Отчет о походе по Каппадокии на майские 2013. Турция

В отправную точку похода по Каппадокии мы приехали ночным автобусом из Анталии вместе с большей частью участников предыдущего похода по Ликийской тропе. Хотелось бы отметить, что в Турции очень высокий уровень обслуживания по автобусных перевозках дальнего следования. И, хотя в автобусе особо не выспишься, но путешествовать в нем очень комфортно.

День 1. 01.04. Начало похода по Каппадокии. Гореме.

Проснулся я, когда светало. И в окне увидел заснеженную громаду вулкана Хассан. Обе вершины его превышают 3 тысячи метров, и выглядят просто восхитительно. Но это были еще цветочки. После того, как автобус миновал Невшехир, мы стремительно въехали в долину Гореме. Здесь, словно под действием какой-то магии, все небо внезапно заполнили десятки воздушных шаров. Одновременно перед нами возникла скальная крепость Учхисар и невероятные ландшафты окрестных долин. Зрелище просто нереально-волшебное… Такое впечатление, что попал на другую планету, такого просто не бывает на Земле.

Долина Гореме в Каппадокии

По прибытию в Гореме в 7 утра, сразу пошли заселяться в наш отель — Kookabura Pansion. Отель очень уютный, с очень красивой террасой: откуда виден весь Гореме. Однако, хозяин отеля оказался очень неприятным человеком, и впоследствии часто портил нам настроение. Но, это просто мелочи, на которые не стоит обращать внимания, когда находишься среди такой красоты.

Первый день у нас был рассчитан на сбор всех участников и краткий отдых после перелетов и переездов. Экскурсия в «Музей под открытым небом» начиналась в другой половине дня, поэтому у всех было время насладиться видами и атмосферой Гореме.

После сбора группы и кратковременного отдыха, мы пошли к нашей первой цели — «Музею под открытым небом». Вход в музей стоит 15 лир и в нем всегда очень много народу. Интересно, что не только туристы из других стран осматривают этот памятник христианской культуры, но и огромное количество турков, которые приезжают сюда целыми автобусами.

В скальных церквях 12 века хорошо сохранились фрески, даже несмотря на то, что несколько столетий здесь хозяйствовали далекие от христианства пастухи. Всматриваясь в изображения святых, на стенах пещер, понимаешь, что находишься в настоящей колыбели православья. После осмотра музея большая часть группы направилась знакомиться с кулинарной стороной турецкой жизни в один из многочисленных ресторанчиков Гореме.

День 2. 02.05. Учхиcар – Долина Любви

После завтрака в пансионе мы встретились с остальными членами группы, что проживали в других отелях, и направились через Долину Голубей к поселку Учхисар , где находится одноименная скальная крепость. Погода стояла отменная. Вообще, стоит заметить, что в Каппадокии, практически, каждый день одна и та же погода. С утра полный штиль: на небе ни одной тучки, но их функцию в это время исполняют многочисленные воздушные шары. Первую половину дня солнечно и жарко, а где-то к часам 3-4 дня небо начинают затягивать тучи, появляется ветер, может пройти кратковременный дождь. Но к вечеру уже все затихает, а на утро опять солнечно и спокойно. Другой погоды здесь мне не доводилось встречать.

Учхисар — старая хетская крепость, которая является одновременно и самой высокой точкой в окрестностях Гореме. С ее вершины открывается удивительной красоты вид на окрестные ландшафты. Здесь мы смогли впервые нормально рассмотреть цель нашего похода — снежный конус вулкана Эрджияс. Через 3 дня нам предстояло подняться на него.В Учхисаре есть где побродить. Очень интересным оказался один скальный дом, в нем живет турок, который занимается изготовлением сувениров. Сам дом, изнутри, увешан коврами и обставлен мебелью. Видя такое, начинаешь понимать, что пещерное жилье не такое уж плохое. Дальше мы направились к Долине Любви. Она знаменита своими каменными столбами, фаллической формы. Отсюда, собственно, такое романтичное название долины.

Вернулись в Гореме в 18 часов, и провели вечер в отеле на террасе, в последующие дни это стало нашей традицией. Долго не засиживались, так как в 5 утра некоторым участникам нашего похода предстояло полететь на воздушном шаре над всеми красотами Каппадокии.

День 3. 03.05. Зелве – Паджабагалар — Чавушин

В 9 часов утра нас ждал небольшой трансфер к другому музею под открытым небом — Зелве. Он расположен с противоположной от Гореме стороны – плато Ак-Тепе. Все, кто летал на воздушном шаре, были в восторге от увиденного и активно делились своими впечатлениями. Заплатив 8 лир за вход, мы оказались в горной долине, что состояла из трех ущелий. Стены долины были изрезаны многочисленными скальными жилищами.

С древних времен здесь жили греки, но всех их выслали после греко-турецкой войны и обмена населением. На их место переселили турков, тогда тут появилась даже мечеть с маленьким минаретом. Еще в 50-х годах ХХ века здесь жили люди. Но, из-за большой опасности обвалов породы, всех жителей отселили в деревушку, которая располагалась недалеко от Зельве. Еще живы те люди, которые помнят Зельве, как обычный поселок.

Здесь также расположено несколько старых православных церквушек. В Каппадокии они везде, поэтому постепенно начинаешь к этому привыкать. Ближе к обеду, осмотревши весь музей, мы пошли в сторону другой нашей цели — памятнику природы — Паджабагалару. Здесь находятся так называемые многоголовые грибы, каменные формации, типичные для Каппадокии. Местые ландшафты обязаны своими причудливыми формами вулкану Эрджияс. Именно пепел, который извергался тысячи лет этим исполином, стал основой для вулканического туфа — мягкой породы, которая так легко обрабатывается. Возможно, именно из-за этого, древние люди решили строить в этом месте подземные и скальные жилища.

Становилось очень жарко, но нам надо было двигаться дальше. Наш путь пролегал через огороды и виноградники, которые очень живописно разместились между каменными столбами. Вскоре мы пришли в церкви Никифороса-Фокаса, она порадовала нас прохладой своих залов. Осмотрев настенные фрески, мы присели отдохнуть от яркого солнца. Так не хотелось покидать этот прохладный оазис. Кстати, вход сюда тоже платный — 8 лир. У входа есть источник с питьевой водой. Вскоре погода, традиционно для здешних, мест начала портиться. На горизонте появились черные тучи, подул ветерок. Идти стало очень комфортно. Так мы дошли до Чавушына — еще одного скального города, который полностью функционировал еще до середины прошлого века. Здесь, в сердце каменного города, находится одна из старейших церквей Каппадокии, примерно 5 века. Стены ее черны от костров и времени – это очень впечатляет. А на улице в это время разгулялась настоящая пылевая буря. Но наша группа была настроена по-боевому – необходимо было выполнить все, что запланировано в программе похода по

Каппадокии.

Далее траверсом мы шли вдоль склонов Ак-Тепе, через Розовую и Красную долины по направлению к Гореме. Пейзажи вокруг, наверное, самые необычные, которые мне приходилось видеть в жизни. Было впечатление, что мы на Марсе. Грозовое небо и красные скалы кругом напоминали фильм «Вспомнить все». Капал мелкий дождик, и мы, понемногу, продвигались вглубь красной долины. Передать словами, и даже фотографиями то, что предстало нашему взору, абсолютно невозможно. Это просто надо видеть.

Вскоре дождь прекратился и погода наладилась. Солнце садилось за горизонт и цвета в долинах стали еще более невероятными. В Каппадокию приходила ночь. А мы все еще были на маршруте. Как я не старался ускорить передвижение группы, красота окрестных пейзажей все время замедляла нас.

В Гореме мы пришли, когда было уже совсем темно. Улицы были залиты светом десятков витрин разнообразных магазинов и лавок.Все сильно устали. В первую очередь из-за огромного количества ярких впечатлений. Но и физически мы потрудились неплохо — навигатор показал 23 километра пройденного пути. После небольшого шопинга все разошлись отдыхать.

День 4. 04.05. Каймаклы – Ихлара – Селиме

Заключительный день экскурсионной части похода по Каппадкии начался традиционными звуками взлетающих воздушных шаров. Понемногу стал привыкать к этому зрелищу. Сегодня мы отправились в один из самых больших подземных городов в Каппадокии — Каймаклы. А после него был запланирован переход через долину Ихлара . Оба эти объекта удалены от Гореме больше чем на 100 км. Поэтому, чтоб успеть осмотреть все, надо обязательно арендовать транспорт. Мы наняли автобус, который сопровождал нас весь день за 25 лир с человека

В Каймакли мы приехали с самого утра, но здесь уже было куча экскурсионных автобусов и полно народу. Сам город впечатлил количеством подземных помещений и галерей. А ведь это только маленькая часть, которая открыта для туристов. Вообще, сложно себе представить, как можно жить, словно крот под землей. Да еще и в такой плотно заселенной колонии. В Каймаклы проживало около 15 тысяч человек!!! Город полностью автономный. Люди могли жить здесь несколько месяцев, не поднимаясь на поверхность. Здесь мы увидели склады для продовольствия, колодцы, вентиляционные шахты, жилые помещение, каменные двери и даже учебные залы. В городе постоянная температура намного ниже, чем на поверхности в это время года.

Поднявшись на поверхность, мы отправились на нашем автобусе к каньону Ихлара, но по дороге еще заехали в Гюзельюрт, где осмотрели старую церковь и полюбовались изумительными видами вулкана Хассан. Дальше нас ждал поход по каньону. Ихлара очень отличался от всего того, что мы увидели за несколько дней в Каппадокии. Здешний вулканический туф был выброшен вулканом Хассан и имел немного иные свойства, чем туф из вулкана Эрджияс в Гореме. Он не так хорошо поддается водной эрозии. Соответственно, стены Ихлары более крутые и отвестные.

Особо необычно для Каппадокии наблюдать в этих местах полноводную речку, на берегах которой много деревьев и сочной зелени. В стенах каньона находятся многочисленные церкви и кельи отшельников. Такое впечатление, что переносишься в глубину веков, и современный мир напоминают только другие туристы. Тропа идет все время вдоль реки. В середине же самого каньона находитса поселок Белисирма ,где заканчивается платная часть каньона. Здесь много кафешек, где можно очень вкусно покушать, особенно после многочасовой прогулки.

Далее нас ждала более дикая часть Ихлары, где мы наткнулись на действующую скальную мечеть. Здесь было намного чище и ухоженнее, чем в увиденных нами прежде хрестианских памятниках. Вскоре мы подошли к деревне Селиме и едва успели попасть до закрытия в местный монастырь. Он высечен в скале и занимает несколько уровней. С самого верхнего яруса скалы хорошо виден вулкан Хассан. А внизу, на парковке, нас ожидал автобус, который доставил всю группу назад в Гореме. К сожалению, сегодня мы попрощались с частью группы, так как не все планировали подниматься с нами на Эрджияс. Спасибо Вам, ребята, за отличную компанию. Тогда мы еще не знали, что встретимся вновь в Стамбуле.

День 5. 05.05. Аванос – Кайсери — Эрджияс

Проснувшись утром следующего дня, мы позавтракали и попрощались с отелем. Далее нас ждал настоящий поход с ночевками в палатках. Мы наняли все тот же автобус и отправились в Кайсери.

По дороге заглянули в Аванос — это центр гончарства в Кападокии. Здесь изготавливают уникальную посуду из местной глины. В одной из лавок хозяин предложил нам принять участие в изготовлении настоящей керамики. Если наблюдать за работой мастера, то кажется, что ничего сложного, но только когда ты сам пробуешь сотворить, так сказать «шедевр», как тут же глина размазывается по рукам и гончарному кругу и на шедевр уже совсем не тянет.

В Кайсери пришлось прикупить снаряжение тем, кто прогуливался в сандалиях всю ликийскую тропу и часть похода по Кападокии. Переобуться в горные ботинки для восхождения на Эрджияс было необходимо. Транспорт забросил нас на высоту 2200м на перевал под Эрджиясом. В этом месте находится горнолыжный курорт, где есть магазинчики, прокат снаряжения и даже бесплатный WC. После перекуса мы, наконец-то, как нормальные туристы взвалили рюкзаки на плечи и пошли вверх.

Набор высоты здесь постепенный и совсем не сложный. По дороге встретили турецких альпинистов, которые сказали, что состояние снега не верху желает лучшего, но подняться можно.

Вокруг нас, в траве, копошились суслики. Через час мы уже раскладывали базовый лагерь. Кушать готовили на бензиновом примусе, который упрямо отказывался работать и покормить нас. Стояли мы возле бетонного канала, по которому текла талая вода из заснеженных склонов вулкана. Выше нас начиналась зона снегов.

День 6. 06.05. Восхождение на вулкан Эрджияс

Проснулись в полпятого утра, подбодряемые начинавшимся рассветом. Подогрели предварительно сваренный суп и поспешили на восхождение. Снег под ногами промерз за ночь и передвигаться было легко. Вершина Эрджияса сурово сверкала на горизонте.

Преодолев высоту 3000 м, Кате, которая и раньше чувствовала недомогание, стало совсем плохо, и она с мужем вернулась обратно в лагерь. А мы продолжили набирать высоту по нескончаемому гребню разрушенной кальдеры. Солнце поднималось все выше, и снег начинал таять на глазах. Наст постепенно переставал держать и мы все больше грузли в снегу. Скорость передвижения немного упала.

По пути к вершине нам предстояло траверсом обойти отвесный скальный гребень, который преграждал нам путь. К сожалению, к тому времени как мы дошли до этого участка, состояние снега стало уже совсем плачевным. Дальше идти было лавиноопасно. Вот и пришлось нам принять тяжелое решение о прекращении восхождения и вернуться в лагерь. Итак, поднялись мы на высоту около 3700 м., так что до вершинки нам осталось совсем ничего. Но безопасность превыше всего. Правда, мой помощник в этом походе — Юра, опытный альпинист, все таки взошел на вершину Эрджияса. Так что, фактически можно сказать, что наша группа выполнила поставленную перед собой задачу.

После долгого спуска, уже в уюте лагеря, с кружкой горячего чая в руке, мы смотрели на проделанный нами путь с восхищением. А вечером с ностальгией начали вспоминать весь наш длинный поход по Турции. Ведь,большинство из участников восхождения и похода по Каппадокии пришли сюда из маршрута по Ликийской тропе. Эх, сколько всего увидено и пережито… И самое главное, что ребята все подобрались просто замечательные. За эти 20 дней мы превратились в большую семью. И хотя поход наш подходил к концу, душу радовало то, что все мы оставались еще на некоторое время в Стамбуле, где на нас ждало много интересных приключений.

Утром следующего дня мы спустились к горнолыжному курорту и двумя группами выехали на долмушах обратно в Кайсери. Немного погуляли по городу, осмотрели уникальный университет и госпиталь сельджуков.

Вот таким получился поход по Каппадокии. Турция, как всегда приняла нас с распростертыми объятиями, и я уже с нетерпением жду, когда снова окажусь в этой удивительной стране.