Отчет о походе по Фанским горам. Таджикистан

Туристы в Фанских горах

Наверное, большинство отчетов по Фанам начинаются словами Визбора ?? «Я сердце оставил в Фанских горах…», тоже самое произошло и с нами. Эти горы поразили нас своими масштабами, суровостью и в то же время гостеприимностью. Равнодушным они точно не оставили никого.

17.08.2015. Ташкент

Я вместе с Юрой, вторым инструктором в этом походе, прилетел в Ташкент заранее, чтоб решить большинство организационных вопросов. Остальным участникам похода встреча была назначена в аэропорту Ташкента, с самого утра. Все прилетели по графику, без задержек и потерь багажа, что несказанно порадовало нас.

Прямо из аэропорта нас забрали 4 заранее заказанные машины, и отвезли на границу Узбекистана и Таджикистана, на погранзаставу Ойбек. Дорога заняла около 2-х часов езды. Процедура прохождения границы не простая – приходится заполнять декларацию, выворачивать карманы, остался неприятный осадок, зато Таджикистан принял нас очень гостеприимно и так длилось до того времени пока мы снова не оказались в Узбекистане.

На таджикской стороне нас уже ждало 2 микроавтобуса из альплагеря «Артучь». Угостив нас дыней, водители быстро помчали через пустыню в городу Худжант, а оттуда через перевал к самому альплагерю.

Приехали мы поздно вечером. Альплагерь удивил своей оживленностью, а главное сервисом. Таджики могу организовать все, и при этом на лучшем уровне. Здесь мы закупили газ, получили необходимую информацию и мулов на прохождение первых нескольких дней маршрута. Ночевали в своих палатках, разбив их на территории лагеря.

18.08.2015 Перевал Чукурак и Колуколонские озера.

Утром, как только взошло солнце, я проснулся и наконец, уводил окрестные горы во всей красе. Погода стояла чудесная, и предвещала длинный и жаркий день. Позавтракав мы познакомились с нашими погонщиками мулов, вручили им наши рюкзаки, а сами, с маленькими рюкзачками вышли на маршрут.

Прямо за территорией лагеря начинается крутая тропа, которая за полчаса вывела нас к озеру Чукурак — первому в нашем походе по Фанам . Не смогли ми удержаться от купания в водах озера. Здесь Ваня сделал свою роковую ошибку — по спорил, что будет купаться в каждом фанском озере 🙂 Он еще не понимал масштабов трагедии.

От озера начали постепенно подниматься к перевалу. Подъем совсем не сложный, но достаточно жаркий. Тени в Фанах очень мало, поэтому здесь обязательно нужна защита от солнца – кепка и солнечные очки.

Куликолонское озеро

С перевала открывается замечательный вид на большое Куликолонское озеро. Вся долина как на ладони, и во главе всей этой красоты возвышается почти двухкилометровая стена Мирали. Пообедав на перевале начинаем спускаться вниз.

У берегов озера проходили через стоянку пастухов, где нас угостили изумительно вкусным айраном. Не обошлось конечно и без купания в Большом Куликолонском озере.

Погонщики должны били ждать нас с вещами на берегу озера Бибиджанат, куда мы и направились. Солнце уже близилось к закату, когда на пути нам встретились пара планеристы. Трудно себе даже представить, как красиво выглядит эта горная долина с высоты птичьего полета.

Встретив погонщиков, разбили лагерь недалеко от чайханы, что стоит на берегу озера. В чайхане можно купить разнообразные соблазны цивилизации, главным из которых является пиво. На ужин нас ожидал также арбуз, приехавший на осликах вместе с рюкзаками.

19.08.2015. Алаудинские озера

Проснулись под дружный аккомпанемент ослов, которые разговаривали между собой явно не обращая внимание на спящих людей. Ночи в Фанских горах достаточно прохладные, утром также еще свежо

Позавтракали, и направились к озерам Душаха что находятся немного выше по горной долине. Здесь произрастает много деревьев арчи, стволы которых закручены в спираль. Раньше мне не приходилось видеть такую диковинную форму деревьев. На озерах Душаха Ване снова пришлось искупаться в каждом из озер.

Отсюда повернули к борту горной долины и начали медленно взбираться на нее. Перевал Алаудин дался нам легко, даже не смотря на жару. Отсюда видно как большое Куликолонское озеро, так и озеро Алаудин. Цвет воды последнего просто заворожил нас.

На перевале догнали наш караван из осликов, и остановились на обед. Спуск вниз, как и везде на Памиро-Алае не легкая задача. Склоны обильно покрыты мелкими камнями. В Фанах можно встретить сыпуху на любой вкус.

Во время спуска встретили таджиков, которые пригласили нас вечером на плов. Спустившись к озеру, конечно же, искупались и занялись установкой лагеря. После шести часов вечера отправились в чайхану, что находилась на другом берегу озера, где чудесно посидели в компании туристов из Таджикистана и Франции, попробовали чудесный плов. Гостеприимные таджики дали еще кастрюлю плова с собой, и мы с радостью отнесли ее нашим ребятам, что остались в лагере. Вечер был потрясающим.

20.08.2015. Мутное озеро

Погонщики подняли нас сегодня пораньше так как хотели успеть к вечеру вернутся в Артучь. Пока мы собирали вещи, наши ослики в любовном угаре ворвались к нам в лагерь и, не обращая никакого внимания на наши крики и пенки принялись топтаться по вещам, обильно рассредоточенным по лагерю.

озеро Алаудин

Разогнать сладкую парочку оказалось совсем не просто. Ослики действительно очень упертые. 🙂

Вышли когда ущелье еще не прогревалось солнцем. Идти было очень комфортно. Вскоре пришли к небольшому озеру Пиала. В Фанах очень часто реки появляться просто из-под земли, и так же бистро пропадают среди камней. Тоже было и с озером пиала. Несколько десятков метров выше водяного зеркала, из-под камней вырывался горный ручей, который впадал в озеро.

Было решено искупаться и в этом озере. Но черт нас дернул сначала измерить температуру воды — итак, всего 3,8 градуса. В такой холодной воде я еще не купался. Было абсолютно не холодно — было больно!

Поднявшись выше, увидели горы пяти тысячники: Замок, Чимтаргу и Энергию. Пейзаж вокруг становился совсем суровым. Здесь понимаешь, почему Фанские горы считались Меккой советского альпинизма.

Уже в обед мы пришли на нашу стоянку у берегов Мутного озера. Здесь все попрощались с погонщиками и караваном осликов. Дальше начинался автономный поход.

Вторую половину дня провели купаясь в озере и просто отдыхая. Сегодня было так непривычно засыпать без «пения» осликов.

21.08.2015. Перевал Чимтарга

Проснулись пораньше. Дежурные сварили завтрак на газу, оперативно собрали палатки, упаковали рюкзаки. С рюкзаками идти было не так резво, но тем не менее все чувствовали себя прекрасно.

Стремительно набирали высоту по каменистым осыпям и вскоре повернули в узкое ущелье откуда нам показался перевал Чимтарга. Тропа частенько терялась и шла вдоль ледника, покрытого мелкой щебенкой.

Подъем на высоту 4500 м, где находится ровная полка с расчищенными под палатки местами достаточно изнурительный. Воды здесь не много, но днем, между камней текут небольшие ручейки талой воды со снежников. На утро они исчезают, так как за ночь снег промерзает.

Поставили лагерь, позавтракали. Некоторым участникам похода стало дурно от высоты. Виды отсюда невероятные, особенно на массив горы Большая Ганза.

под перевалом Чимтарга
22.08.2015. Большое Алло

Спалось плохо, видимо давала знать о себе высота. Проснулся от звуков падающего на палатку снега! Выглянув из палатки и понял, что все вокруг замело. Видимость 30 метров, не больше.

Решили немного подождать, может снегопад прекратится. Но время шло, а позитивной динамики улучшения погоды не было. Сварили завтрак, разнесли по палаткам и начали собираться.

Как только вышли и начали подходить под перевал, появились разрывы в облаках и мы увидели Фаны другими — заснеженными и затянутыми тучами и туманами.

На перевале дул очень сильный ветер, что норовил сбить с ног. Всего несколько снимков и спускаемся вниз, так как наверху очень холодно.

Долина реки Зиндон, что открылась нам с перевала просто потрясает глубиной каньона. Склон по которому надо спускаться представляет собой одну нескончаемую сыпуху. Вскоре снег превращается в дождь.

Долина реки Зиндон

Когда спустились к реке, осадки прекратились и стало значительно светлее и радостней. Пообедали, пригубили капельку виски для согрева после дождя и продолжили спуск к озеру Большое Алло.

Долина реки Зиндон очень красивая. Везде в небо поднимаются огромные скальные стены, на которых возможно даже разглядеть горных козлов. Иногда каньон перегораживают завалы из камней исполинских масштабов.

Само озеро — Большое Алло завального типа. Когда то огромный обвал перегородил горную долину, в результате образовалось озеро. Цвет воды нереальный, и очень яркий, особенно в солнечную погоду.

Большое Алло - закат

Мест под палатки на берегу не много, но при желании можно разместиться нескольким группам. К нашему удивлению, кроме нас, людей здесь не было вообще.

23.08.2015. Верхнее Алло

Сегодня по программе у нас день отдыха. Выспались до упора, разожгли костер и конечно же поплавали в озере.

В середине дня пошли в радиалку на озеро Верхнее Алло. Расстояние до него всего 3 км, и набор высоты около 200 м. Прогулка прошла очень незаметно, правда на верхнем озере было очень холодно, и Ваня — наш пловец в каждом озере, был не очень счастлив, но выполнил свой долг.

Вечером сидели возле костра и уничтожали припасы, что угрожали быть не съеденными за весь поход.

24.08.2015 Спуск в Газу

Берега озера состоят из огромных валунов. Передвигаться по такому рельефу очень не просто. Постоянно нужно прыгать с камня на камень и искать верный путь в каменных джунглях.

Большое Алло

Масштабы всего в Фанах очень внушительные. Все здесь, какое то гигантское.

Погода стояла солнечная, и точно как было написано в программе похода: с каждым шагом становилось все жарче и жарче.

К обеду пришли к озеру Малое Алло где пообедали и искупались. Место здесь очень красивое, но нету места даже для одной палатки.

Чуть ниже озера тропа просто исчезла. Совсем недавно сильный паводок смыл часть набитой тропы. Передвижение также затрудняли колючие кусты, продираться через которые было совсем не просто.

Вскоре мы разделились, и пошли разными путями но совсем не надолго. Несколько переходов речки вброд не испортило нам настроения, но здорово намочило ботинки. Благо в климате Фанских гор это не так страшно.

Уже совсем вечером вышли на автомобильную дорогу и пошли к поселку Газа. Здесь остановились на берегу речки. Мы сразу привлекли внимание жителей аула, и гости в наш лагерь потекли рекой.

Вскоре к нам начали обращаться с просьбами предоставить первую медицинскую помощь, или просто дать лекарств. Так на нашем столе оказался свежий хлеб. Но все были уставшими, и быстро легли спать. Я созвонился с альплагерем Артучь и напомнил о том что нас завтра утром должны забрать и отвести в Ташкент.

25.08.2015

Вместо 8 утра, машины приехали около 6, когда все мы еще сладко спали. Начали поспешно собирать лагерь, наспех готовить завтрак. Все же не терпелось уже и в цивилизацию.

Выехали двумя микроавтобусами и сделали остановку у первого магазина. Мороженое, пиво, кола, все потекло рекой 🙂 К сожалению, наши планы попасть в Ташкент еще засветло не свершились. Здесь в горах Таджикистана проходит стройка новой дороги. И как результат мы попали на один фрагмент дороги, что был временно закрыт.

Простояли около 4 часов, пока катки укладывали новый асфальт. Но это время мы провели с пользой, посетив придорожное кафе, где и начали праздновать завершение активной части похода.

А дальше была граница, и нас приветствовал Узбекистан. В Ташкент приехали поздно вечером, приняли душ и легли спать в нашем хостеле «Топчан».

26.08.2015. Самарканд

В 8 утра мы уже были на ж\\д вокзале Самарканда и садились на скоростной поезд Афросиаб. Поразили меры безопасности, чтоб добраться до своего места в вагоне, у нас проверили билеты 4 раза!

Уровень сервиса здесь выше всяких похвал. Состав очень современный, и комфортный. У каждого пассажира есть своя розетка, наушники для радио. Даже в эконом классе кормят. Путь от Ташкента в Самарканд занимает примерно 2 часа.

Прибыв в Самарканд первым делом поехали на центральную площадь Регистон, главную достопримечательность Узбекистана. К нашему большому разочарованию, здесь проводились сьёмки фестиваля местной музыки, и весь исторический комплекс был закрыт для посещения на несколько дней.

Узбекские женщины

Но даже несмотря на это в городе еще очень много интересных памятников времен Персии. Мы осмотрели.

Больше всего поразил некрополь Шахи-Зинда

Бухара фото

Также мечеть Тамерлана

Сам город очень нам понравился. Вечером зашли в одно из кафе и душевно посидели почти до 12 ночи, после чего отправились на вокзал и сели на ночной поезд в Бухару. Это уже был обычный совковый плацкарт.

27.08.2015. Бухара

На вокзале в Бухаре нас сразу атаковали таксисты. Мы не смогли устоять и были доставлены в центр города, где сначала пошли в кафе позавтракать.

Историческая часть города очень самобытна и богата памятниками. Здесь много медресе, мечетей, а также базаров, где продается множество сувениров.

Бухара

Очень красивой является мечеть Колян — визитная карточка города.

Также посетили крепость Арк где послушали очень интересную и познавательную экскурсию.

В 8 вечера сели на поезд обратно в Ташкент. На этом наш поход закончился. На следующий день все разлетелись по домам. Фаны действительно покорили нас.