Отчет о походе вокруг Монблана. Тропа ТВМ в Альпах

Альпы — легендарные горы в самом сердце Европы. Именно здесь зародился альпинизм и неукротимое желание человека «покорять» вершины. Сегодня Альпы, наверное, наибольше приспособленные для пешего туризма горы с очень развитой инфраструктурой. Здесь можно найти отличный полигон для любого активного и экстремального вида спорта. Если Вы хотите сбежать от цивилизации — Альпы не для Вас. Но при этом эти места безумно красивы и, посетив их однажды, Вас обязательно потянет вернутся сюда вновь. Нам довелось пройти один из самых популярных маршрутов в Альпах — трек вокруг Монблана. За время похода мы посетили 3 страны, побывав во Франции, Италии и Швейцарии.

День 1. Шамони 17.09.2015

Время до обеда я провел, закупая продукты на первые 4 дня нашего похода вокруг Монблана. Палатку поставил в кемпинге, который находился в месте нашего старта — поселке Лез Уж. Отсюда открывался отличный вид на Монблан и Aiguille du Midi.

массив Монблана из Лез Уж

Шамони — прекрасный городок прямо у подножья массива Монблан. Это настоящий рай для альпинистов, походников, велосипедистов, бейсджамперов и всех остальных людей, которым окончательно сорвало крышу в погоне за адреналином.

Здесь много ресторанчиков и магазинов, где можно купить любое снаряжение для активного отдыха. Кстати, цены достаточно демократичные, особенно на качественные брендовые вещи. Поэтому, планируя посетить этот регион, воспользуйтесь возможностью отличного шопинга.

Шамони

В 17.00 все участники походасобрались на железнодорожном вокзале и все вместе поехалив Лез-Уж. Здесь поставили палатки и принялись готовить ужин. Также сходили в магазин и купили вина, чтоб отпраздновать знакомство и начало похода. Вечер был очень интересным;)

День 2. Непогода на перевале Кол де Трико 18.09.2015

С самого утра, как и обещал нам прогноз погоды, начался маленький дождик. Но он был совсем несерьезным. Мы понемногу поднимались между уютными коттеджами, прислонившимисяк склонам гор. Тучи постепенно затягивали все вокруг и вскоре мы уже двигались в плотном тумане.

Ближе к обеду поднялись на перевал Ballevue, где остановились немного передохнуть в помещение канатной дороги. В это время стихия уже совсем разгулялась, лил густой и очень не приятный дождь. Закипятив чая на джетбойле и перекусив сухофруктами, мы все-таки пошли дальше. Тропа проходила возле станции узкоколейки, которая поднимается по туннелю на высоту более 2500 м.

К сожалению, из-за густого тумана мы не увидели ледник Bionnassay во всей красе, зато полюбовались прекрасным водопадом с подвесного моста, перекинутого через реку под ним.

Дождь не прекращался и мы постепенно промокали все сильнее и сильнее. Дальше нас ждал подъем на перевал Кол де Трико (2100 м), где ко всему добавился еще и сильный ветер.

Но, к нашему счастью, когда мы начали спускаться с перевала, дождь прекратился и тучи развеялись. Нашему взору открылось все великолепие Альп, с маленькими домиками и зелеными альпийскими лугами.

спуск с перевала

На спуске нам встретились местные быки удивительно больших размеров. Примечательно то, что в Альпах поляны, где пасется скот, обнесены проволокой под напряжением.

Кол де Трико

Спустившись в долину, поставили наш лагерь неподалеку от приюта в Le Nant Noir. Часть наших ребят, у кого все промокло, заселились в приют, остальные остались в палатках. Нам разрешили развести костер и мы быстро согрелись, наблюда,я как открывается великолепная, белая от снега и льда, стена Aiguille de Bionnassay…

Aiguille de Bionnassay

День 3. Перевалы и летающие рюкзаки 19.09.2015

Сутра продолжили спуск в Ла Контаминес Монжуа — небольшой городок, напоминающий Шамони. Здесь докупили некоторые продукты и даже недостающее снаряжение (дождевики пончо, мембранные штаны).

Ла Контаминес Монжуа

Дальше дорога шла вверх по горной долине, вдоль роскошных турбаз, отелей и коттеджей, пока не завела нас снова в лес, к подъему на перевал Col du Bonhomme. Изредка нас пугал дождь, но по сравнению со вчерашней непогодой, это были цветочки.

подъем на перевал Col du Bonhomme

Миновав несколько приютов, которые уже были закрыты, мы решили остановится пообедать. Как только накрыли обеденный стол и потянулись к пище, я услышал глухие удары чего-то катящегося вниз, в пропасть, на краю которой мы обедали. Мне трудно передать словами, что я испытал в этот момент… К счастью, это был всего лишь рюкзак, неосторожно поставленный Викой на краю обрыва. Рюкзак мгновенно скрылся в ущелье и вскоре до нас донесся громкий звук падения тяжелого предмета в воду.

В рюкзаке были все документы, деньги, телефон и, конечно же, спальник и теплые вещи. К нашему счастью, река не была очень бурной и рюкзак не понесло течением. Обед пришлось отложить. Я спустился вниз и выловил рюкзак, который стал в несколько раз тяжелее. Вытащив его наверх, принялись выжимать все имеющееся в рюкзаке. К счастью, паспорт почти не пострадал, умер только фотоаппарат.

Col du Bonhomme

Через некоторое время мы продолжили подъем к приюту Refuge du Col de la Croix du Bonhomme. Дорога заняла у нас много времени и последний километр пути мы проделали уже с фонариками, наблюдая совершенно потрясающий закат.

Так как все безумно устали, мы не ставили палаточный лагерь, а всей группой заселились в приют, где были такие радости, как душ и теплая мягкая постель.

День 4. Трек вокруг Монблана 20.09.2015

Утро выдалось просто великолепным. На улице светило яркое солнце, а все вокруг было покрыто инеем. Ночью ударили заморозки. Сегодня у нас планировался разгрузочный день, нам предстояло подняться на перевал Col de la Croix du Bonhomme и спустится в La ville des Glaciers.

Col de la Croix du Bonhomme

На перевал поднялись на одном дыхании. Отсюда уже было видно горную гряду, через которую завтра мы должны попасть в Италию. На спуске также сходили в маленькую радиалку к озеру Lac de Mya.

озеро Lac de Mya

В середине дня спустились вниз, пообедали,после чего погода снова испортилась. Полил мерзкий дождь. В связи с этим мы снова разделились: часть группы поставили палатки на небольшой ровной площадке, остальные поселились в приюте, где мы и провели остаток дня.

спуск в Альпах

Поразила картина того, как доят коров на альпийских лугах. Просто посреди пастбища стоит специальный вагончик с аппаратурой для доения. Но самое удивительное, что коровы сами послушно стоят в очереди, чтобы попасть в вагончик. Все чинно и цивилизовано. Европа 🙂

ТМВ - треккинг вокруг Монблана

День 5. 21.09.2015

Утро выдалось холодным. Проснулись традиционно в 6 утра, когда на улице было еще совсем темно. В сонном состоянии собрали лагерь, позавтракали. К этому времени тучи начали развеиваться и взошло солнышко. Вокруг блестели на солнце покрытые ледниками и изморозью скалистые горы.

под перевалом Кол Де Сигне

трекинг вокруг Монблана

Хорошая погода сделала свое дело — поднимались мы быстро и с хорошим настроением. Вскоре достигли перевала Кол Де Сигне и оказались на границе с Италией. Виды с перевала просто великолепные. Отсюда видно южную стену Монблана и саму его вершину.

pohod v gory на перевале Кол Де Сигне

Привлекло внимание то, что после перевала все проходящие туристы начали здороваться уже непривычным для нас «Bonjour» а «Buon giorno». Италия была великолепна, она встречала нас изумительными видами и хорошей погодой.

спуск в Италию

вокруг Монблана

На обед остановились на берегу реки, где к нам приплыл уж, который совсем не боялся людей и охотно позировал на камеру.

В Альпы пришла осень. Спустились в долину La Visaille и остановились в замечательном кемпинге. Цены в Италии значительно ниже, чем во Франции. Остаток дня все пролежали на травке, загорая и дегустируя итальянское вино.

кемпинг в Курмайоре

День 6. Швейцария 22.09.2015

С самого утра добрались до городка Курмайор. Здесь выходит тоннель, по которому проходит трасса из Шамони в Италию, в направлении Милана. Городок очень живописный и ухоженный. Закупили продукты для оставшихся дней похода и на общественном автобусе доехали до верховий долины Вал Феретта.

тропа в Швейцарию

Здесь разложили просушить палатки после холодной ночи и пообедать.

Впереди нас ждал перевал Col de Grand Ferret (2537 м), через который мы переходили на территорию Швейцарии. Подъём сюда был несложным и сопровождался отличными видами.

Уже почти стемнело, когда мы добрались до швейцарского поселка La Fouly, где находился кемпинг. Швейцария, к сожалению, не порадовала нас ценами. Все здесь было на порядок дороже, чем во Франции. Но красоты гор были просто неописуемы.

В кемпинге был отличный вай фай, горячий душ и все необходимое для комфортного проживания. Когда полностью стемнело, на улице стало совсем холодно, и самые отчаянные решились на ночлег в общей комнате самого кемпинга.

День 7. Шампе 23.09.2015

ТВМ — так сокращённо называется тропа вокруг Монблана, идет дальше по долине реки через уютные швейцарские деревушки. Здесь жизнь как будто остановилась. На улицах нет перехожих, отели и пансионаты уже закрыты и ждут следующего сезона, которые уже не за горами.

Швейцарские Альпы

При том, что здесь было достаточно много цивилизации, мы не встретили ни одного открытого магазинчика. Ко всему в придачу у нас потерялся Максим, который убежал вперед и растворился в лабиринте сказочных швейцарских улочек. Мы подозревали, что он побежал вперед, к городку Шампе, где находится одноимённое озеро. Поиски некого мифического озера стали для Максима целью этого похода. 🙂

Ближе к Шампе тропа поднимается немножко вверх. В одном из панорамных мест мы остановились отдохнуть и перекусить.

перекус в Альпах

В Шампе есть один кемпинг, совсем небольшой, подозреваю, что во время высокого сезона найти свободное место здесь совсем не просто. Поставили палатки и пошли еще к озеру любоваться красотой Альп.

озеро Шампе

Шампекс

День 8. 24.09.2015

Погода совсем испортилась. По программе максимум мы должны были сегодня преодолеть перевал Fenetre d’Arpette (2665 м) и спустится в поселок Триент. Но выпавший за ночь снег и моросящий в этот момент дождь заставили нас скорректировать планы.

вокруг Монблана

Решено было идти в Триент через перевал Bovine, путь к которому вел через очень живописный лес из лиственницы. Чем выше мы поднимались, тем гуще становился туман. Постепенно дождик перешел в снег, и мы попали в настоящую зиму.

Непогода и низкая температура заставляли нас ускорить темпи практически не останавливаться. Как результат, мы быстро преодолели запланированную на сегодня дистанцию и пришли к нашей цели — кемпингу в Col de la Forclaz.

Здесь для кемперов поставили настоящую юрту — очень уютное местечко, где можно укрыться от ветра и дождя и весело провести вечер.

День 9. И снова во Францию — Ла Бальме 25.09.2015

Наконец-то погода нам улыбнулась. На небе не было ни тучки. Было свежо и прохладно. Позавтракав и собрав мокрые и замерзшие за ночь палатки, спустились в Триент и оттуда начали постепенно подниматься на перевал Ла Бальме, по которому проходит граница Швейцарии и Франции.

Триент

По пути встретили охотников, которые в рюкзаке уже несли добычу. Лично я крайне негативно отношусь к такого рода развлечениям…. В зоне леса тропа извивалась бесконечным серпантином, который все-таки вывел нас на открытые всем ветрам просторы альпийских лугов.

Но здесь на нас напала черника и сделала маршрут непроходимым. Невероятными усилиями оторвали себя от ягод и пошли месить снег, поднимаясь на Ла Бальме.

Сверху открывался шикарный вид на весь массив Монблана. Светило солнышко, внизу под нами, как на ладони виднелось Шамони. Именно туда нам и надо.

На спуске сделали остановку для приема еды и фотосессии. Встретили отару овец и коз, а также вертолет, который забирал кого-то с горы. Вертолетов здесь очень много, спасательные службы работают просто отменно.

На спуске в Монтрок группа немного растянулась, из-за чего мы спустились в разные части поселка. Но к счастью скоро все встретились на остановке, откуда поехали через всю долину Шамони обратно в кемпинг Лез Уж.

Здесь поставили палатки и закатили пирушку в честь того, что все-таки прошли весь маршрут вокруг Монблана.

День 10. Aiguille du Midi 25.09.2015

Проснулись как можно раньше и поехали в Шамони. Отсюда на саму вершину Aiguille du Midi, на высоту 3845 м поднимается канатная дорога. Стоимость подъема туда и обратно — 56 евро. Это отличное место, откуда начинается много высотных программ в этом районе. Кажется, что к вершине самого Монблана рукой подать, но это ошибочное впечатление.

Aiguille du Midi

Наверху есть кафе, музей альпинизма, стеклянный балкон над пропастью и, самое главное — невероятные виды. Канатная дорога идет дальше над ледниками и потом спускается на италийскую сторону в итальянский Курмайор.

Массив Монблана

Сегодня большинство из нас уже уезжало обратно в Женеву и оттуда домой. Настало время прощаться с участниками похода вокруг Монблана. Было очень грустно, ведь за время, проведенное вместе на маршруте, все очень сдружились.

Было решено в следующем годупопробовать подняться на сам Монблан🙂