Отчет о походе к базовому лагерю Аннапурны

Базовый лагерь Мачапучаре

Этот отчет является продолжением рассказа о нашем треккинге вокруг Аннапурны в марте 2014 года. В связи с тем, что озеро Тиличо было погребено под снегом, эту часть маршрута мы решили заменить на треккинг к базовому лагерю Аннапурны (Annapurna Bace Camp).

12.03.2014. Поход в Горепани

Отдохнув на горячих источниках в Тотопани, после не легкого но увлекательного треккинга вокруг Аннапурны мы двинулись к поселку Горепани. Чтоб добраться до него нужно было набрать около 1800 м высоты за день. Не легкая задача, тем более после релакса на Hot Springs.

Тропа постепенно шла через очень красивые поселки. Глаз радовала зелень после камней и

Тотопани

льда высокогорья, а тело отогревалось после морозов перевала Торонг Ла. На пути постоянно попадались лоджии с кафешками, в которых мы частенько останавливались попить чая или перекусить.

Чай в Непале очень вкусный и своеобразный. В каждой лоджии можно заказать такие чаи как: черный, зеленый, лимонный, масала, молочный, джинджер (чай с добавлением имбиря). Особо популярным в наших рядах был молочный чай и джинджер с лимоном. Ну очень вкусно.

Горепани

Интересным является то, что во всех кафешках группу туристов обслуживает гид который ее ведет. Он исполняет роль официанта, принимает заказы, следит чтоб все блюда были доставлены к заказчику. Ох же и неразбериха иногда была с заказами, ведь нас было 22 человека.

По дороге нам повстречался огромный отряд призывников, который видимо возвращался из учений где-нибудь высоко в горах. Вообще военное присутствие в районе Аннапурны очень сильное.

Дорога вверх все не кончалась. Подъем казался бесконечным, но под вечер мы достигли рододендроновых лесов. Это было невероятное зрелище. Такого леса я раньше никогда не видел. А поведал я их не мало, и самых разных. Некоторые деревья уже начали цвести.

рододендроновый лес

Разин (наш шерп) сорвал несколько красных бутонов рододендрона и рассказал нам что они съедобны. На вкус кисленькие — то что надо. Обезьяны обитающие в здешних лесах тоже любят лакомится цветами рододендрона.

Рододендроны около Горепани

В Горепани доползли уже совсем без сил. Из лоджии где мы остановились открывался шикарный вид на Дхаулагири (8167 м). Поужинав все уложились спать, так как вставать нужно было очень рано, чтоб встретить восход солнца на Пун Хилле.

13.03.2014. Пун Хилл и поход в Чомронг

Проснулись в 4 утра и не завтракая, с налобными фонариками пошли штурмовать Пун Хилл. К смотровой площадки добежали за 40 минут. К восходу солнца еще было больше часа, но мы не пожалели, что пришли заранее.

Вид из Пун Хила на Мачапучаре

На небе было просто несметное количество звезд, блистал Млечный Путь, падали метеоры. Все начали вспоминать созвездия, в чем очень помогли современные приложения в смартфонах. Очень радовало еще то, что мы были пока совсем одни на Пун Хилле.

Дхаулагири, вид из Пун Хилла

Вскоре начало светать и на горизонте начали прорисовываться силуэты массива Аннапурны, Дхаулагири и Мачапучаре. Все зашумели фотоаппаратами. На смотровую начало подниматься все больше и больше народу. Когда солнце вышло полностью, на площадке уже не было где упасть яблоку. Это нам не очень понравилось и мы двинулись вниз.

Южная Аннапурна

Позавтракав в лоджии и собрав рюкзаки мы пошли через рододендроновые леса в Чомронг. По пути Разин рассказал нам, что здесь можно встретить несколько видов обезьян, красную панду и даже тигра. На скалах иногда попадались лестницы сплетенные из лиан. Это старый метод добычи дикого меда — очень опасное ремесло.

Яки на маршруте

Расстояние было приличное, с значительными перепадами высоты, поэтому день выдался сложным. В Чомронге из лоджий просто замечательный вид на Аннапурну Южную и Мачапучаре. Так с пивом в руках на террасе мы и встретили закат любуясь Гималаями.

Магнолия в Непале

14.03.2014. К сердцу Аннапурны

С утра нас ждало разделение группы. Часть участников треккинга решили, что гор с них достаточно и пора уделить больше времени осмотру Покхары и заповедника Читван. После дискуссий и планирования программы походов для обоих групп мы расстались. На базовый лагерь Аннапурны отправилось 10 человек и 8 человек ушли вниз.

Аннапурна, вид из Чомронга

Поскольку возвращаться из АВС нам предстояло снова через Чомронг, было решено оставить не нужные вещи в лоджии и забрать их на обратном пути. Хорошо разгрузившись мы здорово нарастили скорость передвижения.

Ущелье реки Моди Кхола

Навьючившись рюкзаками начали спускаться по лестнице из Чомронга в долину реки, чтоб затем снова набрать потерянную высоту. О чем думали местные гурунги прокладывая тропу не понятно. Вниз мы насчитали больше 2000 ступенек.

Ступеньки к базовому лагерю Аннапурны

Тропа идет через очень красивые джунгли. Пейзажи здесь очень отличаются от тех, что мы видели с северной стороны массива, на треке вокруг Аннапурны . Изредка попадались обезьянки. Людей на тропе было значительно больше по сравнению с другими маршрутами.

Деуреали. Склоны Мачапучаре

На ночлег остановились в поселке Деауреали которий затерялся между абсолютно вертикальных склонов Аннапурны и Мачапучаре. Вечером долго любовались скалами и копили силы для завтрашнего восхождения на АВС.

15.03.2014. Знакомство с Гималайскими лавинами

Проснутся в 5.30 было не просто. Понемногу сказывалась усталость которая накопилась за 14 ходовых дней вокруг Аннапурны. Очень необычно завтракать в такой малой компании, ведь нас осталось только 10 из 18 после разделения группы.

Утро в Деуреали

Взяв с вечера приготовленные штурмовые рюкзаки мы отправились к базовому лагерю Аннапурны. Небо было кристально чистым, и конечно же было достаточно прохладно. Но на подъеме быстро согреваешься. Совсем недалеко от лоджии мы вышли на огромный лавинный сброс. Куча прессованного снега достигала громадных размеров. Лавина сошла не так давно, но поверхность снега успела сильно обледенеть.

Лавина под Аннапурной

Ботинки у некоторых участников треккинга были не совсем приспособлены к ледолазанию. Потратив некоторое время и подстраховав друг друга мы преодолели это препятствие и достаточно скоро добрались до базового лагеря Мачупучаре.

Мачапучаре

Здесь есть несколько лоджий, в одной из которых мы присели выпить чаю и подзарядится сникерсами. Отсюда замечательный вид на саму Мачупучаре. Правда в Гималаях вершины настолько высоки, что для того чтоб любоваться ими, надо очень высоко задирать голову.

Возле лагеря Мачапучаре. Поход к базовому лагерю Аннапурны

К базовому лагерю Аннапурны подъем постепенный и преодолевается легко и не принужденно. АВС окружен со всех сторон горами высотой больше 7000 м, поэтому здесь воздух почти не движется. Жара стояла невыносимая, солнечные лучи отражались от снега и мы медленно готовились, словно в гигантской микроволновке.

Базовый лагерь Аннапурны

Сам базовый лагерь Аннапурны стоит у подножья Южной Аннапурны, над ледником. Здесь есть несколько отличных лоджий и вся необходимая инфраструктура. Так что комфорт здесь обеспечен.

Панорама базового лагеря Аннапурны

Немного отдохнув все пошли осматривать ледник и устраивать фотосессию на фоне Аннапурны. Этот восьмитысячник считается самым опасным в мире. Смертность здесь выше чем на К2. Именно здесь погиб Анатолий Букреев, могилу которого мы нашли неподалеку от АВС.

могила Букреева на АВС

Ледник был также по гималайски исполинским. Здесь постоянно было слышно звуки камнепадов и лавин. То есть все ети явления здесь происходили постоянно, не умолкая ни на минуту. Такой грозной силы и величия я раньше не видел. Такие горы невозможно покорить, можно только покорится им.

Поход к базовому лагерю Аннапурны

Перекусив в одной из лоджий базового лагеря Аннапурны мы начали спускаться. Снег таял на ярком солнце, уклон вниз был идеален, так что бежалось нам вниз просто прекрасно. Очень быстро мы миновали базовый лагерь Мачапучаре и уже начали спускаться дальше как вдруг я услышал громкий треск и звуки ползущей массы снега

Базовый лагерь Аннапурны

Прямо передо мной по склону неслась лавина. Грохот стоял невероятный. Передо мной шли ребята из нашей группы, но они были за изгибом склона, и я их не мог видеть. А лавина ползла именно там. Побежав вниз по тропе я увидел всех в целости и сохранности и успокоился. Все это время грохот и звук падающих глыб льда и камня не прекращался.

Спуск

Вскоре все утихло и мы решились идти дальше. Лавина так и не достигла уровня тропы. Все шли молча с крейсерской скоростью. Видимо каждый размышлял над тем что произошло и тем, что можно было с легкостью погибнуть на одном из самых популярных треккинговых маршрутов в мире.

Оледеневшие склоны

Уже вернувшись в лоджию, ребята что шли за нами рассказали о еще одной лавине, которая уже достигла тропы и завалила ее. Переваривши происшедшее мы собрали вещи и пошли вниз, в направлении Чомронга. Заночевали в Доване.

Лавина

Было решено праздновать успешное возвращение с базового лагеря Аннапурны. В столовой лоджии купили местный ром и долго играли в шарады, смотрели индийское кино, веселились и наслаждались жизнью.

16.03.2014. Обратно в Чомронг

Дорога обратно давалась значительно легче. Уже к обеду мы вернулись обратно в Чомронг, забрали оставленные там вещи и сели обедать. Традиционно обед затянулся на долго, но посидеть и полюбоваться видами в Чомронге это святое.

Чомронг

Быстро спустившись в соседний посёлок Хину и поселившись в замечательной лоджии, где было полно народу пошли посетить местные горячие источники. К ним нужно спускаться пол часа по тропинке, на которой нам встретились даже орхидеи.

Сами источники просто изумительны. Три маленьких бассейна заботливо выложены камнем, имеется маленький шалаш который выполняет функцию туалета-раздевалки и все. Вокруг дикие джунгли. Температура воды просто отличная — можно сидеть хоть всю ночь.

Как только мы опустили наши мощи в воду, начался дождь. Так здорово сидеть в теплой водичке и смотреть как вокруг падает дождь и все затягивает легким туманом. Вода парила и все вокруг выглядело очень мистично.

Горячие источники возле Чомронга

Дождь разогнал всех посетителей и горячие источники оказались полностью в нашей власти. Когда начало темнеть к бассейнам подошла группа обезьян. Было очень забавно наблюдать как они прыгают с ветки на ветку и ловко карабкаются по скалам.

Обратно в лоджию вернулся когда уже стемнело. Поужинав все вырубились потому что горячая вода в комбинации с хорошим дневным пробегом отлично расслабляют.

17.03.2014. Покхара и дорога в Читван

Сегодня завершалась пешая часть нашего трека вокруг Аннапурны + АВС и после длительного и счастливого пребывания в горах настало время возвращения в цивилизацию. Двоякое чувство раздирало нас, с одной стороны хотелось уже отдохнуть, ведь все 17 дней треккинга мы пробежали на одном дыхании не делав дневки ни разу. С другой так не хотелось прощаться с горами…

Примерно за 3 часа интенсивного движение мы дошли до остановки джипов в Гандруке. Здесь нас уже ждала машина заблаговременно заказанная Разином. Традиционно кроме нас в джип влезло еще несколько непальцев, а двое вообще поехали на крыше сидя на наших рюкзаках.

Переезд в Покхару обошёлся нам в 1500 рупий с человека. Доставили нас прямиком к озеру Фева. По дороге нам пришла идея не оставаться на ночлег в Покхаре, а после беглого осмотра города уехать на арендованном транспорте в Читван и воссоединится с второй половиной нашей группы. Тем более было очень интересно посмотреть национальный парк Читван с его дикими животными и уникальными лесами.

На озере Фева в Покхаре

Оставив вещи в джипе мы пошли плавать на лодках по озеру. Самые смелые из нас даже искупались в водах озера. Хочу заметить, что лично мне катание на лодках по озеру показалось лишней тратой денег и времени. Ничего особенного в этом нет. На лодке мы попали на остров, где находится маленький буддийский храм и покормили стаю рыб кукурузой.

озеро Фева.

Потом нас угораздило пойти пообедать в одном из заведений на берегу. Приготовление пищи у персонала кафешки заняло 2 часа и напрочь убило у нас желание дальше смотреть Покхару. Да и времени уже не было.

Сменив джип на комфортабельный микроавтобус мы за несколько часов (что так не типично для Непала) домчались до поселка Саураха который является вратами в национальный парк Читван. Трансфер обошелся в 2000 рупий с человека. Дороговато, но мы сэкономили кучу времени.

Читван

В Читване поселились в достаточно дорогую гостиницу и еще долго сидели на террасе, слушали звуки леса и просто наслаждались отдыхом.

18.03.2014. Национальный парк Читван

На мой взгляд в Читване 3 главных развлечения: катание на слонах, прогулки на каноэ по речке и джип сафари. Всем рекомендую прокатится на слонах, потому что кроме близкого знакомства с самими слонами, вы сможете увидеть очень много диких животных в самом лесу. Ведь когда вы верхом на слоне, животные вас не видят и не убегают. Верхом на слоне можно практически в упор подойти к кабанам, диким оленям и даже носорогам.

Читван

К сожалению нас угораздило выбрать джип сафари а не прогулку на слонах. Этот аттракцион стоит 1500 рупий с человека и является очень, очень скучным мероприятием. Конечно же джип едет по лесной дороге, шумит двигателем и все животные убегают от него подальше.

каноэ в Читване

Так и мы покатались 4 часа по лесу, и на обратной дороге просто спали. По пути посетили питомник где разводят гавиалов – крокодилов с узкой мордой, что питаются рыбой. Уже при выезде из самого парка нам неслыханно повезло и мы увидели носорога, что стоял в 30 метрах от дороги в зарослях леса. Он был просто громадный.

Джип сафари в Читване

Вечером мы наконец воссоединились с второй частью нашей группы, что не пошла в поход к базовому лагерю Аннапурны . Очень душевно посидели на берегу и отпраздновали завершение похода.

19.03.2014. И снова Катманду

Рейсовым автобусом добрались из Читвана в Катманду. Дорога заняла первую половину дня. Передвижение автотранспортом в Непале не самое приятное занятие. В городе все разбежались по своим делам – покупкой сувениров, снаряжения или просто отдыхали.

Дальше было прощание с друзьями и долгая дорога домой. Непал невероятное место, с удивительной атмосферой. Дописывая этот отчет я уже планирую свое новое путешествие в эту удивительную страну гор. О посещение Непала можно сказать только одно – Once is not enough.