Страна восходящего солнца • Отчет о треккинге в Японии

Раньше мне казалось, что меня сложно чем-то удивить. Ведь столько всего уже было увидено и пережито во множестве путешествий и походов, что трудно себе представить. Казалось, что путешествия, как кислород — необходимы, но уже совсем не так заметны, ощутимы и многогранны. Но вот я попал в Японию — страну восходящего солнца, абсолютно непонятную и по-настоящему экзотическую для любого путешественника. Начиная обычаями, культурой и письменностью, и заканчивая природой и климатом — все здесь удивляло на каждом шагу.

Мое путешествие в Японию

Прилетел в Кагошиму из Сеула одним из первых в нашей группе. Вскоре ко мне присоединилась Алена — автор этого маршрута и профессиональный переводчик с японского языка. Даже не представляю, как бы мы обошлись без нее в этой абсолютно непонятной и такой прекрасной стране. От трапа самолета и до самого конца путешествия нас преследовали иероглифы. Мне и раньше приходилось бывать в странах, где письменность абсолютно нечитаемая для человека, знающего только европейские языки, но в Японии моему сознанию совсем не было за что зацепится. Стоит заметить, что в туристических местах большинство надписей дублируется на английском.

В этой стране все организовано сложно, но очень логично и продумано до мелочей. Все для людей, как говориться. Используется каждый сантиметр земли, инфраструктура — на заоблачном для нас уровне. Люди воспитаны и доброжелательны везде и всегда.

После сбора всех участников треккинга в Японии мы выдвинулись подкрепиться и немного пообщаться в одном из ресторанов. Если бы не картинки в меню, то заказ еды превратился бы в чистой воды лотерею. Хотя картинки частенько тоже ничего нам не напоминали из кулинарных изысков других стран. Вечер провели, дегустируя саке в маленькой «наливайке» для местных — очень колоритно.

В Кагосиме мы посетили прекрасный парк Сэнган-эн. Сосны Бонсай, декоративные пруды, каменные мостики и безупречно вписанные в пейзаж чайные домики… Уму непостижимо, что это — творение рук человека.

Якусима (14-16 октября)

На остров Якусима нужно плыть несколько часов на скоростном катере на подводных крыльях. Создается впечатление, будто ты паришь в метре над бушующим океаном. Несмотря на огромные волны, в катере почти не шатало. Как у них это получается — так и осталось загадкой.

На месте нас ждал проливной дождь. К слову, этот дождь не прекращался практически все время, пока мы были на острове, за исключением нескольких затиший.

Добравшись до начала маршрута, мы начали подниматься. Якусима находиться на самом юге Японии, поэтому даже в грозу здесь очень тепло. Тропа была крутой, но при этом высота набиралась очень медленно. Сказывалась усталость после длительного перелета и смена часовых поясов.

Вскоре мы пришли к водопаду Janakuchi no taki. Изумительно красивое озеро среди огромных валунов и ярко-зеленой растительности — райское место, где просто невозможно не поплавать.

Время бежало очень быстро, а вот мы по тропе вверх — не очень. Уже давно стемнело, тропа стала еще круче, а расстояние к приюту сокращалось с черепашьей скоростью.

В лесах Якусимы полно сухопутных пиявок, которые неизвестными путями легко проникают под одежду и с аппетитом присасываются к плоти. За вечер мы сняли их с себя несколько дюжин. Очень неприятное дело, но мы не унывали и продвигались к нашей цели. Вскоре пришли в приют, где некоторые местные туристы уже начинали готовиться к раннему выходу на Майонуру. Приготовив покушать, все провалились в сон.

Утром дождь не прекратился, вчерашний переход все еще ощущался. Было решено не идти на гору, пока небо не прояснится, а отдохнуть и погулять по криптомериевым лесам в округе.

Прогулка получилась прекрасной. Удалось увидеть обезьян, которые в изобилии прыгали по веткам и ходили между кустарников, погруженные в свои дела. На реликтовом болоте к нам подошел олень, абсолютно не боясь людей.

На следующий день мы спустились вниз и на пароме уплыли в Кагошиму. Отсюда на скоростном поезде «Синкансен» отправились в Кумамото.

Кумамото и Хиросима (17-18 октября)

Кумамото — крупный город на острове Кюсю с богатой многовековой историей. Изначально планировалось посетить вулкан Асо, но за пару недель до нашего приезда возросла сейсмическая активность в этом регионе и вулкан был закрыт.

Такое случается часто и мы были в этому изначально готовы. Был задействован план Б — поездка в трагически известный город Хиросима. Японские железные дороги делают расстояния совсем незначительными и незаметными.

После вечерней прогулки к замку Кумамото и вкусного ужина мы отправились отдыхать, а рано утром Синкансен снова нёс нас с невероятной скоростью к новым впечатлениям.

В Хиросиме находится остров Миядзима, который входит в тройку самых знаменитых пейзажей Японии.

Совершенно невероятным для нас было то, что дикие олени бродят здесь среди толп туристов, совершенно не боясь человека. Более того, они занимаются попрошайничеством и с радостью готовы пожевать вашу куртку или зонтик. Везде висят предупредительные плакаты о том, какими коварными и даже опасными могут быть эти милые создания.

Синтоистский храм находиться на самом берегу моря и абсолютно не похож на другие святыни в Юго-восточной Азии. Строгость и минимализм здесь вездесущи. Лично для меня все это походило на очень красивый ботанический сад. Особой святости или сакральной ценности я не почувствовал. Может, сказывается высокий уровень развития Японии и, как результат, малая религиозность самих японцев. Но это — сугубо мое субъективное мнение и мои ощущения.

Ближе к вечеру посетили центр города и купол Гэмбаку — единственное уцелевшее здание после ядерной бомбардировки. Рядом разбит большой мемориальный парк с множеством памятников. Трудно даже представить, что пережил этот народ. Как же хочется, чтоб такое больше не повторялось в человеческой истории.

Хмурый вечер и мелкий дождик только дополняли тяжелую атмосферу этого места. Хотя, если отвлечься и посмотреть по сторонам, понимаешь, что вокруг бурлит жизнь. Город был полностью отстроен и сейчас здесь все идет своим чередом.

Киото (19-22 октября)

Целых 4 дня мы провели в Киото — безумно понравилось! На эти дни мы остановились в хостеле, который находиться в старинном японском доме. Здесь все было крошечным и маленьким, словно для куклы, а не для человека. Для нас это выглядело очень атмосферным и колоритным.

Этот город безусловно является культурной столицей Японии. За 4 дня невозможно все посмотреть, поэтому мы сосредоточились на главных достопримечательностях.

Золотой павильон — Кинкаку-дзи — был построен в 1397 году. Два верхних этажа покрыты листами чистого золота, а с верхушки крыши взирает прекрасный феникс. В павильоне хранятся реликвии Будды, редчайшее изображение «Владыки Взирающего, или Авалокитешвары и портрет сёгуна Ёсимицу, для которого пагода была возведена. Сводчатые окна и богатая роспись интерьера сделали Кинкаку-дзи подлинным творением высокого японского искусства и сейчас павильон внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО в Японии.

Здесь очень много народу, даже слишком много. Поэтому насладиться спокойной прогулкой в шикарном саду вокруг павильона не получиться.

В Японии очень сильно развит внутренний туризм. 80% всего потока туристов — этот японцы. Они настолько любят свою страну, что считают обязательным посетить все основные достопримечательности. Смотря на это, задумываешься, как плохо знаешь свой собственный дом. Я мало где был в Украине и столь скудным знанием своей страны мы, наверное, ужаснем каждого японца.

Несмотря на дождь, мы поднялись на гору Инари к храму Фусими-инари, который стоял здесь еще до основания Киото — с 711 года!

Фусими-инари — один из самых необычных храмов, которые я видел. Вся тропа на гору выложена арками, выкрашенными в оранжевый цвет, символизирующий лису. Нечто похожее я наблюдал только в Камбодже, на берегах озера Тонлесаб. Главное строение комплекса — Инари-тайся — посвящено богине плодородия Инари. Одним из ее излюбленных аватаров считается лисица кицунэ, защищающая посевы от грызунов. Именно поэтому храм имеет столь необычный и прекрасный цвет. На территории комплекса стоит множество статуй лисы. И в наши дни многие верят, что посещение Фусими-инари приносит удачу (особенно в делах бизнеса), поэтому приходят сюда в надежде ублажить щедрую богиню. Кстати, подношение еды не практикуется. Вместо этого японцы приносят тории — ритуальные врата различной высоты и размеров (от 20 см до нескольких метров). Поэтому вдоль тропинок к храму стоит такое небывалое количество этих оранжевых врат.

Везде прогуливаются девушки в кимоно, и это смотрится очень красиво. Невозможно устоять перед соблазном сфотографироваться с ними. Правда, так одеваются в основном не японки, а китайские и корейские туристки.

Суши в Киото

Именно в Киото мы впервые попали в ресторан, где подают настоящие японские суши. Это совсем не роллы, к которым мы привыкли. Настоящие суши очень просты: горстка риса, на которую сверху кладут сырую рыбу или другие морепродукты. Никаких добавок — ничего не должно перебивать вкус свежей рыбы.

В прикуску едят маринованный имбирь и запивают все это зеленым чаем. Посетители ресторана сидят за круглым столом, по которому на специальной ленте по кругу курсируют тарелочки с разными видами суши. Вы сами выбираете, что вам хочется. Тарелочки отличаются по цвету, а цвет определяет стоимость суши. В конце подсчитывают количество ваших пустых тарелочек и выставляют счет. Очень удобно. Мой рекорд — 13 тарелочек :).

По вечерами ходили гулять по злачным местам, например, в район Гийон. Говорят, здесь все еще можно найти настоящих гейш. Нам увидеть их не посчастливилось, но поиски были интересными.

Нара

Очень яркие впечатления остались после посещения парка Нара. Среди иностранных туристов он знаменит в первую очередь благодаря великому множеству оленей, живущих в местных лесах и парках и попросту считающих себя полноправными хозяевами этих мест.

Олени всюду, они вездесущие, наглые, но при этом очень милые. Особенно любят бумагу и даже пытались съесть у нас пару йен.

Очень странным в Киото для меня оказалось почти полное отсутствие отопления и утепления помещений. Как результат, в домах очень холодно и сыро из-за высокой влажности.

Дожди не прекращались уже почти целую неделю. Сами японцы сильно удивлялись такому климатическому явлению, ведь сентябрь считается лучшим месяцем для посещения этой страны.

Но даже хмурая погода не испортила наших впечатлений от бамбуковой рощи в районе Аросияма.

Лично мне очень понравился сад камней в храме «покоящегося дракона» Рёан-дзи. Созерцание и желание понять себя через призму окружающего мира — один из основных столбов синтоизма. Люди сидят и созерцают камни в надежде увидеть их все одновременно. Но это под силу только просветленным. Я так и не увидел необходимое количество камней, хотя и пытался.

Японские Альпы (22-25 октября)

Из-за тайфуна автобусы в Сирокаву-го отменили. За окном хлестал дождь, и нас одолевал большой соблазн закутаться под одеяло и не высовываться. Но любопытство и любознательность победили. Пришлось остаться в Канадзаве до вечера, ждать поезд до Мацумото и попутно осмотреть главные достопримечательности города.

В первую очередь мы отправились смотреть музей современного искусства. Но и здесь оказалось закрыто. Порадовало почтовое отделение неподалеку. Удалось отправить открытки, которые выиграли подписчики Pohod v Gory в ФБ.

Центральный парк Kenrokuen Garden оказался чудесным местом. Несмотря на непрекращающийся дождь, мы гуляли по сказочным аллейкам, которых коснулось первое дыхание осени. Начали краснеть первые листья на ветках клена.

Японцы невероятно чувствуют природу и умеют строить дома так, что они идеально гармонируют с окрестным пейзажем. Таким талантом могут похвастаться еще скандинавы.

В такую плохую погоду парк все равно был полон туристов. Что же твориться здесь в солнечный день?

Следующим на очереди был Kanadzawa Castle. Как и большинство древних японских строений, этот замок был окружен рвом и казался неприступным.

Очень интересно было посетить рынок в центре города. Здесь продавали в основном морепродукты очень высокого качества. Цены немаленькие, но покупателей при этом хватает. Тунец, живые осьминоги, кальмары, крабы, морские гребешки, ежи и много-много всякой всячины.

Не удержались — пообедали в суши ресторане и прикупили разной вкуснятины на дорожку.

Вечером отправились на поезде в Мацумото, в Японские Альпы.

Чтобы попасть на маршрут, впервые воспользовались такси в Японии. Как и в остальных вопросах, японцы оказались очень скрупулёзными. Нам предоставили машину с количеством посадочных мест, абсолютно соответствующим размеру нашей группы. Домчали очень быстро.

В начале тропы стояли все необходимые информационные стенды. Здесь нужно заполнить маршрутный лист и оставить его в специальном ящике. Также были изображены все возможные пути схода с маршрута в случае всех возможных форс-мажоров.

Тропа вела вверх через очень живописный лес, золотая осень уже коснулась листьев у подножья хребтов, а сверху насыщенная зелень еловых деревьев жизнерадостно выглядывала из белых клубов тумана.

Поднявшись на перевал, увидели главную гряду Японских Альп и горный приют с совершенно непонятными технологическими конструкциями. Оказалось, что он представляет собой практически замкнутую экосистему, с системой рециркуляции воды и солнечными панелями и еще непонятно чем.

Внутри были общие номера, столовая, где можно заказать еду, и автомат с горячим кофе или другими напитками. Как ни странно, но практически вся страна равномерно наполнена такими автоматами. Они стоят на каждом шагу, в каждом подземном переходе или просто на улице. Причем цены везде одинаковые. В том числе и в этом приюте. Интересно, как часто его нужно наполнять продукцией и сколько электричества он поглощает. Ведь кофе в нем постоянно подогревается.

Пообедав и немного отдохнув, мы начали спуск в долину реки, где разбили палатки в кемпинге.

На следующий день подъем на гору Яригатакэ («Копье«) не состоялся, так как погода сильно испортилась, шел проливной дождь. Это был первый раз в Японии, когда у нас получилось выспаться вдоволь.

Оказалось, что вчера во время обеда на перевале Саша забыл свой нож и кружку. Поскольку в связи с погодными условиями мы сделали дневку, делать было нечего. Было решено сходить за потерянными вещами.

Если внизу шел дождь, то на хребте выше зоны леса разыгралась настоящая метель. Выпало чуть меньше метра снега, поэтому нам с Сашей пришлось заночевать в приюте наверху. Нашим вознаграждением стал прекрасный восход солнца. Небо было абсолютно чистым, и вчерашние зеленые горы предстали перед нами в суровом снежном одеянии.

В этот же день мы начали спуск в знаменитому курорту Камикочи. Здесь была настоящая золотая осень.

Прекрасная погода, тепло и безумно красиво. Именно такими мне запомнятся Японские Альпы. Здесь так много троп и интересных маршрутов самой разной сложности!

Само Камикочи своей атмосферой и продуманностью напомнило национальный парк Йосемити в США.

Дальше нас ждал очередной переезд — к горе Фудзи.

Фудзияма (26-27 ноября)

Вокруг знаменитой горы находиться район пяти озер Фудзи — очень живописное место, откуда открываются чудесные виды на вулкан.

Фудзияма уже была укутана снежной шапкой и выглядела суровой и неприступной. Чтоб оценить обстановку на горе, мы с Аленой съездили к 5-ой станции на регулярном шатле.

Здесь было очень много туристов. Поскольку официально сезон восхождений на Фудзияму был окончен, мы сильно удивились таким толпам на станции. Все были местными, которые просто приехали посмотреть на гору и прикупить сувениров.

Вторую половину дня гуляли вокруг одного из озер и отдыхали перед восхождением.

Восхождение на Фудзи начали в 3 утра. Под ногами хрустел снег, который за день успел подтаять и замерзнуть ночью. Маршрут был идеально проложен и оборудован.

Поскольку в сезон сюда поднимаются тысячи паломников, проложено 2 отдельных тропы: одна для подъема, со ступеньками и многочисленными крошечными приютами для отдыха, вторая для спуска.

На вершину мы взошли за 4 часа, рассвет был очень красивым, хотя вершину Фудзи укутало облако. Ветер и снежная крошка, хлеставшая по лицу, добавляла ощущение настоящего восхождения и нивелировала присутствие уж очень цивильной тропы.

Кратер Фудзи находиться на высоте более 3700 м. Здесь тоже проложен кольцевой маршрут и есть несколько храмов и приютов. Из-за отсутствия видимости кольцевую тропу мы не ходили.

Сделав несколько снимков, устремились вниз. Спусковая тропа была проложена так продумано, что для спуска не пришлось прикладывать практически никаких усилий.

Внизу нас ждали пейзажи золотой осени в лиственном лесу на черных вулканических склонах.

Никко (29-30 октября)

Завершающим аккордом активной части нашего треккинга в Японии был национальный парк Никко. Он очень большой, но нам удалось увидеть самые интересные его места.

Первая попытка прогуляться по здешним тропам снова напоролась на отпор природы: пошел снег и видимость упала настолько, что горное озеро превратилось в безбрежное море.

Пришлось изменить планы и отправиться на прогулку по здешним храмам, а назавтра попытать удачу снова.

Никого из нашей группы не оставила равнодушной ночная прогулка по саду кленов с красными листьями.

Небольшие пруды и чайные домики с приглушенным светом, пробивающимся через бумажные японские ставни, специально подсвеченные деревья и тишина… Лучшего места, чтоб побыть наедине с собой, трудно придумать. Мастерам фотографии этот парк очень бы понравился.

Утром погода наконец снова улыбнулась нам лучами осеннего солнышка. В такой тихой душевной атмосфере мы прогулялись по храму, где похоронен знаменитый японский Сьогун Токугава.

Аллеи из больших криптомерий, чудесные пагоды — этот парк по истине превосходен!

И на закуску прошли треккинговую тропу через высокогорное болото. Доехав на автобусе до озера Юноко, обошли его кругом и пообедали у водопада Юдаки. Кстати, здесь готовят чудесную рыбу.

Само верховое болото полностью покрыто пожелтевшей травой и редколесьем, что уже успело сбросить листья. Тропа чудесно оборудована, везде проложены помосты, так что даже не найдется, где испачкаться.

В этот день сюда привезли много школьников. Дети в Японии очень веселые и непосредственные, а также общительные и любознательные. Иностранцы у них всегда вызывают бурю эмоций и желание пообщаться.

Напоследок посетили самый большой в здешних краях водопад Кегон. К этому времени мы были уже настолько переполнены впечатлениями, что с нетерпением ждали возможности отдохнуть по пути в Токио.

Токио (31 октября — 03 ноября)

Токио — огромный и очень современный мегаполис. Здесь наша официальная программа треккинга в Японии закончилась, и началась не официальная. В это время мы посетили башню Skytree, побывали на рынке Синдзюку, увидели Motor Shou 2017 и многое другое.

Путешествие получилось очень насыщенным. Впечатлений было так много, что всех их я так и не смог переварить. Но уже понимаю, что обязательно вернусь в Японию, ведь здесь осталось еще столько интересного. Так что следите за нашим расписанием :).

Из Токио я полетел в Мексику, а далее в Перу, чтоб провести группу по нашему маршруту «Треккинг в Перу, поход на Мачу-Пикчу«. Таким образом получилось, что за эти 2 похода я совершил кругосветное путешествие, хотя и на самолете :). Путешествуйте, ходите в горы, живите ярко!