+38 (097) 670-20-32+7 (958) 581 5632info.pohodvgory@gmail.comSKYPE: info.pohodvgory

Отчет о походе: От Лаго-Наки до Азова. Ч.3

поход, кавказ, лаго-наки, горы, тридцатка

Заключительная часть отчета о походе по плато Лаго-Наки . Кавказ

День 8[/]

21.07.13

Ранним утром по лагерю бродили лошади. Прохаживались между палатками, деловито пощипывали траву, а иногда подбирали и то, что люди забыли укрыть понадёжней. Шелестели пакетами с продуктами, невозмутимо поглощая их на глазах у изумлённых туристов. Нам пора бежать. От приюта «Фишт» до посёлка Гузерипль – 38 километров. До асфальтированной дороги на Гузерипль не так далеко, километров 12, но впереди лежат два перевала. Я надеялся сегодня выйти за пределы заповедника, чтобы не иметь проблем с егерями (срок нашего пребывания в заповеднике истекал сегодня в полночь), и к часу дня хотел стоять на асфальте. Наша «двадцатка» мирно спала, когда мы уже уложили рюкзаки и готовились к выходу. Тепло попрощавшись с «Дедом», мы пересекли границы лагеря и углубились в лес в направлении Армянского перевала.

Нам повезло, что вчерашний день был ясным и солнечным – тропа в лесу немного подсохла. Но местами мы всё равно продирались через заросли, чтобы не шлёпать прямо по грязи. Срабатывало это не всегда. В одном из мест Катя поскользнулась на корнях и правой ногой провалилась в грязь по щиколотку. Ботинок с системой GORE-TEX не помог. Второй раз в походе я услышал ругательства из Катиных уст. Делать нечего, идём дальше. Армянский перевал (1866 м.) мы одолели быстро. Наверное, через час после старта мы уже были на его седловине. К этому моменту нас догнала российская «пятёрка» с Алексеем во главе. Оказалось, что мужики сняли комнату в приюте, заказали баньку и, в общем, цивильно отдохнули – оттого мы их вчера и не видели. Поскольку наш путь полностью совпадал, Алексей предложил нам подъехать к Гузериплю на авто, которое будет ждать их в начале асфальтированной дороги. Мы обещали подумать над его предложением.

К перевалу Гузерипль (1970 м.) шли, то обгоняя россиян, то уступая им первенство. Обращало на себя внимание то, как быстро передвигается эта группа, несмотря на то, что в составе её есть люди с явно лишним весом. Тропа в этих местах проложена под южными склонами Оштена и уводит на восток. За первалом начинается пологий спуск к верховьям реки Армянки. Перед нашими взорами во всей красе предстал хребет Каменное Море, который мы пропустили в первый день похода по Лаго-Наки. В какой-то момент мы оказались снова на ручье Рубленном, только в нижней части Инструкторской Щели. Сделали несколько коллективных фото для группы Алексея, искупались в ручье и продолжили путь. Тропа снова ушла в лес. Здесь всё чаще стали появляться люди, приехавшие на денёк прогуляться по окресностям. Оглядываясь назад, мы бросали прощальные взгляды на скалистые вершины плато. Час ходьбы – и вот мы уже стоим на асфальте. Чуть оторвавшаяся от нас на Рубленном ручье «пятёрка» в это время степенно попивала чаёк в кафешке, ожидая обещанную машину. Мы решили идти своим ходом, но не успели прошагать и километра, как возле нас остановился микроавтобус и знакомые лица предложили пройти в салон. Отказываться не было сил. Только усевшись на своих местах, мы поняли насколько правильно поступили – дорога на Лаго-Наки из Гузерипля ужасна. По всем меркам. Ямы в асфальте, местами полное его отсутствие и каменистые осыпи со склонов. По дороге я вдоволь наобщался с Дмитрием, фотографом этой группы, о Кавказе и о Крыме, где ему тоже доводилось бывать. Алексей со товарищи ехали в Майкоп и нам бы поехать с ними… но мы намеревались возвращаться на Родину только 22-го числа, а оставшийся день провести в путешествии по долине Белой реки по направлению к Хаджоху. В Гузерипле мы вышли из авто и отправились по заранее намеченному маршруту.

На окраине городка мы забрели в заброшенный сад с покосившимся уже нежилым домиком и устроились на обед. Далее пошли по асфальту (другой дороги здесь нет) к посёлку Хамышки. Переодически выходили на смотровые площадки над каньоном Белой реки. Параллельно с нами по дороге двигалась машина компании «Русский Экстрим». Она следовала за лодками, в которых сплавлялась группа туристов-водников. Мы же, по ходу движения, наблюдали за этим процессом. Расстояние от Гузерипля до Хамышков небольшое – 16 километров. Где-то на середине этого пути есть очень красивое место – место слияния двух рек, Белой и Киши. Я очень хотел увидеть его воочию. В Хамышках, под горой Монах я планировал остановиться на ночлег. А в это время над нами сгущались тучи…

Небо уже давно заволокло серой пеленой и рано или поздно дождь должен был начаться. Но чтобы так! Чтобы такой ливень! Мы все вымокли до нитки. В Гузерипле мы поспешили сменить горные ботинки на кроссовки и теперь очень жалели об этом. Кроссовки промокли насквозь, дождевики нас не спасали, а самое главное – рейнковеры не спасали от влаги содержимое рюкзаков! Вода заливала нам за шиворот, текла по спинам, затекала под рейнковеры снизу и, несмотря на полиэтиленовые пакеты, в которых дополнительно были укрыты наши спальники, изрядно их намочила. О чём ещё стоило пожалеть? О том, что место слияния Белой и Киши, действительно, оказалось безумно красивым, а сфотографировать эту красоту у меня не было никакой возможности! Фотоаппарат я спрятал поглубже в рюкзак, как только понял, что ливень неизбежен. Вот так облака, которые формируются на Лаго-Наки, частенько проливаются в долинах окресных рек.

Что делать дальше, я не знал. Пока шёл дождь, шли и мы. Идти всё равно нужно, а когда двигаешься – не мёрзнешь. Девчёнки, повесив носы, молча следовали за мной. Однако судьба уготовила нам ещё одну встречу. Два брата (не акробата, но водника) предложили подвезти нас на своём фургоне. Сами они живут в Даховской и ехали домой. Снова Даховская! Круг замкнулся. По дороге они рассказали, где в станице можно остановиться с палаткой, какие вокруг есть примечательные места и какова она, станичная жизнь. Дождь остался у нас за спиной. Поблагодарив ребят за выручку, мы прикупили в местном магазинчике адыгейского сыра (вкуснейшего, как оказалось!), хлеба и сладкого на десерт. Хотелось скрасить, по возможности, этот вечер. Согласно рекомендации братьев, мы остановились у реки Дах, впадающей в Белую и дающей название всей станице. Остановились рядом с местной достопримечательностью – старым мостом через реку, возведённым казаками в 1906 году. Ещё лет десять тому назад он был действующим, а сейчас, в связи с постройкой нового, стал просто культурной ценностью. К мосту по вечерам сходится и съезжается местная молодёжь и, пока наши вещи сохли на вечернем солнышке, мы слушали музыку. Ничего, что попсу… Главное, что недолго. Это наша последняя ночь на Кавказе.

[gallery type="rectangular" ids="4044,4056,4055,4054,4053,4052,4051,4050,4049,4048,4047,4046,4045,4043,4042"]

День 9 и 10[/]

22.07.13

Автобус до Майкопа проезжает через Даховскую в семь утра. Уезжать так рано нам было необязательно. Автобус из Краснодара в Керчь, на который мы расчитывали попасть, уходит вечером и у нас впереди целый день. Но уехать из Даховской позднее оказалось не так то просто! В восемь часов мы уже стояли на остановке в ожидании маршрутки до Майкопа. В десять утра она появилась, почти заполненная людьми. К тому моменту на остановку подтянулся добрый десяток местных жителей, которым были «побоку» бесконечные туристы с их проблемами. В общем, мы не влезли. Пришлось идти восемь километров пешком до Каменномостского, из которого уехать в Майкоп оказалось гораздо проще. К нашему приходу на автостанцию уже была готова к отправлению маршрутка Хаджох – Майкоп. Внимание! Маршрутки из Хаджоха приезжают не на автовокзал Майкопа, который находится возле ж/д вокзала, а на майкопскую автостанцию! От неё к автовокзалу можно добраться на троллейбусе или городских маршрутках (номеров, к сожалению, я не помню).

Из Майкопа мы переехали в Краснодар. По дороге досматривали недосмотренные ночью сны. Приехав в Краснодар, мы приобрели билеты на вечерний автобус до Керчи, сдали в камеру хранения рюкзаки и пошли бродить по городу. Время приближалось к пяти часам вечера. Мы изрядно проголодались, поскольку после раннего завтрака съели только по порции мороженного, и теперь искали какую-то кафешку или столовую. Улицы, примыкающие к краснодарскому автовокзалу, создают прямоугольную квартальную застройку. Это старый Краснодар. Отличительной особенностью этого города является то, что названия улиц на табличках указаны не только современные, но и советских времён, и даже времён дореволюционных! Подходящее кафе мы обнаружили на улице Красноармейской. Накормили нас сытно и вкусно, и притом довольно недорого: полноценный обед обошёлся нам в 700 рублей на троих. А вот фотографировать в старом городе оказалось нечего. Позже, глядя на карту, я обнаружу, что мы не дошли до набережной Краснодара на реке Кубань и не увидели многих других его достопримечательностей.

Наконец, в полдесятого мы выехали в направлении Керчи. Согласно расписанию, мы должны были быть на месте на следующий день в четыре часа утра. Прохождение границ прошло ещё быстрее, чем по дороге на Кавказ в начале похода. Стоя в очереди, мы познакомились с молодой парой, ехавшей в Керчь на уикэнд. Причина была банальна: девушке нужно было осуществить пересечение границы Российской Федерации для открытия нового 90-дневного срока пребывания в ней без регистрации. Её спутник имел российское гражданство и просто составлял ей компанию. Глядя на наши рюкзаки, этот двухметровый, начинающий слегка полнеть, гигант вспоминал, как он в составе десантных групп неделями мотался по горам Чечни без костра и палатки. Он прошёл суровую школу.

Не доведи, Господи!

23.07.13

Наш автобус приехал в Керчь с опережением графика. В три часа ночи мы оказались на автостанции города-героя. Здание автостанции было закрыто. Несмотря на июль-месяц, ночь была прохладной и мы в спешном порядке накинули куртки. До шести утра дремали, сидя на скамейках и обняв рюкзаки, под ругань таксистов и водителей первых маршруток. В шесть утра открылась автостанция и мы переместились туда. Оставшиеся дни похода мы хотели провести на море, неподалёку от Керчи, но перед отъездом намеревались осмотреть и сам город, куда судьба забросила нас. Оказалось, что камеры хранения как таковой на автостанции нет. Есть только ячейки, чуть крупнее банковских из американских фильмов. Естественно, наши рюкзаки в них не помещались. Мне удалось договориться с администратором автостанции, что мы оставим наш багаж в комнате для персонала и заберём его ближе к полудню. За отдельную плату, разумеется.

Утренняя Керчь запомнилась ясной погодой, сухим зноем и отсутствием людей. Лишь изредка нам попадались дворники, подгулявшая молодёжь да первые, самые ранние труженники. Вот где раздолье для фотографа! Мы прогулялись по пешеходной зоне улицы Ленина, прошлись по набережной и, само собой, поднялись на гору Митридат – древнее сердце предка Керчи, столицы Понтийского царства Пантикапея. На горе Митридат проходят раскопки, но как-то безсистемно – территория не ограждена, сторожей нет и даже плата за право посмотреть на тысячелетние руины не взимается! Сама гора застроена частным сектором и теоретически под каждым домом лежит огромный пласт культурного слоя античности. После прогулки пришло время завтрака. Обосновавшись на лавочке, мы по-студенчески набивали желудки булочками с кефиром.

На автостанции, забрав свои вещи, мы заняли места в неком подобии очереди на маршрутку до посёлка Курортное, что на Азовском побережье в получасе езды от Керчи. Наш народ ничем не лучше кубанского – в маршрутку пытались пролезть со всех сторон, по головам и без очереди. Проявив твёрдость рук и характера, мы тоже разместились. Дорога до Курортного представляет из себя обычную гравийную выровненную поверхность – асфальт заканчивается как только маршрутка выезжает из Керчи. От Курортного нам предстояло пройти ещё 5 километров на запад по побережью Азовского моря, чтобы выйти к так называемым «Солдатским пляжам». Здесь начинается сухая безводная Караларская степь. Дорога проходит мимо солёного озера Чокрак, известного своими грязями. Рядом с дорогой, чуть не доходя до озера, есть колодец с пресной водой, но чтобы достать её, нужна верёвка. Так как я оказался в этих местах впервые и подлинного расположения колодцев не знал, то воду было решено везти из самой Керчи. В принципе, воду и продукты можно купить в Курортном – там достаточно магазинчиков. Но об этом я тоже не подумал. Что ж, от дурной головы и плечам тяжко.

За Чокракским озером поднимается невысокий, высотой до 80 метров Монастырский хребет. Дорога уходит к хребту, а к бухтам ведут многочисленные тропы. Обогнув мыс Богатубе и пройдя первую бухту, мы решили, что на сегодня хватит и остановились в следующей. В бухту переодически приезжали (ответвление грунтовой дороги здесь спускается к морю) и приходили отдыхающие, но на ночь, кроме нас никто не остался. Можно было купаться, отъедаться (а в походе мы все изрядно похудели) и отдыхать вволю.

[gallery type="rectangular" ids="4065,4066,4064,4063,4062,4061,4060,4059,4058,4057"]

День 11-13[/]

24.07.13-26.07.13

Для Азовского побережья Крыма характерны постоянные ветра. Затишье бывает нечасто. Из-за этого море постоянно волнуется и плавать в нём не очень удобно. Катя с Анютой, тем не менее, плавали регулярно – для того и приехали! Пляж в нашей бухте представлял из себя мелкий, перемолотый волнами ракушняк. Погода все дни стояла прекрасная, а ветер облегчал нам полуденный зной. Днём мы, подобно крабам, передвигались под большими валунами нашей бухты в поисках тени. Моими основными занятиями стали созерцание, приготовление пищи и фотосьёмка. Также я предпринимал слабые попытки выровнять полученный на Лаго-Наки загар. Оказалось, что при относительно малой подвижности тринадцати литров воды хватает для трёх не слишком крупных особей Homo Sapiens на трое суток! Литр крымского вина не в счёт. Единственное удовольствие, которого мы были лишены – это наблюдения за звёздами. По ночам небо было ясным, но с наступлением сумерек нас загоняли в палатку местные москиты – злющая порода мелкой мошки.

В день нашего отъезда пошёл дождь. Крым, как и Кавказ, провожал нас с плачем. Ненастье продолжалось недолго и уже к полудню над нами снова светило солнце. Мы покинули нашу бухту и перебрались к озеру Чокрак. Как же было перед отъездом не окунуться в его целебные грязи?! «Матрасники» щеголяли таким лоснящимся чёрным слоем на коже, словно одевали шкуры морских котиков. Мы не дошли до главных «ванн», в которые окунается основная масса отдыхающих – предпочли устроиться чуть в стороне. Тропа к озеру завершается в месте, где ноги уходят в чёрную жижу по колено. Грязь, высыхая, моментально стягивает кожу на теле. От неё исходит серо-водородный запах и смывается в море она не сразу. Чтобы очиститься от её остатков, нам пришлось помогать друг другу.

В Керчи мы были к обеду. Добрались до ж/д вокзала, который находится на окраине города, вдали от автостанции. В пять часов вечера на нас уже нахлынула вселенская скука от пребывания в душном вагоне поезда и грусть от того, что всё подходит к концу, даже такие замечательные экспедиции.

[gallery type="rectangular" ids="4068,4069,4070,4071,4072,4079,4078,4077,4076,4075,4074,4073"]