Отчет о походе в Боливии

Сходив в поход по Перу я до невозможности влюбился в Южную Америку, и как следствие не прошло и полгода как был сочинён новый маршрут, на этом удивительном континенте, на сей раз в Боливии. От этого путешествия я не ждал ничего особенного, тем более после Перу. Но Боливии потрясла меня настолько, что я смело могу сказать — это самое красивое и захватывающие место, где я когда либо бывал.

14.05.2014. Знакомство с самой высокой столицей в мире — Ла Пас.

Итак я поехал в Боливию сразу после окончания треккина к Мачу-Пикчу из славного города инков — Куско. Сегодня прилетали в Ла Пас также двое участников похода — Вова из Твери и Дима из Москвы. Вову я уже знал по прошлогоднему походу в Перу, Южная Америка тоже не отпускала его а с Димой нам только предстояло познакомится. Команда у нас получилась отменная, хочу поблагодарить ребят за это.

Поселились мы в хостеле «Пирва», что должен был стать нашей штаб квартирой на время похода. Забегая наперед хочу сказать, что в походе у нас было столько незапланированных форс-мажоров, что программа изменилась практически полностью. Но от этого наше приключение стало только еще более интересным и насыщенным.

Итак сегодня по генеральному плану похода мы должны были отправится на осмотр древнего города Тиуанако, однако из-за задержки самолета Вовы, экскурсию перенесли на несколько дней. Вместо этого отправились знакомится з столицей Боливии — Ла Пасом. Этот город непохож ни на какой другой в мире. Находиться он в своеобразном кратере на высоте от 3600 м до 4000 м. Сам по себе уже этот факт необычен — самая высокая столица мира.

Бесконечные кирпичные домики теснятся на очень крутых склонах, причем чем выше — тем кварталы становятся все беднее. Жители Ла Паса мечтают и стремятся поселится как можно ниже, где климат мягче и теплее, где находятся кварталы богатых боливийцев. Практически из любой точки города видно гигантскую гору Ильимани (6439 м).

Исторический центр города застроен красивыми домами позапрошлого века, которые соседствуют с небоскребами и стеклянными новостройками. На дорогах города хаос. Правила дорожного движения игнорируются, везде пробки и бесконечные сигналы.

На улицах царит необычная атмосфера, очень много боливийцев ходят в национальной одежде. Обратило внимание то, что везде очень много влюбленных парочек. Такого количества счастливых молодых людей вряд ли увидишь в Венеции или Париже. Так что Ла Пас несомненно еще и романтическая столица.

Из-за высоты ребятам было трудно передвигаться по крутым улицам города, но активную акклиматизацию еще никто не отменял. Посетили самый высокий международный стадион в мире и отправились на одну из смотровых площадок чтоб осмотреть город с высока. Вид оказался просто умопомрачителен. Самый невероятный город что я видел.

Потом все пошли дальше смотреть город а я отправился на поиски мулов для прохождения 10 дневного похода через все Кордельера Реаль. Здесь меня ждал сюрприз, как оказалось жители городка Сората, откуда мы должны были начать поход начали агрессивно относится к туристам. По этой причине местные гиды и погонщики не рекомендовал нам стартовать оттуда.

Пришлось срочно корректировать маршрут, в чем не мало помог местный гид и просто хороший человек Эдуардо. Договорившись о мулах и всех необходимых трансферах я вернулся в хостел.

15.05.2014. Капакабана и остров Солнца.

В 8 утра автобус компании «Titicaca» забрал нас прямо из Хостела и мы отправились на берег озера Титикака, к городу Капакабана. По пути автобусу нужно было пересечь переправу через один из заливов озера. Все покидают автобус и переправляются на специальных пассажирских лодках, а автобус погружается на ветхую баржу, которая только немного больше самого автобуса.

Капакабана маленький туристический городок на берегу озера Титикака. Здесь много отельчиков, торговых лавок и главное — пристань, откуда отходят катера к острову Солнца (Isla del Sol). Над городом возвышается холм на вершине которого расположена церквушка и искусно сделанная крестная хода.

Катера на остров Солнца отправляются в 8.30 и 13.30. Перекусивши в городе мы сели на один из катеров и отправились на юг острова. Хотя остров кажется совсем не далеко, дорога туда заняла чуть меньше 2-х часов. Виды здесь очень красивые. Яркое солнце, темно синяя вода и желто-зеленые террасированные склоны берегов.

Высадившись в поселке Юмани (Yumani) на юге острова мы без проблем нашли хостел — красиво сделанную хижину на 3 человека. Все это стояло всего 30 боливиано с человека. Во время обеда на чудесной террасе нам пришло в голову сгонять сегодня еще и на остров Луны.

Долго не думая наняли катер за 250 боливиано и отправились в путь. По времени дорога на Isla del Luna заняло чуть больше 30 минут. На горизонте, сразу над поверхностью синих вод озера Титикака возвышались заснеженные вершины Кордельера Реаль. Самой громадной казалась Анкоума (6427 м).

Как говорят легенды, инки появились именно на этих двух островах, поэтому мы ожидали увидеть тут что то особенно интересное. На острове Луны находятся развалины женского храма инков. Но ни полигональной кладки, ни мегалитических сооружений здесь нету. Храм построен из земляных блоков. Хотя вскоре мы всё-таки обнаружили фрагменты характерной для инков полигональной кладки у основания террасы, на которой стоит храм. Ну вот и появилась возможность подискутировать на тему альтернативной истории.

Возвращаясь обратно из острова Луны на остров Солнца мы обосновавшись на крыше лодки и наблюдали за тем как медленно садится солнце, и как падают тени на громадный снежный хребет Кордельера Реаль. Разговоры о доколумбовой эпохе Южной Америки все не покидали нас.

16.05.2014. Треккинг на острове Солнца и переезд в Кордельера Реаль.

Утром нас ждала большая неприятность — Вова почувствовал себя не хорошо, начал кашлять, болела голова, передвигаться было очень тяжело. Начали закрадывается мысли о горной болезни. Пришлось оставить планы пересечь остров с юга на север. Оставив Вову приходить себя в хостеле мы с Димой пошли прогуляться по южной части острова.

Окружающие нас ландшафты были просто потрясающими. Хотелось фотографировать буквально все. Весь остров полностью террасирован и обжит. Видимо в прошлом количество населения здесь было на порядок больше. Деревушки очень ухожены и аккуратны, что так не типично для Боливии.

Сделав круг мы едва успели на катер который отправлялся с юга в 13.30 в Капакабану. Вове так и не стало лучше, но мы все надеялись на лучшее. Да и сам он держался молодцом, без удержу шутил на тему горнячки и обещал завтра быть как стеклышко.

В Капакабане я отправился на рынок закупать продукты для нашего похода «Транскордильера». В это время ребята осматривали замечательную церковь Пресвятой Богородицы в Капакабане. В 17.00 нас встретил синьор Эдуардо и мы отправились на джипе в горы.

Нужно было спешить, чтоб успеть пройти переправу через Титикаку, так как в темное время суток она часто не работает из-за волн на озере. Машина легко неслась по отличным асфальтным дорогам, вокруг мелькали замечательные виды и возникало чувство полета и не реальности происходящего.

Вскоре стемнело и мы прорывались по бездорожью с горному хутору Альто Круш Пампа на высоту почти 4400 м. Весь путь занял больше 4-х часов. Когда вышли из теплой машины — попали в царство морозного разреженного воздуха высокогорья. Эдуардо договорился с людьми о том что мы разобьём лагерь неподалеку и пожелав нам удачи уехал в Кондорири. Завтра утром к нам должен был прийти погонщик мулов.

Поставив палатки мы еще долго не могли уснуть из-за ярчайшей луны. Она освещала окрестности и выхватывала из мрака силуэты гор. Воображение все представляло то, что мы увидим утром.

17.05.2014. Начало похода в Кордильера Реаль.

Ночка видалась морозной. Все вокруг было покрыто инеем. Через наш лагерь прошли пастухи с целим стадом лам. Очень интересное и необычное для нас в то время зрелище. Вскоре пришел наш погонщик — Нарциссо с двумя очаровательными лошадками — мулами.

Сегодня нам предстоял относительно не сложный переход через несколько горных долин к поселку Альюайя. Собрав рюкзаки и водрузив их на мулов мы выдвинулись. Но с первых минут стало ясно что Вова все еще плохо себя чувствует. Он сильно отставал и было принято решение разгрузить одну лошадь и посадить Вову на нее. Роль портера упала на меня, но Нарциссо честно выбрал самый легкий из рюкзаков.

Наш путь пролегал по пологим склонам низовьев «Королевских гор». Во все стороны тянулись равнины, а вдалеке виднелось озеро Титикака. Шлось не легко, так как высоты не маленькие. На обед остановились в долине одой речки. По пути попадались стада лам, к которым уже начали привыкать.

18.05.2014. Озеро Вараварани.

Как только настало утро к нам в лагерь пожаловали 2 местные девчонки. Из-за языкового барьера мы так до конца и не поняли, что именно им было нужно, но узнав, что нас сопровождает синьор Нарциссо очень обрадовались и остались его ждать. Мы угостили девчонок кофе с печеньем и вскоре появился Нарциссо с своим сыном — 15 летним Хосе.

Вова дальше чувствовал на себе тяжкую руку горнячки, ждать его акклиматизации было уже невозможно. Нужно было его спускать в Ла Пас. Для этой цели Нарциссо привел ездового коня. Было решено разделится. Я и Дима в сопровождении Хосе должны были пойти к озеру Вараварани (Lago Warawarani) через горы, а Вова с Нарциссо на лошадях пойдут к лагуне Котия, легкой дорогой. Там вечером мы встретимся и найдем транспорт для эвакуации Вовы.

Так и сделали. Тропа вела нас вверх по долине в конце которой возвышалась неприступная вершина Вараварани (5542 м) чем-то очень напоминающая Маттерхорн. Хосе уверенно вел нас вверх слушая перекинутый через плечо радиоприёмник.

Вскоре мы достигли зоны снегов где и увидели озеро Вараварани. По истине исполинских размеров, оно находилось в кулуаре одноименной горы на высоте около 4800 м. С одного из бортов кулуара прямо в озеро спускался ледник. Вода в озере имела разный цвет в зависимости от глубины.

Дальше Хосе повел нас на перевал высотой 5040 м, откуда открылся вид на следующую долину что нам предстояло преодолеть. Но к нашему удивлению вниз не шло никаких троп а склон обрывался рутой сипухой вниз. Хосе указал что нам надо спускаться просто вниз. Сначала мы не поверили, но деваться было некуда.

Пройдя опасные участки мы наловчились передвигаться по сыпучему склону и начали получать от этого удовольствие. После спуска нас ждал подъем на еще один перевал высотою 5 тысяч м. Два таких перевала за один день нас очень утомили, мы едва ползли, а вот Хосе чувствовал себя как на прогулке.

Преодолев последний перевал вышли к лагуне Котия. Она была огромна. По ее берегу проложена дорога что пересекает Кордельеру Реаль с запада на восток. На берегу озера мы должны были встретить Нарциссо и Вову.

Через некоторое время появился Нарциссо, но без Вовы. Оказалось, что по пути он потерял сознание и Нарциссо срочно эвакуировал его другой дорогой. В это время он уже был в Ла Пасе. В недоумении мы с Димой решили завтра утром также добираться в Ла Пас.

19.05.2014. Больница

Среди ночи меня разбудил свет фар что уперся в палатку и голоса. Оказалось, что это Эдуардо приехал за нами, чтоб отвести в Ла Пас. Вова отказался ехать в больницу и они оставили его в одном из хостелов.

Быстро собрав все вещи мы попрощались с Нарциссо и помчались на джипе вниз. Взошло солнце и вокруг были чудесные виды, на горизонте блестели пики Кондорири которые нам не довелось увидеть вблизи. За 2 часа мы домчались до города.

Вову нашли дремлющем в хостеле Баку, который в конечном счете стал нашим «домом» в Боливии. Обосновавшись здесь поехал с Вовой в больницу. Нам посоветовали обратится в госпиталь «Алемания», который оказался очень современной клиникой. Такие раньше я видел только в сериалах про врачей. Странно было попасть в такое место в Боливии.

Осмотрев пациента врачи посоветовали оставить его на одну ночь для проведения полного обследования. Но все признаки горной болезни были на лицо. Оставив Вову в добрых руках я вернулся в хостел.

С Димой мы провели остаток дня осматривая Ла Пас. Здесь есть чудесное место — центральный рынок, куда все приходят покушать. У жителей Боливии не принято готовить дома, да и кухни в квартире боливийца вы не найдете. Все после работы или на обед разбегаются по мелким точкам уличного питания или маленьким столовкам.

На рынке есть все: супы, всевозможные вторые блюда с мясом и рыбой, вегетарианское питание, десерты и мороженое, и самое главное — фреш из любых фруктов что растут в Латинской Америке. Пройти мимо рынке и не выпить литру свежевыжатого сока нам не удавалось ни разу.

20.05.2014. Тиуанако и борьба с врачами.

После утреннего визита на рынок с гастрономическими интересами я отправился в больницу к Вове, а Дима в это время поехал осматривать древний город Тиуанако.

Вокруг этого доинковского памятника истории витает очень много мистики и легенд. Считают, что когда-то Тиуанако стоял на берегу океана и был портовым городом, в из-за чудовищного катаклизма был поднят на 3 тысячи метров над уровнем моря вместе с горной цепью Анд.

В пользу этого говорят схожесть фауны озера Титикака и мирового океана. Таким образом когда-то Титикака был частью океана. Но все ети загадки пока остаются неразгаданными. Добраться до Тиуанако можно местными маршрутками, которые отправляются в первой половине дня от городского кладбища Ла Паса.

Пока Дима наслаждался древними развалинами я наведался в больницу. Вова был очень рад меня видеть, он чувствовал себя уже намного лучше и хотел, как можно скорей покинуть госпиталь. Но это было не так то просто. Во первых врачи были крайне против и настаивали на том, что Вове нужно еще находится в больнице. А во вторых мы узнали примерную стоимость однодневного пребывания в больнице — 700$!!!

К счастью у Вовы была страховка которая должна была все покрыть, но пока мы устанавливали связь с страховой компанией и договаривались о переводе денег — Вова оставался заложником больницы.

Складывалась парадоксальная ситуация — мы ожидали когда страховая оплатит лечение, но при этом с каждым днем сума оплаты росла. Зная о разных инцидентах с страховыми компаниями мы не на шутку боялись что страховики увильнут от оплаты. Но выхода не было, Вове пришлось остаться еще на сутки в ожидании проплати страховой.

21.05.2014. Победа и Дорога смерти.

Рано утром я снова вернулся в клинику. Вова уже был в бешенстве от больницы и мы твердо решили сегодня отсюда уйти. Но страховая все еще не перевела нужную суму. Врачи несли разную несуразицу о том что они вообще не вышли на связь с страховой.

Только после учиненного мною скандала получилось добиться освобождения Вовы, но нам пришлось оставить в клинике его паспорт. Вове было уже намного лучше, но в горы ему пока еще было рановато. Было решено, что в ближайшие 2 дня мы с Димой предпримем попытку подняться на гору Уайна Потоси (6088 м) что была неподалеку от Ла Паса, а Вова отдохнет немножко, съездит в Тиуанако и дальше мы все вместе пойдем в горы.

В это время Дима катался на велосипедах по знаменитой во всем мире «Дороге смерти». Ежегодно на ней погибает больше 100 людей, вот такая печальная статистика. Но на мой взгляд таких дорог в Андах, да и вообще в горах полно. Вопрос только в количестве транспорта курсирующего по этой дороге. Здесь он очень велик.

Вечер провели празднуя возвращения Вовы из Больницы и слушая рассказы Димы о «Дороге смерти». Пили текилу в баре нашего хостела. Ла Пас удивительный город — здесь практически невозможно найти пивную. Вообще здесь не принято пить.

22-23.05.2014. Восхождение на Уайна Потоси (6088 м)

В 9 утра мы отправились в офис одной из туристических фирм Ла Паса, чтоб опробовать снаряжение для восхождения. На месте нам выдали кошки, ледоруб, шлем, систему, пластиковые ботинки, гамаши. Также можно было взять ветрозащитную куртку и штаны, но мы имели свои, лучшего качества.

С нами вместе шел также парень из Испании. Нас троих посадили в легковой автомобиль и повезли к подножью Уайны. Дорога заняла полтора часа и проходила вдоль бесчисленных лагун в широкой горной долине.

К сожалению погода портилась, вся Уайна Потоси была в тучах, пролетал снег. Проезжали возле живописного кладбища, что очень часто попадает на фотоснимки из этих мест. Приехав на место мы совсем огорчились — на улице была настоящая метель, везде лежал снег. Но отступать было некуда, нужно было идти на верх.

После сытного обеда, мы утеплились надели наши рюкзаки и пошли наверх. Стартовали мы с высоты 4700 м, а дойти нам сегодня нужно было всего до 5150 м в высокогорному приюту «Кампо Альто», откуда ночью надо было начинать штурм вершины.

Хотя переход и не большой, но на высоте шлось не просто. Все почему-то спешили подняться по скорей, и нам пришлось тоже ускорятся. Вниз спускались местные подростки совсем неподобающе одеты для местного климата. Видимо приехали очень рано и ожидали хорошей погоды.

Склоны Уайны Потоси были полностью покрыты курумником, который оледенел, передвигаться было не просто. Примерно за полтора часа мы добрались до Кампо Альто. Приют состоит из 3-х помещений: спальни для туристов, общей столовой и чердака для гидов и обслуживающего персонала.

Только расположились на двухъярусных кроватях как выяснилось, что для нас просто забыли забронировать места. Вот так вот. Пришлось нам ютится вместе с гидами на чердаке. Но уровень комфорта там не особо ниже – главное, что тепло.

Покушав горячего все отправились спать, так как восхождение должно было начаться в час ночи. Сном конечно это трудно назвать, все-таки высота 5150 — мы с Димой просто пролежали несколько часов в спальниках, но так и не смогли уснуть. Зато местные гиды спали как убитые.

Где-то в 11 часов я вышел из приюта по делам и был ошеломлен тем, что тучи вокруг развеялись, снег перестал падать и я увидел белоснежны силуэт громадной Уайны Потоси. Это было невероятное зрелище. С противоположной стороны, далеко внизу мерцал миллионами огней Ла Пас.

Благо погода наладилась и в 1 ночи всех разбудили для восхождения. Толпа сонных восходителей неуклюже гремели пластиковыми ботами по столовой, пили кофе и что то ели, если был аппетит. Вскоре гиды распределили между собой восходителей и начали выходить связками из приюта.

Настал и наш черед. Спустившись немного от приюта, на снежник одели кошки, связались в связку из 4-х человек и двинули вверх. Темп гиды задавали отличный — даже дыхание не сбивалось. Все двигались практически одной шеренгой. Поднимая голову было видно, как цепочка фонариков уходит все выше и выше в черное небо.

Подъем достаточно крутой, но при правильном темпе это совсем не чувствуется. Шли практически без остановок, уверенно набирая высоту. Через несколько часов ходу тропа превратилась практически в стену. Пришлось использовать ледоруб и кошки на полную. Так что хотя все и говорят, что Уайна Потоси не техническая гора, все-таки элементы настоящего альпинизма тут присутствуют.

Ставало все холоднее, а через медленный темп связок согреться физической работой было невозможно. Гиды иногда очень некстати шутили начиная выкрикивать «Лавина, лавина…» Это иногда здорово пугало, так как тропа часто проходила через трещины и разломы, так что всякое тут может случится.

На высоте 5800 м наш гид прекратил восхождение в связи с количеством снега и на пришлось спускаться. Это было очень грустно, сложно было принять поражение, но в горах нужно быть покорным.

Вскоре начало очень быстро вставать солнце, начали прорисовывается окрестные горы. Вдруг как то очень резко тучи расступились и нашему взору предстал по истине эпический вид. Все горы лежали где-то внизу, засыпанные снегом. Еще ниже гор сплошным ковром лежали тучи. И только в одном месте их не было — над Ла Пасом. Он сверкал огнями словно из глубокого колодца. От увиденного просто пропадал дар речи. Это было счастье.

В Кампо Альто стало понятно, что практически все вернулись обратно. До отметки 6000 м дошли только 3 человека, а на вершину и вовсе никто не поднялся. Немного отдохнув в приюте ми пошли вниз. Поскольку мы не спали всю ночь начала сказывается усталость.

Спуск был неожиданно долгим, даже не верилось что мы поднялись к приюту всего за полтора часа. Дальше были долгие часы ожидания трансфера в Ла Пас и долгожданный сон в хостеле.

24.05.2014. Тропа Эль Чорро.

Настало время продолжить прерванный горной болезнью поход. Во избежание рецидива этой болячки было решено изменить маршрут и пройти трек на высотах пониже 4 тысяч м. Для этого как нельзя лучше подходила тропа Эль Чорро.

Пройти ее можно за 3 дня и она практически полностью состоит из спуска. Собрав только самое необходимое на этот срок, мы сели в такси и поехали в больницу, чтоб по возможности решить проблему страховки. К сожалению ничего не получилось и мы поехали дальше.

Такси забросило нас на перевал Чукура (Chucura) высотой 4850 м. После нескольких дней непогоды на высоте, здесь все было засыпано снегом. Холодный ветер продувал до костей. Но стоило нам начать спускаться как сразу резко потеплело.

Тропа Эль Чорро является древней дорогой инков, построенная для прохождения важного перевала. Качество и масштаб проведенных инками работ для постройки этой дороги поражают. Это безусловно лучшая из сохранившихся дорог инков.

Тучи развеялись и мы увидели невероятные виды окружающих гор. По пути также осмотрели инкские развалины. На тропе есть чек поинты на которых надо регистрироваться, а на одном из них заплатить 20 боливиано за вход на тропу.

Постоянно спускаться нам очень понравилось. День как-то прошел легко и не принужденно. Прошли через милую деревушку где проходил футбольный матч. Такое впечатление что весь поселок собрался у стадиона. Особо впечатлили девушки играющие в футбол в национальных костюмах.

До запланированного кемпинга не дошли, разбили лагерь прямо на обочине тропы инков у чудесной горной реки. За день скинули больше километра, поэтому было тепло и дышалось значительно легче.

25.05.2014. Дорога к Сан-Франциско.

Продолжили наш спуск и дошли до кемпинга где должны были ночевать. Было воскресение и в поселке где я насчитал 3 дома и мост стояла маленькая церквушка, где даже правилась молебен. Присутствовал только священник. Здесь мы задержались практически на час соблазненные кока-колой.

Сегодня дорога не только спускалась, но и прилично поднималась вверх, чего мы совсем не ожидали. Спустились ниже 2500 м, вокруг сочной зеленью буяли настоящие джунгли. Тропа практически ныряла под зеленый покров, где иногда из-за плотности листвы было совсем темно.

Везде было влажно, тропу пересекало множество ручейков, а иногда даже водопадов. Очень живописные места. К вечеру добрались до запланированного кемпинга Сан-Франциско, где и разбили лагерь. Стоимость ночевки — 10 боливиано с человека.

26.05.2014. Коройко.

Проснулись пораньше чтоб преодолеть остаток тропы. Всем кто посещает Боливию я очень рекомендую поход по Эль Чорро. Здесь не только очень красиво, но также есть возможность отдохнуть от высоты остальной Боливии.

Спустились до неприличной для нашего похода высоты — 1200 м. Стало очень жарко, чувствовалась близость Амазонки. Достигнув поселка Chairo мы завершили поход по Эль Чорро. Дальше наняли такси до городка Коройко, что был виден на горизонте весь день.

Добирались до Коройко практически 2 часа. Город потряс своим местоположением на крутых склонах Анд. Улочки были очень узкими. Отовсюду открывались чудесные виды. Было трудно поверить, что такие огромные горы могут быть настолько обжитыми.

Дальше по той же знаменитой «Дороге смерти» поехали на маршрутке в Ла Пас. Дорога очень живописная, просто невозможно оторваться от окна. Вечером заскочили в больницу, но там уже никого не было. Это нарушило наши планы на ночное отправление в Уюни. Остались на ночь в Ла Пасе.

27.05.2014. Кин-дза-дза.

Не хочется углубляться в подробности, но с скандалами и угрозами пойти в полицию нам удалось все-таки забрать паспорт в больнице, оказалось, что деньги давно перевели на счет больницы, но страховая забыла об этом сказать, а больница не парилась проверять. Итого лечение Вовы от горнячки влетело страховой в 2000 $.

Счастья нашему не было предела. Мы купили билеты на ночной автобус в Уюни, к знаменитым солончакам. Воспользовались компанией перевозчиком «Panamericana» стоимостью 100 боливиано. Просветили остаток времени на покупки сувениров в Ла Пасе а также посетили уникальный парк «Лунная долина». Он мне очень напомнил таинственную Каппадокию .

Вечером прикупили бутылку рома на дорожку и отправились на автобусный терминал. Автобус оказался очень старым. Он поведал на своем пути столько, что нам и не снилось. Но когда мы начали поездку — я внезапно осознал, что мы попали в мир старого советского фильма «Кин-дза-дза».

Все вокруг очень напоминало дизайн пипилаца. На грунтовой дороги автобус бросало со стороны в сторону, салон полностью погруженный во тьму был постоянно полон пыли, от чего пассажиры постоянно кашляли. Вскоре внутри стало нереально холодно, температура упала ниже нуля, пар валил изо рта а окна покрылись морозными рисунками.

Нас спасала только бутылка рома, но она стремительно заканчивалась, а реальность кин-дза-дзы ставала все очевидней. В туалете, который традиционно присутствует на пипилаце вместо слива водой, был слив пылью а за окном в лучах восходящего солнца пролетала красная пустыня. Это не наша планета. Но все имеет свойство заканчиваться. В 7 утра мы-таки «долетели» до Уюни.

28.05.2014. Солончак Уюни и остров «Рыбы»

Следующие 3 дня были настолько яркими, что наверное запомнились лучшего всего из похода по Боливии. Утром в Уюни был ощутимый мороз, поэтому мы сразу отправились в ближайшую фирму предлагающую 3-дневные поездки по солончаку на джипе.

На вооружении у местных обычно стоит Toyota Land Cruzer, которая берет на борт 6-7 человек с вещами. Водитель является также гидом, поваром и родной мамой для всех пассажиров джипа. Со всеми проблемами и вопросами нужно бежать к нему.

С нами в джип-команду попали двое французов: Тома и Жереми, а также две девушки из Японии: Айя и Мари. Все отличные ребята и мы здорово подружились в походе\\джипинге. Нашего водителя звали Ибан, и он был очень хорошим гидом. В 10 утра стартовали из городка Уюни.

Первой остановкой было кладбище паровозов, что находилось сразу на окраине Уюни. Когда-то в регионе была очень развита горная промышленность, и Уюни был настоящим шахтерским городком. Для транспортировки добиваемых руд была построена железная дорога. Из Британии привезено множество современных по тем временам паровозов.

Но вскоре запасы полезных ископаемых иссякли, отрасль пришла в упадок, и паровозы стали никому не нужны. Сейчас они стоят среди пустыни, как мемориал о былой славе этих железных великанов. Сделав заветные снимки двинулись дальше.

К сожалению в мае на солончаке нету тонкого слоя воды, но от этого он не менее живописен и интересен. Сначала нас привезли к старому соляному отелю, посреди пустыни. Сейчас его переоборудуют в музей. Очень порадовало наличие украинского флага неподалеку. Здесь у нас был обед.

Солончак Уюни абсолютно плоский на многие километры. В результате этого можно очень интересно играть с перспективой. Наш водитель был настоящим виртуозом в этом, и даже имел при себе спец реквизиты. Вот что получилось 🙂

Под коркой соли были пустоты, заполненные ропой. В этом растворе очень много лития, которому пророчат большое будущее в изготовлении аккумуляторов для электромобилей и прочего. По словам ученых, практически весь мировой запас лития находится именно здесь. Так что у Боливии возможно будет будущее как в Арабских Эмиратах, кто знает.

На закуску нас привезли на остров «Рыб». Это просто фантастическое место. Посреди соляной пустыни возвышается скальный остров весь покрытий огромными кактусами. Сюрреалистическая картина. Чтоб подняться на вершину острова надо уплатить 30 боливиано.

Сегодня попрощались с Вовой, у которого послезавтра был авиарейс домой. Он уехал на другом джипе обратно в Уюни, а мы продолжили путешествие по солончаку Уюни. Еще долго мы ехали по удивительной пустыне пока не приехали в маленький поселек, где нас поселили в одном из соляных отелей. Кстати самым удобным строй материалом здесь является именно соль.

Вечер провели за веселыми разговорами с французами и японками и бутылкой боливийского «сингани».

29.05.2014. Лагуна Колорадо.

Проснулись в 7 утра свежие и готовые к новым приключениям. Позавтракав, упаковали вещи на крышу джипа и двинулись в путь. Каждый новый день на солончаке Уюни был ярче предыдущего.

Первым объектом посещения было озеро, на котором мы впервые увидели фламинго. Эти невероятные птицы питаются мелкими организмами что обитают в соленых водах здешних озер. На берегу также была замечена местная лиса.

По пути к следующей лагуне мы пересекли много удивительных ландшафтов вулканического происхождения. За каждым поворотом Альтиплано выглядело совсем по другому. Даже не думал, что пустыни могут быть такими разнообразными.

Посетили настоящий действующий вулкан и поистине марсианские пейзажи. Вообще все вокруг напоминало не треккинг по Боливии , а настоящую высадку на Марс.

Обед у нас был в маленьком туристическом поселке в 5 домов на берегу еще одного озера с фламинго. Эти птицы являются главным предметом охраны местного заповедника. Также здесь полно викуний — родственниц лам, которые бродят везде маленькими стадами и неизвестно чем питаются.

Потом мы поднялись на самую высокую точку поездки по Альтиплано — 4700 м. Вскоре наш водитель остановился в узком ущелье где обитает много местных грызунов — вискачо. Они очень напоминают зайцев или мелких кенгуру. Абсолютно не боятся человека, и подходят в поисках лакомств прямо к вам. Можно даже попытаться погладить этих удивительных животных.

Ближе к вечеру мы прибыли в цели нашего дня — лагуне Колорадо. Главной ее особенностью валяется то, что вода в ней красного цвета. Причина этому минералы в почвах вокруг. Здесь все красное. Закрадывалась мысль что именно так будет выглядеть терраформированый Марс.

В озере много фламинго, но что очень потрясло так это обилие мертвых и обезглавленных птиц на берегу озера. Здесь же в озеро впадали термальные источники. Как выяснилось это те птицы которые не смогли набраться достаточно сил для перелета. Они остались на озере чтоб хоть как-то согреться в теплых водах, но холодный климат Альтиплано все равно обрекает их на смерть.

Для проезда на территорию лагуны Колорадо необходимо заплатить 150 боливиано. Не выбрасывайте билет, он Вам пригодится на следующий день, чтоб покинуть заповедник.

На ночлег остановились в маленьком хостеле недалеко от озера Колорадо. Ночь была холодной, на небе сияли очень яркие звезды.

30.05.2014. Лагуна Верде и гейзеры.

Гид поднял нас в 5 утра. Для того чтоб успеть все посмотреть и вернутся обратно в Уюни необходимо много времени. Все метались по хостелу сонные и замерзшие. На улице дул холодный ветер. Погрузились в джип, согрелись и моментально уснули.

Первая остановка — гейзеры. Прямо из под земли с диким свистом вырывался столб пара. Вдалеке виднелись такие же гейзеры. Я раньше никогда не видел этого явления природы и оно меня очень поразило.

Чуть дальше было целое поле маленьких кратеров, на дне которых кипела вода, в разных местах под давлением из земли вырывался пар. Самые отчаянные прыгали через гейзер как через костер. Везде пахло серой.

Было очень холодно и постоянно преследовало желание погреть руки в гейзере. Не хотелось покидать это место, но пора было двигаться дальше. Следующая остановка — горячие источники.

Чудесный маленький бассейн наполненный теплой водой, под синим небом Альтиплано — что может быть лучше. Быстро переодевшись мы устремились в бассейне. Это было блаженство, согреться после такого холодного утра. Даже мысль о том чтоб выползать из води пугала. Но выходить оказалось совсем не холодно.

Свежие и довольные жизнью мы помчались дальше. Впереди нас ждала Белая лагуна и лагуна Верде. В водах последней большое количество мышьяка, поэтому это мертвое озеро.

На этом наше путешествие по солончаку Уюни, а точнее по плато Альтиплано закончилось. Мы прибыли на границу Боливии и Чили, откуда ребята отправились в Сан Педро де Атакама, а мы с Димой на той же машине поехали через весь солончак обратно в Уюни.

Дорога заняла весь день, и по пути мы еще посетили ряд очень интересных мест. Все даже и не вспомнишь. Солончак Уюни по истине одно из самых удивительных мест на планете, которое обязательно надо посетить.

В Уюни мы попрощались с водителем и отправились за билетами в Ла Пас. Нас ждал неприятный сюрприз — все билеты были уже распроданы, осталось только одно место. Поскольку я не успевал на самолет из Куско в Лиму, то билет достался мне. Дима задержался в Уюни еще на одну ночь. Вот так мы попрощались, и наш поход по Боливии закончился.

Меня ждал переезд длиною в сутки до Куско и возвращение домой. Боливия настолько поразила меня, что еще не покинув ее, мне хотелось обратно. Надеюсь мне еще придется здесь побывать.