих путешествующих в этих горах. Поскольку завтра нас ждал первый этап восхождения на Тубкаль, решили подобраться к нему поближе и заночевали в деревушке Армед, на высоте 1900м, уже перед началом тропы к приюту. В этот раз остановились в отельчике, где за довольно символическую плату в 3евро с человека к нашим услугам оказались холодные, как погреб, номера (местные жители знать ничего не знают о центральном да и прочем отоплении), душ сомнительной теплоты и возможность погреться в комнатке для гостей перед газовым камином и приготовить еду на собственном газе.

В этот же вечер в Имлиле мы взяли на прокат кошки для восхождения и вечером занялись подгонкой этого снаряжения, находящегося, в основном, в довольно сомнительном состоянии (15евро с человека за три дня).

Практически всюду где мы побывали в Марокко, есть возможность оставить часть вещей в отеле и потом, через несколько дней забрать их. Как правило, за это не просят отдельной платы. Мы воспользовались этой возможностью и оставили на два дня в пустующем номере все лишнее. Таким образом, рюкзаки большинства участников стали значительно легче. Отминусовались палатки, лишняя еда, одежда.

Пятый и шестой день стали апофеозом нашего треккинга – нам предстояло взойти на наивысшую вершину Высокого Атласа и всей Северной Африки гору Тубкаль, подняться на высоту 4167м. Для начала мы отправились вверх по невероятно красивой тропе к приюту, построенному французской альпинисткой федерацией и расположенному на высоте 3207м. Т.е., нам предстояло набрать около 1300м высоты, что мы и сделали достаточно спокойно за пять часов, не забывая любоваться по дороге сочными красками и восхитительными пейзажами. Надо сказать, что погода баловала нас на протяжении всего пребывания в Марокко. Чистое синее небо, яркое солнце! Да, иногда слишком яркое… Обгоревшие носы и потрескавшиеся губы, к сожалению, частая цена за нахождение в горах. Всегда берите с собой защитную косметику!

Приют оказался большим и довольно удобным трехэтажным зданием, построенным «на века». Нам выделили комнату с двухэтажными кроватями как раз на 12 человек. Очень удобно! За подход многие промочили ноги, поэтому очень кстати оказались дровяные чугунные печки в лаундж-зонах приюта. Здание одновременно может приютить до 80 туристов, здесь царит непередаваемая атмосфера туристического интернационального братства, которой так не хватает в больших городах…

Утро шестого дня застало нас одевающих кошки на пороге приюта. Мы стартовали не самыми первыми, но далеко не последними среди желающих ощутить под кошками наивысшую точку в этих горах. Подьем в этот раз проходил целиком по фирну – затвердевшему снегу, большинство так и не сняло кошек до возвращения. Сама гора для людей обладающих горным опытом совсем не сложная, подьем отнимает 3, максимум 4 часа, спуск и того меньше. Тут главное – хорошая погода! Через три с половиной часа все наши участники собрались на вершине. Незабываемый момент! Вид, раскинувшийся во все стороны полностью не передают даже фотографии, так что я даже не возьмусь все это описывать, скажу только, что с вершины в ясную погоду можно разглядеть начало знаменитой пустыни Сахара!

Отдохнув и поев в приюте, упаковали рюкзаки и вернулись обратно в Армед, где и переночевали в том же отеле. Все усилия нескольких наших ребят найти что-то потеплее не увенчались успехом.

Так закончилась горная часть нашего путешествия по Марокко.

Седьмой день был занят для нас переездом на океан. Наши рюкзаки были запакованы в машину и доставлены в Имлиль к ожидавшему нас микроавтобусу, кошки сданы, мы спустились следом за машиной в Имлиль, то и дело разминаясь на узкой тропе с ослами, несущими в корзинах рюкзаки и снаряжение альпинистов, еще только направляющихся к своим вершинам…

Заехали в Марракеш и забрав некоторые свои вещи мы отправились в легендарную Эс-Сувейру – город синих лодок, раскинувшийся на побережье Атлантике. Это Мекка не только для кайтеров и серферов, но и для почитателей Джима Хендрикса и Боба Марли, подолгу живших в этих местах. Город со своим собственным запахом рыбы, соленой воды и бесконечных изделий из дерева, керамики, кожи и серебра, специй и бесконечных кафешек на улицах и крышах, город приютивший множество художников и поклонников спокойного, размеренного отдыха.

Нам очень понравилось гулять по узким улочкам, где, в отличии от Марракеша, тебя не затягивают в магазины почти силой, где не чадят бесконечные скутера и мопеды, где можно спокойно и расслабленно гулять. Мы ходили в порт и наблюдали, как разгружают свежий улов пришедшие с промысла рыбацкие баркасы, как огромные чайки дерутся за рыбные потроха возле мини-кухонь и мангалов с морепродуктам, как волоком за веревку вытягивают из воды знаменитые синие лодки…

Два дня здесь пролетели на одном дыхании, и нас ждал переезд в другой известный туристический центр побережья – Агадир.

В Марокко можно очень комфортно передвигаться на автобусах сетевых компаний – «супратур» и «стм», мы же по ряду обстоятельств, воспользовались обычным автобусом – старенький MAN настолько шустро повез нас по горным серпантинам, что колоритный стюард торопливо вставлявший в приоткрытый люк в крыше бутылку с водой – что б не захлопнулся – вместо кондиционера, начал так же торопливо раздавать кулечки явно в гигиенических целях))). В Агадире нас довольно бесцеремонно высадили на какой то улочке, обьяснив «на пальцах» что нам сюда (как оказалось, очень правильно поступили – автостанция находится в дальних хиренях), и мы решились подчиниться. Через десять минут ходьбы оказались на прекраснейшей набережной, на минутку показалось, что мы где-то на Лазурном берегу – яхты в уютной марине, здания с иголочки, уютные кафе, дорогие машины, бутики известных брендов… Именно так выглядит туристический Агадир теперь. После катастрофического землетрясения в прошлом веке он был отстроен с претензиями на туристическую Мекку, чемуспособствует очень протяженный песчаный пляж.

Город сравнительно дорогой и на поиски сколько-нибудь бюджетного отеля ушло более часа времени. Отель Tislit минутах в семи от моря, предоставил нам весьма комфортабельные номера с кухонной зоной и просторными балконами, бассейном за 14 евро с человека. Все бы ничего, но почему то именно в наших номерах начались какие-то странные перебои с горячей водой. Девушкам пришлось немного поскандалить с администрацией…

Примечательных мест в городе на наш взгляд не много. Любителей тратить деньги заинтересует самый большой в Африке (как утверждают) рынок. Лично меня он не впечатлил. Город большой, на автовокзал лучше ехать на такси.

Провели в Агадире два неполных дня. Тут нас покинули последние участники нашей поездки. После теплого прощания нас осталось только трое, и мы поехали разведать еще одно удивительное место на карте прибрежного Марокко – пляж Легзира. Если вы путешествуете по стране на машине или легко тратитесь на такси, добраться туда будет не сложно. Мы же решились попробовать доехать туда максимально бюджетно – сначала автобусом до Тизнита, затем еще одним автобусом, уже местного сообщения (едущего в Сиди-Ифни). Вышли на повороте на Легзиру.

Пешком осталось пройти буквально километр до пляжа. Попали мы туда ближе к закату – самое лучшее время для фотографирования. Место изумительное. Изюминка – две огромные арки, опускающиеся прямо в океан. Сам пляж тоже не подкачал. И – почти нет людей. Решили заночевать прямо тут – без палатки, просто на ковриках в спальных мешках. Насобирали дров для костра, поужинали. Ночь под звездами на атлантическом побережье Африки просто незабываема! А на океан хочется смотреть часами.

К сожалению, нас ждал неблизкий обратный путь в Марракеш. Обошлось не без приключений. Нашему водителю захотелось устроить себе небольшой получасовой(!) перекур на одной из остановок по дороге в Тизнит. В результате мы опоздали на единственный устраивающий нас по времени автобус. Не смотря на то, что вокруг почти никто не говорил по-английски, удалось уехать до Агадира на такси. Местные такси – суровое испытание для европейца. Это обычный старенький Мерседес. Фишка в том, что кроме водителя здесь принято перевозить 6 (шесть) пассажиров. Размеры поклажи никого тоже не смущают. Нам повезло, наше такси оказалось не очень заполнено и на заднем сидении расположились только мы трое (спереди еще двое и водитель) и один из наших рюкзаков. Так что домчались с комфортом и с ветерком – такси едут со скоростью 100-120 км в час, дороги между городами в Марокко отличные, есть и платные автобаны.

Нас привезли на автостанцию и мы впритык успели на супратуровский автобус до Марракеша, где поселились в прекрасном гесте-риаде (гестхаус в национальном стиле) в четырехместном номере за 12 евро с человека. Первый и единственный вечер в нашей поездке шел дождь, поэтому долго мы не гуляли.

Перед самолетом нам еще удалось как следует погулять пол-дня. Опять было тепло, около 20градусов, светило солнце.

Последний день в Марокко очень быстро пролетел и вот мы уже снова в аэропорту Марракеша, куда прибыли две недели назад… Прощаясь с этой страной мне лично очень хотелось сказать «до свидания»!