Ликийский путь. Отчет о походе в октябре 2012. Часть 1.

Ликийский путь — это пешеходный маршрут по горной Турции в месте где в древности находилась Ликия. Маршрут был проложен в 60х годах прошлого века, а в 1999 году он был промаркирован. Длина маршрута насчитывает примерно 500км. Мы прошли часть пути — классическую часть по анталийскому побережью от каньона Гойнюк до мыса Гелидония.

Наше путешествие по Ликийскому пути

Первый день нашего путешествия мы провели не на тропе, а в Анталии, в восточной её части, в районе под названием Лара. Район совсем не примечателен, я бы даже сказал, уныл. Но у него есть и плюсы. Именно здесь находится лучший пляж Анталии — пляж Лара и нижний дюденский водопад.

Анталия встретила нас жуткой жарой (в Харькове было уже холодно). Добравшись до отеля мы пошли на пляж. Пляж действительно хороший — широкий, с крупным песком и пологим входом. Думаю, в Анталии этот пляж идеальный вариант для семейного отдыха с детьми. Пришли на пляж и тут же пошел дождь

Пляж интересен ещё и тем, что прямо возле него расположен парк с множеством дровяных печек. Любой человек может прийти и приготовить что либо. Интересная идея. Всё это под экзотическими деревьями — кедровыми соснами, земляничным деревом и платанами. В 20 минутах ходьбы от пляжа находится водопад верхний Дюден и парк. Река Дюденс большой высоты падает прямо в море.

Водопад, речка и парк привлекают множество туристов, в основном, немцев и китайцев. Лежаки на как на пляже Лара, так и на большинстве пляжей анталийского побережья бесплатные. Приятное отличия от Украины. В целом первый день был полон контрастов — Анталия нам не понравилась (потом мнение изменилось), но понравилась природа, а погода была непредсказуема. Так началось наше путешествие.

День 2. Каньон Гёйнюк

Второй день нашего похода по ликийской тропе начался ожиданием группы в аэропорту. Тут случился курьез — собрались мы с Машей, наш проводник Рома и девушка из Беларуси Катя, а двух других членов группы из Киева нет. Сидим час, два. Все начинают нервничать. Рома посылает смс о том, где мы находимся. В ответ приходит смс с текстом: «Мы слева от «Бургер Кинга». Смотрим на забегаловку и никого не видим. Все в шоке. С помощью переписки выяснили, что эта пара (Юля и Вадим) прилетели не на первый терминал, куда прибывают все международные рейсы, а на второй, который находится в нескольких километрах от первого, и в котором тоже есть «Бургер Кинг».

От аэропорта ходят недорогие автобусы до города и автовокзала. Находятся они справа от выхода из международного терминала. До автовокзала, который тут называется Отогар (Antalya Otogar) ходит автобус №600 и стоит 3,5 лиры. Это достаточно важная информация, потому как стоимость такси в Турции не очень радует. От Отогара мы сели на автобус и вышли немного не доезжая до Гёйнюка у дороги ведущей к каньону.

Территория каньона и окрестных гор является заповедником и потому при входе с каждого посетителя взимается плата (рекреационные сборы) в размере пяти лир. По каньону идёт широкая грунтовая дорога до входа в узкую часть. К сожалению, сюда добрались цивилизация и русские туристы.

Первая проявляется в виде ресторанчиков и проводов, которые портят вид и мешают сделать хорошие фотографии.

А вторые гоняют с дикими воплями на квадроциклах и тоже мешают фотографировать, потому как возле каждой достопримечательности надо сделать 365 фотографий для «авки вконтактик» и никакие уговоры на них не действуют. Для сравнения в Анталии видели группу местных фотографов — человек 20, — которые, видимо клубом собрались поснимать город. Так вот они всей группой остановились, давая мне возможность сфотографировать, хотя я их об этом не просил.

Недалеко от входа в узкую часть каньона стоит будка, где любой желающий за 15 лир (чуть меньше 10 долларов) может заказать экскурсию с гидрокостюмом и проводниками. Без гидрокостюма вход туда воспрещён. Надо сказать, что это довольно обосновано, потому что дальше довольно глубоко и вода очень холодная. Но, как говорится, что немцу смерть, то украинскому туристу в самый раз)) До этой части каньона мы добрались уже под вечер, экскурсии не проводились и сотрудники заповедника спали, так что мы тихонько проникли в каньон и посмотрели достопримечательности. Плыть в ледяной воде держа камеру высоко над собой сомнительное удовольствие, благо на улице стояла жара больше тридцати градусов.

У входа в каньон, слева от домика есть достаточно большая территория с редким оливковыми деревьями и соснами, там разрешено ставить палатки. Огонь разрешают разводить только на дороге. В этот раз тут разбили лагерь несколько групп. Ещё во время ожидания в аэропорту мы познакомились с тремя группами из Украины, которые выходили на маршрут: две из них параллельно с нами, одна по другой части пути. На маршруте мы с ними частенько сталкивались, об этом я ещё буду писать.

Мы разбили лагерь, приготовили еду, чай и легли спать. Так закончился этот лёгкий день, впереди нас ждали суровые испытания:)

День 3. Каньон Гёйнюк. Обход

Подъем. Дежурные по лагерю приготовили завтрак и чай. Всю ночь по лагерю бегали сухопутные крабы и донимали всех скрежетом. Я прошелся по каньону, сфотографировал горы в утреннем свете. Немецкие туристы уже встали и совершают утреннюю пробежку.

Сегодня предстоит тяжелый день — набор 700 метров по вертикале и всё это с тяжелым рюкзаком и по дикой жаре. Завтракаем, собираем лагерь. Сначала идём по дорге в каньоне, проходим знакомые уже озёра и сворачиваем на тропку по маркировке. Надо сказать, что вся ликийская тропа отлично маркирована красными и белыми полосами и стрелками.

Сразу же начинается крутой подъём по камням и корням деревьев. Слабая тень от сосны не спасает от палящих лучей. Лямки рюкзака, ещё полностью забитого продуктами, нещадно давят на плечи. Группе приходится часто делать перерыва и отдыхать. Вода исчезает с пугающей скоростью. Ходьбу затрудняет густой подлесок из колючих кустарников, в первую очередь, падуба. Вокруг летает множество птиц и насекомых. По дороге встречаем парочку средиземноморских гекконов, ловко замаскировавшихся на чёрной ветке.

Спустя несколько часов вскарабкиваемся на перевал, переводим дух и идём вниз. По дороге тропа отклоняется вправо к роднику. Родник еле капает, но емкость под родником полная. В ней сидит краб. У родника встречаем украинскую группу из четырех человек, которая вышла из лагеря в каньоне перед нами (Читайте отчет об их походе здесь: Часть1, Часть2, Часть3). Вместе пьем чай. Появляется турист из Великобритании, который налегке вышел из каньона и планирует до вечера дойти до Кемера. Объясняем, что это не возможно и советуем идти назад, что он и сделал. «Четвёрка» уходит раньше нас.

Удивительное дело — осенью в Турции полно цветов, которые у нас традиционно считают весенними. Встречаются различные виды крокусов.

По дороге к лагерю мы должны проделать небольшой путь по руслу реки, той же, которая протекает в каньоне Гёйник. Но до этого должны перейти приток этой реки. Приток сухой, что не внушает оптимизма. Доходим до основной реки, а там уже в углублении купается знакомая нам «четвёрка».

Доходим до водопада с небольшим озерцом. Решаем, что будем купаться у лагеря. Это было ошибкой. Идти по каньону то ещё удовольствие. Приходится постоянно карабкаться через валуны и это на фоне усталости с рюкзаками за спиной. Ни у кого нет сил. Приходим в лагерь и всем становится ясно почему по ликийке чаще ходят весной и редко осенью — воды нет. Она ушла под землю. Ставим лагерь и возвращаемся к водопаду, чтоб помыться и набрать воды.

Вечером, как обычно готовим еду и ложимся спать. Засыпаем под звуки грозы и дождя. Удивительное дело, но пока мы были в горах не было ни одного вечера или ночи без грозы. Дождь в том месте где мы останавливались был не всегда, но без грозы не обходилось. Так закончился наш третий день в Турции.

День 4. Гедельме. Яйла Куздере.

Четвёртый день в Турции ничем особым не выделялся. Долгий переход, пейзажи с дымкой, жара и дождь — вот и всё. Впрочем, пару интересных моментов всё же было.

Первая часть пути состояла из небольшого подъема, а затем долгого перехода по грунтовой дороге без единой тени. Через несколько часов перехода мы вошли в небольшой хутор, где возле мусульманского кладбища можно набрать воды. Кладбище находится сразу возле мечети. Дальше дорога некоторое время идёт под уклон. После небольшой, но тяжелый подъем и выход на каменистое плато. Пейзажи здесь не примечательные, но дышится отлично. Всё южное побережье покрыто сосновыми лесами.

На плато, не задолго до выхода на трассу, мы встретили армянина, который, по его словам, пасёт здесь стадо коз за 1000 долларов в месяц и дома не был уже пять лет. Периодически он прячется от жандармов, потому что у него давно просрочена виза.

Дальше тропа выруливает на трассу и петляя идёт к посёлку Гедельме (Gedelme). Здесь мы впервые увидели наивысшую точку нашего похода — гору Тахтали. В Гедельме есть магазин, где можно пополнить запасы продуктов и купить полезные мелочи. Мы купили хлеб и айран. Хлеб, в Турции, кстати, очень вкусный и долго остаётся мягким.

В Гедельме мы планировали разбить лагерь у старой заброшенной школы. Ещё весной там было хорошее место с водой. Но сейчас это место превратили в паркинг, потому решено было нанять машину и не терять целый день на переход от Гедельме до Яйла Куздере.

Машину мы мы наняли у турка живущего рядом со школой. Его зовут Калеб. Перед отъездом он всех напоил чаем и угостил грецкими орехами. Гедельме утопает в фруктовых деревьях, везде растут гранаты, инжир, сливы, хурма, виноград и айва. У Калеба во дворе росла айва с громаднейшими плодами и орехи. Удобства у всех находятся во дворе, но что интересно, они отдельные для мужчины и женщины.

С Калебом мы проехали по серпантину и деревеньке Яйла Куздере (Yayla Kuzdere) и нашли ровное место с водой у подножья Тахтали. Так закончился этот день. На следующий день нас ждал переход до следующего лагеря и подъем на Тахтали.

День 5. Тахтали

В этот день по плану у нас был подъем на высшую точку маршрута — гору Тахтали. Сначала нам предстояло пройти путь до стоянка под горой. Путь этот сложный, но живописный. Слева от нас простиралось ущелье и громада Тахтали, а справа каменистый лес. Всегда интересно наблюдать за сменой растительности по мере набора высоты. Сосновый лес, постепенно уступал своё место кедровому. Падуб и другие субтропические растения полностью исчезли. Начали появляться мелкие можжевельники.

От вида дух захватывает) Не мешает даже постоянная дымка. К сожалению условия для фотографирования были не очень. К дымке можно прибавить чудовищную разницу в яркости неба и окружающих гор, а штатив ставить некогда. Место , где все группы останавливаются на стоянку — это бывший загон для коз. Здесь, в ущелье рядом со стоянкой, мы должны были спрятать рюкзаки и, взяв с собой только ценные вещи, отправится к вершине. Но тут появились пастухи с козами и мы решили повременить с выходом.

В нескольких метрах от стоянки начинается ущелье с горной речкой. Добраться до воды не просто — доступ перекрыт камнями. Всё ущелье поросло громадными платанами, листья которых уже пожелтело — это единственный признак осени на Анталийском побережье. Вообще наличие платанов верный признак воды или, хотя бы места где она бывает. Дно ущелья усыпано листьями платанов и цветами безвременника.

Пастухи гонят коз по насыпе и дальше в ущелье. Фотография не передаёт реальной высоты и крутизны осыпи. Понятно как там ходят козы, но как ходят пастухи остаётся загадкой. После обеда мы прячем рюкзаки в ущелье, хорошо присыпав их листьями платанов. Прямо от стоянки начинается крутой подъем по камням. Перерыв даёт о себе знать и идти тяжелее чем до него. До основного подъема идти не мало. Густой кедровый лес сменяется кедрово-можжевеловым редколесьем. Страшно представить сколько лет этим кедрам и можжевельникам. Каждый из них по несколько метров в обхвате.

И вот мы подходим к началу основного подъема. Лес просто исчезает и перед нами вырастает крутой каменистый склон поросший колючками. Идти не просто тяжело, а невыносимо. Камни уходят из под ног, жара невыносимая. А с другой стороны Тахтали идёт чёрная туча в которой сверкают молнии. Думаем не повернуть ли обратно — попасть под ливень с грозой на такой горе не самая лучшая идея. Решаем ещё немного подняться и посмотреть что с другой стороны.

Туча, к счастью, обходит нас стороной. Преодолеваем треть подъема и идти становится легче, есть выполаживания и грунт менее сыпучий. Вокруг «марсианский» пейзаж. Из растительности только лишайники. Начинается сильный ветер и холодает. Идём дальше.

Вдалеке видны горы и очертания пляжа в Чирали. Там мы будем через три дня. Вид вокруг захватывающий. Вот видна вершина. Проходим и мы там. Под нам видно всё анталийской побережье. Мы на высоте 2365 метров. Не так много, но и не мало. Из Кемера на Тахтали можно добраться на канатной дороге. На вершине находится ресторанчик. В ресторане было множество туристов, преимущественно русских. Все начали спрашивать сколько мы поднимались, а потом решили что не стоило тратить большие деньги на канатку, а можно было прогуляться пешком. Смешные))

Обратно пришлось буквально лететь. До темна надо было вернуться в лагерь, а времени оставалось не много. По дороге встретили «четвёрку» из Украины. Они решили стать лагерем выше. Спускались в лагерь уже по темноте. Как на зло именно в это время пастухи гнали коз обратно и пришлось продираться сквозь стадо и злых сторожевых собак 🙂 Такие дела.

День 6. Тахтали

Шестой день у нас был днём отдыха, за счёт переезда от Гедельме до Яйла Куздере. Мы довольно быстро и легко, что удивительно, преодолели подъем до седловины Тахтали (отсюда вчера мы поднимались к вершине) и начали спуск. При спуски молчали все. Такого кошмара не было за весь поход — из под ног всё сыпется, лететь в случае чего очень далеко, камни острые как бритва. К обеду спустились до стоянки пастухов. Там есть ровное место и вода. До Бейчика решили не топать и остаться здесь. Место интересно прежде всего своим видом и турком, который живёт здесь вместе с котом. Он нас угостил чаем с лукумом и показал лучшее место для лагеря.

Дальше все отдыхали и занимались своими делами, так что рассказывать почти нечего. У лачуги турка мы собрались вечером для ужина. В этих местах часто бывают пожары, а за их ликвидацию платит хозяин земли, так что разводить костёр где попало нельзя. Нам разрешили приготовить еду возле этой хижины с красивейшим видом на побережье.

За то время пока мы спали, в лагерь пришла знакомая нам украинская группа. Они расположили на поляне ниже под громадным платаном. Решили поужинать вместе. Но горы решили иначе) Звёздное небо быстро заволокли тучи и начался ливень. «Четвёрка» поспешила ретироваться в свой лагерь, а нам всё же удалось приготовить еду. Засыпали мы под шум нового ливня и дикой грозы.

Про костёр надо рассказать отдельно. Костры разводить запрещено. Но последние три дня нам удавалось найти места, где для разведения костра есть специальные места. Для других случаев у нашего проводника была дровяная печка Бонда. Так вот и костры и печка в этих горах необыкновенные. В качестве дров доступнее всего ветки кедра и можжевельника. Запах от такого костра просто сшибает с ног. В хорошем смысле)

Ликийский путь. Отчет о походе в октябре 2012. Часть 2.