Античная Турция | Отчет о походе

Сразу хочу сказать, что продолжение Ликийской тропы, то есть ее часть от Финике до Каша, абсолютно не похожа на предыдущий, классический маршрут по Ликийке. Сказать о том, что эта часть маршрута чем-то хуже или лучше в отличие от популярного, нет – она просто совсем другая. Такое впечатление, что идешь не по новому участку все той же тропы, а как будто перенесся, куда-нибудь в другую горную цепь.

С группой мы встретились в аэропорту Анталии и, добравшись на отогар (автовокзал), поехали к городу Финике, где начинался наш поход. Поскольку все были уставшими после авиа перелетов и прочих трудностей дороге в Турцию, то для такого случая по программе был предусмотрен разгрузочный день. Никаких пеших переходов, только отдых.

Остановится с палатками в Финике, вдали от людей, не получится никак. Зато, в наличии огромнейший пляж. К сожалению, вдоль всего пляжа идет шоссе, из-за этого не особо уютно. Однако, для нас, уставших после дороги и зимней погоды дома – было самое оно. Некоторые все же нашли силы, и пошли прогуляться по городу. Финике оставляет самое приятное впечатление: отличный парк, много магазинчиков, базар, причал с яхтами – отличный курортный городок. Очень компактный, чистый и душевный что ли.

21.04.2013. Поход к Белосу

Итак, начался первый день настоящего похода. С утра к нам присоединился еще один участник – Марина и мы двинулись в путь. Маркировка отлично ведет через город, однако иногда может вести в тупиковые дворы, или просто пропадать. После кольца держитесь главной дороги и следите за электрическими столбами – так вы пересечете город и окажетесь на грунтовке, по которой мы дальше набирали высоту, уйдя немного от маркированной тропы.

С питьевой водой на протяжении всего маршрута сложно, но не катастрофично. Ее можно найти в старых каменных колодцах, которые встречаются у дорог, или просто в лесу. Однако вода мутная, и пить ее сырой я не рекомендую. Запасайтесь питьевой водой на целый ходовой день.

Миновав несколько вырубок леса, мы вышли на красивую поляну, где увидели первые на нашем маршруте остатки ликийских построек. В поисках воды, я нашел 3 турок с огромнейшими ружьями. Охота вообще очень популярное хобби в Турции, и все горы здесь просто устланы всевозможными гильзами. Охотятся, в основном, на птиц и кабанов. После моей просьбы не пристрелить нас случайно, турки со смехом продолжили пальбу в противоположном направлении. Грохот стоял такой, что все животные в радиусе нескольких километров в ужасе разбежались.

Дальше тропа проходила вдоль очень красивых, цветущих склон гор. Мы шли в туче, было прохладно и легко, внизу просматривалась гладь Средиземного моря. За день мы набрали 900 метров высоты и остановились на ночевку в развалинах античного города Белос. Здесь осталось много различных фундаментов, несколько ликийских саркофагов и открывался шикарный вид на раскинувшийся внизу город Демре, и море. Воды здесь вдоволь, так как сохранилось несколько древних колодцев, заботливо прикрытых досками, чтоб туда никто не свалился.

22.04.2013. Высшая часть похода и спуск к Алакилише

Сегодня нас ждал самый длинный переход за весь поход (около 23 км), нам предстояло перейти через все плато Карлиоз-Тепе и спустится к развалинам древней церкви Алакилише. С погодой опять подфартило, солнышко почти не показывалось, и мы достаточно быстро преодолевали расстояния. Пейзажи кругом изменились, с набором высоты кое-где появился снег, началась зона кедровых лесов. Регулярно попадались колодцы с водой.

Самым тяжелым был спуск с плато, по крутому склону и сыпухе. Здесь часто теряется тропа, в первую очередь из-за того, что виды здесь очень красивые, и часто можно просто пропустить маркировку. На ровную поверхность мы спустились, когда уже темнело. Тропа проходила через стоянку пастухов, где мы поупражнялись в турецком языке с местным мальчиком пастухом. Палатки ставили уже в темноте, посреди остатков церкви. Предыдущую ночь мы провели в некрополе, эту в разрушенной церкви – что же будет дальше.

23.04.2013. Античный город Мира и знакомство с Адриаке

Проснулись и просто не поверили глазам, в каком красивом месте стоим. Церковь Святого Гавриила была построена здесь еще в VI веке. Сейчас от нее осталось несколько стен, античные колоны и старый колодец, воду из которого мы брали для приготовления пищи.

Сегодня солнце жарило уже на полную силу. Мы спускались с гор по очень красивой тропе. Миновав маленькие деревушки Белорен и Зейтин, вышли к тепличному раю – городу Демре. Здесь снова столкнулись с необычайной гостеприимностью турок. Только мы вышли на асфальт, и присели переобуться, как маленькая девушка вынесла нам домашних печенюшек, видимо мы выглядели очень усталыми.

Пройдя около 2 километров по асфальту, мы вошли в город и пришли к остаткам ликийского города Мира. Вход сюда платный – 15 лир. Здесь отлично сохранился амфитеатр и много скальных гробниц. В Демре также находится знаменитая церковь Святого Николая, но к ней мы вернемся позже. Не обнаружив приемлемого места для лагеря в пределах Миры, мы решили нанять машину (30 лир) и переехать на пляж Адриаке, тем самым миновать завтрашний переход по асфальту через Демре к морю.

И вот, мы стоим на берегу моря, на замечательном пляже Адриаке. Это действительно райское место, просто «Чирали» этого похода. Те, кто ходили первую Ликийскую тропу меня поймут. Песчаный пляж, в одном конце которого стоит маленький ресторанчик, а на противоположном конце – в море впадает изумительной чистоты пресная речка Чалпан. Мне кажется, что во всей Турции сложилось так, что в каждой бухточке или другом укромном местечке есть свой бездельник. Не исключением стал и пляж в Адриаке. Здесь мы познакомились с двумя интересными и приятными турками Юсофом и Фишерменом (рибаком). Фишермен уже несколько лет живет в полиэтиленовом доме на самом пляже и занимается рыбной ловлей.

24.04.2013. Халява на Яхте или как надо ходить в поход.

Переночевав в этом раю, с самого утра все оказались в море. Какое удовольствие было плавать в прохладном синем море, после нескольких дней похода по горам. С пляжа открывался вид на остров Кекова и множество невысоких гор, которые нам следовало пройти в следующие дни.

Однако многочисленные прогулочные яхты на море соблазнили нас, и мы решили наш сегодняшний день не пройти, а проплыть на лодке. И никто не пожалел о таком решении. Маленькая яхта, которую мы арендовали за 150 лир, неслась по изумрудным волнам вдоль удивительно красивых скал и бухточек. Капитан показал нам еще одну древнюю церковь на одном из островов в море, а также остановился возле Пиратского грота. И вот мы все уже в море плывем в эту огромную пещеру в скале. Внутри вода казалась прохладней, и от звуков ударяющихся где-то в глубине скал волн, становилось не по себе.

На кораблике мы приплыли в тонущий город Симена. Этот античный городок был раньше на суше, но из-за тектонических сдвигов его часть немного погрузилась в море. Главной достопримечательностью Симены является ликийский саркофаг, который стоит посреди воды возле берега.

Пообедав в одной из здешних кафешек, мы двинулись к крепости, что высится над Сименой. Вход туда платный – 8 лир. За крепостью на вершине скального гребня раскинулся греческий некрополь с множеством саркофагов. Удивительно зрелище.

Далее по дороге мы пошли к городку Учагиз, который тоже на берегу моря. Мест для стоянки здесь очень мало, удобной для этих целей является поляна перед самим входом в городок. Воды здесь нет, поэтому надо ходить с пустой тарой в поселок и набирать ее у людей. Также имеется спуск к морю, где можно отлично поплавать. Учагиз очень маленький городок, но здесь есть ресторанчики и даже хороший супермаркет.

25.04.2013. Жаркая дорога в Апперлае

Из-за жары в последние дни было решено выходить пораньше, но при этом делать обеденную сиесту с 12:00 до 15:00 дня. Тропа сегодня была несложной, очень незначительные перепады высот. Сначала шли вдоль самого моря, а потом углубились в сухую горную долину, с огненно красной землей. Было впечатление, что мы в настоящей саванне. Только вместо слонов и зебр попадались только туристы да коровы.

После сиесты добрались до бухты, где стояло 2 причала и маленькое кафе. Здесь можно пополнить запасы воды и выпить чаю. Совсем недалеко отсюда была уже наша сегодняшняя цель – бухта Аперлае. Тут стоит красиво сделанный кемпинг. Здесь можно поставить палатку бесплатно, зато все другое будет за денежку. Хозяин при виде нас откачал насосом всю воду из родника возле кемпинга, и без денег не захотел дать даже технической воды. Питьевая вода у него по 3 лиры за полтора литра.

Но совсем недалеко есть еще один старый колодец, вода там вполне пригодна для питья после кипячения. Правда ее не так-то просто достать из колодца, но минимум смекалки и вода у вас в руках. Также в бухте прямо на пляже стоят старые ликийские саркофаги. Место для лагеря – просто сказочное.

26.04.2013. Апполония и ликийская тропа

С утра по раньше мы двинулись к очередному греческому городу Апполония. Он находится на горе, вдали от моря. Постепенно набирая высоту, мы любовались яркой зеленью окрестных гор. Сиеста застала нас у самого античного города, в результате после обеда все разошлись осматривать этот памятник ликийской культуры. Апполония действительно впечатляет своими размерами и сохранностью артефактов. Однако, все равно, везде запустение. Турки абсолютно не смотрят за такими сооружениями. Возможно это от того, что здесь на каждом шагу такие памятники древности.

Порадовал также вид на самую высокую точку здешних гор – Алака Даг. Дальше мы снова начали спуск к морю. Заночевали на маленьком пляже, непосредственно на котором, к сожалению, нет воды. За водой надо немного подняться по дороге к маленькому хозяйству. Там живет дед и бабка, а возле дома стоит большой каменный резервуар с водой. Вид с их фазенды открывается просто отменный.

У самого берега, под камнем нами была обнаружена настоящая морена. Такой опасной и пугающей рыбины на воле мне не приходилось ранее встречать. Сегодня был просто незабываемый лунный вечер…

26.04.2013. Лиман-Агзи и Средиземное море

Дальше наш путь проходил, преимущественно, вдоль моря. Пробираясь по скальному побережью, мы осматривали красивые бухты и гроты с бирюзовой или небесно-синей водой, которые так манили бросить рюкзаки и насладится пляжным отдыхом. Ближе к обеду мы прошли через маленький хуторок, где местные продавали очень вкусный домашний айран и там, уже по сложившейся традиции, прилегли вздремнуть в тени деревьев, пока не спадет жара.

К вечеру добрались до пляжа Лиман Агзи. Очень красивое место, но, к сожалению, полностью цивилизованное. Пляж, практически, представляет собой набережную из ресторанчиков. Но море там потрясающее. Здесь очень много интересных рыб. Нами даже был замечен осьминог, которого волной прибило к берегу. С противоположной стороны бухты возвышались горы, у подножия которых лежал город Каш. Между Лиман Агзи и Кашем курсировала лодка.

С владельцем одного ресторана договорились о том, что заночуем прямо на их пляже, в одной из террас. Вечер был очень веселым, спать мы улеглись без палаток, и со спальника можно было любоваться звездами и слушать звуки моря.

27.04.2013. Каш — ликийская Ялта

По берегу быстро добрались к Кашу. Этот городок, напоминающий крымскую Ялту, очень популярный среди немцев. Здесь есть остатки древнего города Антифеллос, а именно — старый амфитеатр и несколько саркофагов. Для себя в Каше мы открыли отличный приватный пляж, на который попали абсолютно случайно и бесплатно.

В связи с тем, что один день нашего похода мы с экономили, переехав на машине из Миры в Адриаке, в запасе у нас все еще была дневка. Идти к городу Феллосу как-то уже совсем не хотелось, и было решено, вернутся на автобусе в Адриаке, ведь там было так

И вот вечером, мы уже сидим возле костра в устье реки Чалпан и любуемся лунной дорожкой на море. В Адриаке мы встретили наших местных турецких друзей Фишермена и Юсуфа. Рыбак приготовил нам очень вкусную рыбу, приготовленную на костре. Так вкусно не покушаешь ни в одном ресторане.

28.04.2013. Дневка в Аперлае. Настоящий рай на реке Чалпан

Ну как всегда, в группе нашлись непоседы, для которых лежать на пляже, это слишком скучно. Было решено пойти в небольшую радиалку к еще одним остаткам античной культуры – некрополю Сюра, а также пройтись к баням Клеопатры, которые находились у истоков реки Чалпан. Даниил поплыл с Фишерменом проверять его сети на речке, ведь вечером мы опять хотели закатить рыбный пир.

Подъем в Сюре не очень интересен, тропа набирает высоту по типичному ликийскому редколесью, проходит около теплиц и выходит к трассе. Пройдя немного по дороге, приходим к Сюре. Здесь есть остатки ликийских саркофагов, а также открывается изумительный вид на долину реки Чалпан. Река достаточно полноводна, но длинна ее русла 2-3 км — не больше!!! Дело в том, что она просто вытекает из скал местных гор. Берется просто из ниоткуда. Вода в реке имеет примеси сероводорода, поэтому очень полезна для кожи. Берега поросли тростником и это настоящий рай для птиц. Возле развалин бань Клеопатры находится также древний храм Апполона. И все это на очень небольшом участке пространства.

Вторую половину дня мы провели на море, а кто-то съездил на велосипеде наших друзей в Демре. Ну а вечером нас ждала на ужин рыба – пойманная утром в речке.

29.04.2013. Церковь святого Николая и дорога домой

Сегодня наш поход по ликийской тропе заканчивался. Но нас еще ждал визит в церковь святого Николая в центре Демре. Вход в церковь – 15 лир. Здесь очень много народу, везде сувенирные лавки. А вообще, место очень интересное, ведь именно здесь жил святой Николай, которого так любят детишки.

После церкви мы отправились на долмуше (маршрутка) в Анталию. Большая часть группы оставалась со мной еще на один поход в Турции, нас ждала нереальная Каппадокия . На последок хочу сказать, что этот маршрут превзошел мои ожидания, и я советую всем, кто влюблен в природу Турции, обязательно пройтись по этим местам. Они по-настоящему волшебны.