Отчет о походе по Южным Карпатам. Румыния

Как и предыдущий отчет о походе по Южным Карпатам в Румынии я начну из того, что Ира, в последний момент снова не смогла пойти с нами. Сразу на ум приходит одно выражение: «Если работа мешает ходить в горы — меняй работу».

Итак в этот раз в составе 4 человек мы направились в Румынию. Нам предстоит покорить сразу 3 горных массива: Фэгэраш, Пятра Краулуй и Бучедж.

23.08.2013. Тернистая дорога на Фэгэраш

Стартовали мы из Черновцов, куда все приехали кто, откуда и кто на чем. Здесь нас ждал заказанный микроавтобус с очень колоритным водителем — Васей, который веселил нас всю дорогу, иногда перегибая палку.

Таможня заняла 2 часа и здорово выбила нас из графика продвижения к цели. По дороге делали частые остановки для того чтоб покушать или купить что либо. В таком режиме мы ехали пока не стемнело и все не заснули как сурки. Как же я был удивлен когда спросонья увидел освещенный прожекторами на холме замок Дракулы, который занимал все лобовое стекло. Ничего себе, оказалось мы круто сбились с пути, потому что Вася очень доверял Марчеле — так он звал свой бестолковый навигатор. Пришлось возвращаться и провести еще лишний час в пути.

Автобус забросил нас на озеро Балеа, что на трасе Трансфэгэраш около 2 часов ночи. Холод стоял здесь впечатляющий, так как высота около 2080 м. В полусонном состоянии мы разбили лагерь на берегу озера и уснули.

24.08.2013. Настаящая «Ж» в горах Фэгэраш.

К плохой погоде морально мы были готовы, так как прогноз погоды не обещал ничего хорошего. Хотя с утра видимость была сносная, но с юга все время с большой скоростью несло тучи. Вокруг озера Балеа построено много турбаз, паркинг и куча мест где продаются сувениры. Здесь трасса Трансфэгэраш пересекает главный хребет через длинный тоннель и потом спускается вниз.

От озера Балеа идет отличная маркированная тропа наверх, к озеру Капра, а оттуда дальше вдоль основного хребта. Вообще склоны здесь очень крутые, и высоту можно набрать или скинуть очень быстро. Главное, чтоб колени выдержали.

Видимость была переменой, но ближе к обеду тучи начали расходится и открыли нам всю зловещую мощь Трансильванских гор. Обед мы устроили с видом на гору Арпашу Маре (2468 м). Далее нам предстояло подняться на нее, при не самых приятных обстоятельствах.

Тропа шла дальше через перевал где нам пришлось пересечь настоящую Виа феррата (почти скалолазный участок с организованной страховкой). Здесь провешены цепи и перила, но рюкзаки сильно сковывали движения, так что мы поймали немного адреналина.

Дальше наш поход проходил по острому, лезвиеобразному гребню. Именно тогда, как назло с юга подул сильный ветер с дождем. Внезапные порывы ветра грозились сбросить в обрыв. Особенно самых легких участников похода, которых от этой участи спасал только тяжелый рюкзак. Ветер с большой скоростью нес капли дождя, которые обжигали лицо, и мешали нормально ориентироваться. Все было окутано туманом. Спуститься с гребня было невозможно, из-за крутизны склонов, поэтому надо было идти только по тропе — через вершину Арпашу Маре.

К озеру Подрагу Гургулуи мы спустились замерзшие и уставшие. Но такое состояние длилось не долго, так как теплые спальники и шотландский виски Богдана помогли прийти в себя.

25.08.2013. Дневка

Проснулись мы в полном тумане и решили, что подниматься на самую высокую гору в Румынии без видимости, как то не очень интересно. Также не хотелось повторения вчерашнего сценария. Решено было оставаться на месте и ждать лучшей погоды. Так в ожидании мы и провели весь день, как ёжики в тумане.

26.08.2013. Восхождение на Молдовяну (2544 м.)

Наши надежды на изменение погоды сбылись. С самого утра тучи начали расходится и в лагерь заглянуло солнце. Насколько приятней и веселей было собирать рюкзаки и готовится к походу на Молодовяну в теплых, согревающих лучах.

Утренний старт у Арпашу-Маре. Горы Фэгераш.

Но радость наша длилась не долго, с юга опять надвигались черный тучи, которые грозились закрыть высшую точку гор Фэгэраша. А на равнине, на расстоянии 1-2 километров от нас светило солнышко.

Молдовяну огромным гребнем перегораживает главный хребет Фэгэраша. Обойти эго никак нельзя. Склон очень крутой и каменистый. На подъёме мы шли в очень густом тумане едва различая силуэты друг друга.

Тропа подымается на вершину Виште, высотой около 2526 метров. Отсюда на юг, по вершине скального гребня уходит маркированная тропа на высочайшую гору Южных Карпат Молдовяну (2544 м). По пути попадаются скальные участки с провешенными цепями. К нашему счастью тучи немного разошлись и мы увидели суровую красоту что окружала нас.

На самой вершине как всегда много памятных табличек, флагов, обелисков и прочего. Сделав несколько фото мы устремляемся вниз. Нам надо торопиться, и постараться наверстать упущенное во время вчерашней дневки. Внизу, на перевале под Молдовяну стоит альп-приют. Из-за вчерашнего отдыха, мы на день отодвинули наш приход в цивилизацию, где я планировал пополнить запасы провианта. Таким образом нам теперь не хватало продуктов.

В приюте нам получилось разжиться на трофейный рахат-лукум и 2 банки паштета, заботливо оставленные добрыми румынскими туристами. На ночевку остановились у одного из перевалов, как только поставили палатки — началась гроза. Молнии грохотали совсем рядом, и от этого становилось не по себе.

27.08.2013. Поход к рефуджии.

Такого ясного утра в этом походе у нас еще не было. Небо было кристально чистым и предвещало нам замечательный день. Вскоре солнце уже светило на палатки, и мы впервые смогли их как следует просушить. Поднявшись обратно на гребень оказалось, что вся равнина на севере от Фэгэраша укутана густыми облаками. Было впечатление что летишь на самолете.

Тропа шла по гребню и все время то набирала то теряла высоту. На одном из перевалов мы миновали еще один альп-бивак. Система таких приютов очень хорошо развита на Фэгэраше и здорово помогает в зимних походах по этим сложным горам. Внутри как правило оборудованы лежаки и стол. Никаких печек не придусмотрено, так как к дровам надо скидывать 400-500 метров минимум.

Все время на нашем пути попадались отары овец надежно охраняемые собаками и колоритными пастухами. Под конец дня мы наткнулись на стадо осликов. Этих животных я никогда раньше не встречал на полонинах Карпат.

Запланированный километраж преодолеть мы не смогли, не хватило сил, и погода опять начинала стремительно портится. Дойдя до еще одного рефуджиума было решено остаться в нем на ночь. Решение оказалось очень правильным, так как вскоре поднялся сильный ветер, и налетели густые тучи. Надвигался холод и дождь.

В приюте было очень уютно и тепло, особенно когда с наружи слышалось завивание ветра и стук дождя о крышу. Как же не приятно было бы сейчас в палатке…

28.08.2013. Побег с гор Фэгэраш

Как и планировали, мы проснулись в 6 утра для того чтоб пораньше выйти и наверстать упущенную вчера дистанцию. Открыв двери приюта я увидел картину, которая сильно подпортила настроение и боевой дух. Видимость 10 метров, порывы ветра, и мелкий, всепроникающий дождь, от которого не спасут никакие мембраны мира.

Прогноз погоды тоже не обещал нам ничего светлого в горах Румынских Карпат. В таких условиях поход по горам перестает приносить удовольствие и может даже навредить здоровью и моральному духу. Я принимаю решение спускаться с гор Фэгераш к ближайшей кабане и добираться в Брашов. Там мы должны пересидеть непогоду осматривая замки и древнюю архитектуру Трансильвании, а потом при улучшении погоды начать маршрут заново с противоположной стороны.

Все ребята приняли такой план с пребольшим удовольствием и энтузиазмом, тем более что сообщил я им его через несколько часов после выхода из рефуджии. Все уже ощутили безысходность и суровость стихии что разыгралась в горах Румынии.

Шли мы очень быстро, ориентируясь исключительно по меткам и навигатору. Вскоре мы пришли к очередному полусферическому приюту, который больше напоминал летающую тарелку инопланетян, нежели приют для туристов в горах. Немного передохнув в «звездолете» мы начали спускаться с хребта на север. Тучи и ветер оставались позади, а вниз нас сопровождали только осадки.

Кабана, которую мы проходили на спуске оказалась пустой и запертой. Но здесь было намного тепле, а также шикарные навесы где мы устроили обед. Дальше наш поход проходил по обычной лесной дороге, которая все время спускалась к равнинам Румынии. Эта долина очень напоминала мне Мармарош . Все мы за предыдущие дни проведенные на высокогорье, отвыкли от деревьев.

Через несколько часов мы дошли до асфальта и группе отелей и дач. Оставаться здесь ночевать не хотелось, и в этом нам сопутствовала удача. Нашелся парень, который согласился отвести нас мокрых и грязных походников в Брашов. В тепле и уюте машины нас разморило, все смотрели в окна или дремали, царила полная тишина.

Парень оказался из Бухареста и не только привез нас в город, но и практически довез до самого хостела, который я приглядел для нас еще при планировании похода по Южным Карпатам . Трансфер обошёлся нам в 100 лей.

Так мы оказались в цивилизации и просто не верили своей удачи. Нас ждал душ, чистая сухая одежда, мягкая постель и непринужденная обстановка прекрасного Брашова. Весь вечер мы провели прогуливаясь по старинным улочкам загадочного румынского города.

29.08.2013. Брашов во всей красе.

Весь день мы провели в городе, осматривая местные достопримечательности, отдыхая и просто наслаждаясь атмосферой туристической Мекки Румынии. Старый город не большой, и осмотреть его можно довольно быстро. Особого внимания здесь заслуживает центральная площадь с городской ратушей, Черная Церковь — готический собор поразительных масштабов, «веревочная улица» — самая узкая улочка в Румынии и множество других исторических памятников. Все здесь пропитано духом средневековья и таит множество загадок.

Наш хостел был в самом центре города и стоял 30 лей за сутки — очень хорошая цена и прекрасные условия. С утра мы даже пробежались по местным магазинам снаряжения и получили хорошую дозу эйфории от аутдоровского шопинга (походники и активные люди поймут).

Под вечер пошли на бесплатную англоязычную экскурсию по городу, которая проводится здесь каждый день в 18.00. Начинается она на старой площади. Следуя традиции нашего похода — всю экскурсию лил дождь и ползли тяжелые серые тучи. Только у церкви святого Николая выглянуло солнышко, и на небе появилась изумительная радуга.

30.08.2013. Синая и замок Пелеш.

Отправившись рано утром на центральный вокзал Брашова мы впервые столкнулись с румынскими регулярными перевозками. К сожалению информация в интернете, на табло вокзала и непосредственно на самом перроне очень часто отличается. Оказалось, что наш автобус недавно ушёл, а следующий будет через час. Стоимость автобуса 11 лей, нам же удалось найти такси, которое отвезло нас в Синаю за 15 лей с человека.

Синая — курортный городок Румынии с очень старыми традициями. Лежит он у подножия гор Бучедж — следующей цели нашего похода по Южным Карпатам. Здесь у нас уже была забронирована гостиница — «Вилла Ретезат». Очень красивая усадьба с антикварной мебелью. Сложилось впечатление что мы остановились в замке. Стоимость двухместного номера здесь 30 евро.

Оставив вещи все поспешили в замок Пелеш, до его закрытия. В Синае много парков и старых пансионатов с изумительной архитектурой. И над всем этим возвышаются грозной стеной горы Бучедж, чем то напоминая Ай-Петри. Так наш поход постепенно превратился в осмотр достопримечательностей, но мы не жаловались, так как в горах все еще буйствовала стихия, от которой нам итак уже досталось.

Замок Пелеш

Замок Пелеш — летняя резиденция румынских королей, поразила нас своей помпезностью и богатством. Такого убранства и шика мне не приходилось видеть раньше. Он был построен в 19 веке и был первым замком с электричеством, центральным отоплением, системой вакуумной уборки и другими новомодными диковинками.

31.08.2013. Осторожно медведи! Поход на гору Ому (2505 м)

Наконец то пришло время покинуть уют и комфорт отелей и хостелов, и вернутся к настоящему походу по горам Румынии. Поймав такси мы быстро доехали до соседнего поселка Буштени, откуда начинался поход в противоположном направлении по нашему маршруту.

Водитель высадил нас неподалеку от начала тропы ведущей к горе Ому (2505 м) — высочайшей точки гор Бучедж. В глаза сразу бросились многочисленные таблички с предупреждениями «Осторожно! Медведи».

Только мы прошли несколько метров в гору, как у Ани начался сильный приступ аллергии, вызванный скорей всего медпрепаратом от боли в коленке. Поход наверх пришлось перервать. Оказав Ане необходимую помощь мы установили лагерь у границы леса и решили идти на Ому радиально.

Тропа здесь хорошо маркирована, тем более в продаже есть много разнообразных карт Бучеджа с потрясающей детализацией. Путь наверх идет сначала через обычный еловый лес, а дальше, долиной огромной расщелины, на дне которой сухое русло реки. Все здесь напоминает Крым а не Карпаты.

По дороге нам попадались отары овец и многочисленные коровы, которые паслись без присмотра пастухов. Странно, ведь здесь очень много медведей. На высоте более 2300 м дул очень неприятный и холодный ветер. Снова встретили пасущихся осликов.

Вершина Ому, напоминает плато, в центре которого стоит большая каменная глыба. К ней пристроена кабана Ому (приют) и метеостанция. Жизнь здесь кипит полным ходом. Внутри приюта есть маленькая симпатичная столовка, где подают чай, кофе и горячий суп. Здесь тепло и уютно, что очень контрастно по сравнению с холодом снаружи. Перекусив и попив горячий чай мы двинулись обратно в лагерь. По пути встретили совсем не пугливого дикого горного козла

Вернулись мы когда уже темнело. Быстро разожгли костер — первый за весь поход. Ночь опустилась незаметно и быстро. Неподалеку от нас стояло много шумных лагерей, припаркованных автомобилей, играла музыка. Но мы стояли особняком, далеко от суеты отдыхающей Буштени, у кромки самого леса.

Вскоре к нам в лагерь подошло двое румын и сказали, что несколько минут назад видели, как прямо возле наших палаток прошел медведь с медвежатами. Мы остолбенели, но как то с трудом верилось. Внизу на дороге началась непонятная суета и вдруг в свете фар одного из стоявших внизу автомобилей мы увидели медведя, который рылся в мусорном баке. Вот так удача. Через несколько минут медведь скрылся в темноте и мы вернулись к костру.

Просматривая фотографии сделанные во время похода по Фэгэрашу мы совсем забыли о наших мохнатых соседях и совсем успокоились. Что то дернуло меня подвести голову и вдруг, в 10 метров от нас я увидел, как на меня смотрят три пары глаз почти на уровне травы, и одна пара очень пристально глядящих глаз возвышалась над остальными. Совсем рядом, около нас стояла медведица с 3 медвежатами!!! Их глаза отбивали свет наших налобных фонариков и зловеще сверкали.

Медведица сделала движение в нашу сторону и мы рефлекторно вскочили. Видимо это резкое движение испугало ее, и она с малышами бросилась наутек. Но вскоре все семейство мирно рылось в ближайшем мусорном баке, не обращая никакого внимания на людей с фотоаппаратами, среди которых были и мы. Как не странно не смотря на происшествие все очень быстро уснули, и сладко проспали всю ночь на пролет.

01.09.2013 Возвращение в Брашов и путь домой.

Пришло время по не многу возвращаться домой. В Буштени мы разделились — Богдан уехал на автобусе в Галац, а я с Лесей и Аней вернулись автостопом в Брашов. Времени на дорогу мы потратили изрядно, поэтому остались ночевать в нашем старом хостеле и утром следующего дня стартовали на Украину.

Путь оказался не легким. Нам пришлось сделать 3 пересадки и около 12 часов ночи мы прибыли в Черновцы. Автобусное соединение в Румынии хромает, так что будьте на чеку. Вот так и закончился этот очень насыщенный поход по Южным Карпатам. И ходя мы не покорили Пятра Краулуй, но прочувствовали на себе всю красоту настоящей Трансильвании