Отчет о пешем походе по горам Норвегии. Йотунхеймен

Норвегия — удивительная страна с очень красивой природой и высоким уровнем жизни. И хотя цены здесь кусаются, я настойчиво рекомендую каждому любителю походов и активного отдыха посетить эту страну и пройтись по ее горам. Суровая северная природа подарит незабываемые эмоции. И если все хорошенько продумать, то поход в эти края получится очень даже бюджетным. Вот наша история знакомства с потрясающей Норвегией.

08.08.2014. Прибытие в Осло

В Осло я прилетел прямо из похода в Исландии , где у нас тоже проводился поход. Группа собралась приличная — около 20 человек. У каждого было задание привести что-то из продуктов. В Норвегии все очень дорого, и, если закупать продукты и газ на месте — бюджет поездки будет неоправданно велик.

Нам повезло что Игорь, Галя, Дина и Дима — ребята с которыми мне доводилось ходить раньше в поход по ликийской тропе , приехали в Осло на машине. Они и привезли львиную часть всего необходимого.

Встречались мы в кемпинге, что находится в самом городе. День выдался тяжелым и собрать всех оказалось совсем не просто. Но ближе к вечеру все уже были на месте, и мы пошли гулять по городу.

Осло не большой, но очень красивый город. Как и в других скандинавских странах здесь старая архитектура тесно переплелась с домами в стиле хай-тек.

Особенно поразила набережная с элитными жилыми кварталами.

09.08.2014. Национальный парк Йотунхеймен

Проснулись очень рано, практически не завтракали, собрали рюкзаки и побежали на автобус что идет от самого кемпинга к центральному автобусному терминалу Осло. Здесь, как и в Исландии, практически везде можно платить кредитной картой.

Автобусное направление на Йотунхеймен очень популярное, поэтому лучше покупать билеты на автобус заранее. Все здесь ходит строго по расписанию. Дорога до парка занимает больше 5 часов. Но виды за окном не позволяют скучать, так что поездка приносит только удовольствие.

Постепенно природа за окном становилась все суровей и бескрайние сосновые леса заменил кедровый стланик и тайга. Нашей целью был поселок Гендесхейм, что стоит на берегу озера Генде. Озеро длинное — около 25 км, так что складывается впечатление, будто мы стоим на берегу фьорда. Здесь мы долго ждали ребят, что добирались из Осло на машине.

Собравшись и пообедав, начали подниматься наверх к горе Besseggen. Тропа постепенно поднимается над озером и выходит на гребень, за которым лежит другой крупный водоем — озеро Bessvatnet. Оно значительно выше чем Генде и имеет совсем другой цвет воды. Это уникальное зрелище.

Поднялся сильный ветер, и погода начала стремительно портиться. В это время мы добрались до крутого спуска с Besseggen на седловину. Рельеф здесь и так не простой, но дождь, который начался, только усложнил наше передвижение.

Скользкие камни заставляли двигаться медленно, и в результате мы потеряли много времени. На седловине — на самом берегу озера Bessvatnet были места под палатки, и поскольку уже почти стемнело, нам пришлось поставить палатки здесь.

Седловина не самое лучшее место для лагеря. Как и ожидалось — поднялся очень сильный ветер, который просто поломал несколько палаток. Я успел сварить ужин для группы, но мы его так и не съели, потому что спасали лагерь от разрушения ветром. Это было не легкое крещение для тех девчонок, которые впервые были в походе.

Владимир, с которым мы раньше ходили вокруг Аннапурны , вместе со мной таскал камни для укрепления палаток до 3 часов ночи.

10.08.2014. Жизнь наладилась

Утром нас встретило солнышко и полный штиль. Все делились впечатлениями после жуткой ночи. Оказалось, что шторку от газовой горелки и крышку от котелка ветер просто унес куда-то в озеро. Хотя позже, Алла нашла и героически достала шторку из озера.

Покушав, мы двинулись дальше. Поднялись от седловины к озеру Bjornboltjonne и оттуда пошли на спуск к озеру Russvatnet. К сожалению, Владимир пошел вперед и немного промахнулся с тропой. Пришлось пойти за ним, и потерять время.

Но погода стояла отличная и это время остальные провели с пользой — отдыхали и знакомились друг с другом поближе. После воссоединения группы мы прошли еще немного и встали лагерем на берегу Russvatnet.

11.08.2014. Даешь две нормы за смену!

Когда я проснулся и вылез из палатки — на улице падал мелкий дождь. Это нормально для здешнего климата. После завтрака сразу собрались и вышли на маршрут. К сожалению, все затягивали тучи, и видимости практически не было.

Вскоре мимо нас пробежало стадо северных оленей — прекрасное зрелище. Здесь их очень много, и они совсем не боятся человека. Иногда подходят совсем близко, кажется рукой подать.

Перевал преодолели в полном молоке, двигались преимущественно по меткам и навигатору. Поскольку падал дождь и было холодно — двигались без остановок. Как результат — на обед пришли к приюту Глиттерхейм. Здесь покушали, немного согрелись и обсохли.

Погода за окном улучшилась, появилось солнышко и было решено пройти за сегодня расстояние, запланированное на завтра. Так мы начали подниматься к озерам на перевале Veslgluptjonnen. Рельеф там очень сложный и очень напоминает Горганы в Карпатах. Нагромождения огромных валунов, по которым приходится карабкаться и прыгать.

Здесь абсолютно нет обычного берега или дна, камни просто уходят под воду, а иногда нужно прыгать из камня на камень, что лежат среди воды. Сюрреалистическое место.

За ним идет огромное каменистое плато. Его край виден, но сколько б ты не шёл, складывается впечатление, что ты совсем не приближаешься. Уже начало темнеть, когда мы подошли к краю плато и увидели внизу приют Спитерстулен.

Спускались к нему уже с фонариками, совсем обессиленные. Было решено ночевать в приюте и не ставить палатки. Горячий душ и мягкая постель после такого марафона — просто неописуемое счастье.

12.08.2014

Мягкая постель всегда очень расслабляет — как результат, сильная крепатура мышц. После вчерашнего перехода 5 человек решили сойти с маршрута, и продолжить свое знакомство с Норвегией в Бергене. Тем более, что прямо от приюта ходят автобусы.

Остальные же решили устроить сегодня дневку, а завтра пойти на восхождение. Попрощавшись с ребятами, все занялись отдыхом. Кто-то пошел собирать ягоды, кто-то фотографировать оленей, а Виктор насобирал грибов.

Вечером сходили в сауну и поплавали в бассейне с видом на Гальхёпигген. А на ужин приготовили изумительный грибной суп. Поскольку часть людей сошла с маршрута, у нас был перебор с продовольствием, так что ко всем нашим бедам еще прибавился и жор-тур.

13.08.2014. Восхождение на Гальхёпигген.

Было решено больше не баловать себя комфортом. Утром собрали рюкзаки и спрятали их в одном из складских помещений приюта. И с легкими рюкзаками пошли покорять высочайшую вершину Норвегии.

Сначала тропа идет круто вверх, пока не выходит из горной долины. Дальше становится более ровной, но начинаются курумники. Наверху облачно, видимость низкая.

Вскоре под ногами уже снег и камни. Но мы полны решимости и идем дальше по узкому скальному гребню. Иногда тучи расходятся, и мы видим масштабные ледники внизу. Появляется чувство эйфории.

Удача на нашей стороне и когда мы выходим на вершину, тучи рассеиваются, и мы наслаждаемся чудесными видами окрестных гор. Высота Гальхёпиггена — 2469 м. На вершине стоит маленький приют, где можно купить горячий чай или кофе и поседеть за столиками, спрятавшись от стихии, бушующей на вершине.

В приют все поставляют портеры, реже прилетает вертолет. Делаем заветные фотографии на вершине и начинаем спуск вниз. В приюте забираем наши рюкзаки и отходим на расстояние 1 километра для установки лагеря. Вот мы и снова в привычной — палаточной среде.

14.08.2014. Кирка

Погода понемногу стала налаживаться. Солнце и хорошая видимость все чаще дарили нам отличные пейзажи. Первую половину дня двигались вверх по долине реки Виса. На горизонте виднелась гора Кирка — вершина в форме шипа розы.

Под перевалом видели, как проводятся спасательные работы в горах Норвегии . Вертолёт с несколькими спасателями снимал кого-то с горы неподалеку. Все организованно на высшем уровне.

Поднявшись к перевалу, вышли к, Troget и Leirvatnet под Киркой. Рельеф здесь простой и передвигаться очень просто и быстро. Вскоре пришли к месту стоянки на берегу Leirvatnet. Здесь также имеется приют и дорога в цивилизацию.

Когда поставили палатки, увидели очень яркую радугу на фоне Кирки. Такой радуги я не видел раньше.

15.08.2014. Обратно к Генде.

Утром обошли озеро Leirvatnet и двинулись в направление Генде. Тропа поднималась на перевал, и дальше, постепенно и плавно спускалась вдоль каскада длинных озер. Везде было много черники и приходилось делать постоянные остановки для дозаправки.

Светило солнышко и было как-то спокойно и уютно. Постепенно мы спустились к зоне карликового леса и стало еще веселее.

В конце дня пришли к приюту Гендебу на берегу Генде, где и поставили палатки. Отсюда отправляются корабли по озеру обратно в Гендесхейм.

Вечером собрались в столовой приюта и возле камина, с несколькими бутылками вина, отпраздновали завершение похода. Очень душевно посидели. К довершению этой картины, всех нас ждал горячий душ.

16-17.08.2014.Возвращение в Осло

Утро встретило нас дождем. Так что палатки пришлось собирать по-мокрому. Приготовив последнюю походную кашу, мы пошли на пристань, где сели на паром до Гендесхейма.

Кораблик весьма впечатлил размером и уровнем комфорта. Было очень интересно проплыть на большой скорости вдоль седловины, откуда нас чуть не сдуло в первую ночь нашего похода. Иногда попадались водопады, что прямо с крутых склонов гор обрушивались в озеро.

В Гендесхейме мы попрощались с ребятами, что приехали на машине и отправились на автобусе в Осло. Здесь группа уже разбежалась по разным местам. Кто-то отправился ставить палатки в кемпинг, а кто-то искать отель для более комфортной ночевки.

Вечером встретились в центре и погуляли по вечернему Осло. На этом наш поход закончился. На следующий день большинство участников разлетелось, а те, кто остался, пошли гулять по музеям в Осло.

Больше всего нам понравился музей арктических экспедиций корабля Фрам и музей Тора Хейердала. Если будете в Осло — обязательно посетите их.