Отчет про поход в Норвегию

Здесь с криками чудовищных глумлений,

Как сатана на огненном коне,

Пер Гюнт летал на бешеном олене

По самой неприступной крутизне. (Николай Гумилев)

Если и есть рай на Земле, то это Норвегия. Это убеждение таилось в моём разуме на протяжении многих лет. Желание увидеть эту холодную, таинственную, неописуемо красивую и величественную страну престо превратилось в идею фикс. Причем меньше всего меня интересовали города с их архитектурой, музеями, людьми. Видео и фотографии норвежских гор и фьордов вызывали у меня просто сумасшедшие эмоции. К превеликому счастью, эту давнюю мечту удалось реализовать в этом году. Что ж, билеты куплены, виза оформлена, рюкзак собран. В путь…

День первый:

Осло. В столицу Норвегии я прилетела из Варшавы. Не обошлось без мелких и неприятных приключений (ну не получается у меня, чтобы всё гладко и спокойно. Хотя в этом тоже есть свои плюсы). Мне повезло, и я из Варшавы летела одним рейсом с нашим инструктором Романом. Для меня, как человека, способного заблудиться между трёх домов (не сосен), так было намного спокойнее. В аэропорт Rygge мы прилетели около 11 утра. Далее автобусом мы добрались до вокзала в Осло. Дорога заняла немного более часа. За это время я успела немного насладиться потрясающими видами из окна, симпатичными деревушками, ограждёнными высокими заборами, и огромным количеством длинных тоннелей. Встретиться со всеми участниками группы мы должны были на Ekeberg camping, до которого от вокзала достаточно близко. Минут 15 на автобусе или 40-50 пешком. Но устав после долгого пути и бессонной ночи, решили поехать на автобусе. По дороге подумалось: а дороги-то в Осло могли быть и лучше :).

До сих пор я никогда не останавливалась в кемпингах. Добравшись до этого, сразу же удивило огромнейшее количество трейлеров и немного меньшее – палаток. Даааа… Норвежцы явно любят путешествовать. Хоть с того места и должен был отрыться вид на весь город, но, увы, деревья его загораживали. А за ними – дорога, по которой время от времени грохотали автомобили и мотоциклы.

На протяжении дня собралась вся группа из 19 человек и двух инструкторов. Большая часть решила вечером выбраться в центр Осло. И я в том числе. Странный город. Странные здания, — подумалось мне, глядя на футуристические высотки. Радости туристов не было предела, когда мы вышли на переулок, полностью заставленный скульптурами велосипедов. Как же не воспользоваться, не вылезти на эти велики и не пофотографироваться? А дальше – здание Норвежской национальной оперы и балета Operahuset. Открыто в 2008 году. Огромное — более 38 500 квадратных метров, белое и весьма замысловатое. В 2009 Норвежская опера была признана лучшем современным зданием Европы.

Прогулялись по набережной, прошлись по милым маленьким улочкам с красивыми домиками, полицезрели на гусей, пофотографировали корабли… Отличная вышла прогулка. Была пятница, и жители города наполнили все местные ресторанчики — то и дело, выпивая вино или пиво, чирикали на своём языке…

Уже в лагере нас поджидала новость: двум нашим спутникам придётся задержаться в Осло. У одной – потеряли багаж в аэропорту, а другой – взял с собой в поход 2 пары кед, и ни одной действительно подходящей пары обуви. С ними останется второй инструктор Юрий. Но ребята смогут нас догнать уже в горах.

День второй:

Проснувшись в шесть утра, позавтракав, мы быстро собрались и двинулись в путь. Решили до вокзала дойти пешком. Спускаясь по маленькой улочке, то и дело пыталась заглянуть в окна домиков и посмотреть, как же живут норвежцы. Через минут 20 мы пришли к вокзалу и погрузились в большой белый автобус , который должен был нас отвезти до поселка Gjendesheim. 5 часов поездки. Потрясающие виды из окна, маленькие живописные города и села, серпантинная дорога и горы.

Нельзя было не заметить, что на скалах норвежцы любят вывешивать свой флаг – патриотично :). Но что действительно удивило, так это очень заснеженные горы. И это не просто белые шапки вершин. А много-много снега, который ещё не успел растаять в начале июля. Что же нас ждёт в походе, каждый мог только догадываться.

В посёлке до отплытия катера у нас было немного времени на перекус. Это были вкусненькие бутерброды с сыром, колбасой и украинским салом, которое расходилось буквально в считанные минуты. А что же может быть приятнее, чем обед на берегу озера с лазурной спокойной водой. Ну и грех не искупаться в такой-то воде! – подумал Женя из Беларуси и быстренько реализовал задуманное. «Во герой!», — подумали все остальные. Потому что было достаточно холодно, чтобы достать теплые курточки. А вода в озере – ещё холоднее.

Наконец мы забрались на наш катер. Некоторые наши девчонк и отказались заходить внутрь, а сразу умостились на носу и корме судна, чтобы лицезреть красоты гор и озера. Любуясь залитыми солнцем пейзажами, плыли мы где-то полчаса. Кемпинг Mamurubu оказался весьма живописным местом. На берегу лазурного озера, над которым возвышались суровые горы, зелень берёз и голубизна чистого неба. И всё это под песнь горной реки, впадающей в озеро. Красиво и спокойно. Наша группа быстро разбила лагерь. Позже желающие, а таких оказалось большинство, могли поплескаться в чистейшей и ледяной воде озера. Бодрит так бодрит! Ну а позже снова-таки большинство отправились радиалкой на соседнюю гору. Я не в их числе. Решила сходить в ресторанчик кемпинга зарядить телефон и понаблюдать за кучей гостей, которые голодные пришли откуда-то и вдохновлённо стучали приборами об тарелки со всякими местными вкусностями.

Вечером мы собрались у костра не только за ужином, но и с культурной программой. Почти каждый вечер на протяжении всего похода у нас была культурная программа с песнями под гитару. Долго не расходились, так как наш поход по Норвегии припал на белые ночи. И даже поздно-поздно ночью было непривычно светло.

День третий:

Утро третьего дня встретило нас отличной погодой. Солнечные лучи играли в бирюзовой воде озера, что глаз не оторвать. Быстро собрав вещи и позавтракав вкусненькой кашей, мы двинулись в путь. Почти сразу крутой и каменистый подъем. Жара, идти трудно и пока еще так непривычно. Но чуть погодя наша группа смешалась с толпами норвежских туристов, что не очень радовало. Чуть на пятки не наступая друг другу, следовали и стар и млад, и беременные, и даже с собаками. И все налегке. Так что с тяжеленными рюкзаками за спиной были только мы. На хребте перед нашим взором отрылся сказочный вид на озеро и высокие горы, с вершин которых ручьями-реками стекала талая вода. Такого голубого неба и такой бирюзовой воды я в жизни не видела. Природа не пожалела красок. И не одна картинка в мире не способна передать эти краски, эти солнечные блики, это могущество гор. Всё это порождало сумасшедший восторг. Вот оно – абсолютное счастье.

А дальше – покрытое голубым льдом озеро. Лёд таял и образовал на воде красивый геометрический узор. Уместившись на камни перед этим озером, достали вкусности и заварили чай. Часок отдыха и благодати. Ведь нас впереди ждало первое серьёзное испытание – очень крутой подъем по лезвию хребта. Добравшись до его подножья, стало страшно. Огромные камни, обрывы с обеих сторон. Тяжелый рюкзак валился на голову и вдавливал тело в камни. А еще и страх очень усложнял подъем. А тут нужно было включить мозги, чтобы обдумывать каждый шаг. Спасибо инструктору Роману, который помог быстро прийти в себя и взвалил на свои плечи мой рюкзак. (Да-да, я помню, что «спасибо не булькает» и обязательно сочтёмся) .М-да, без рюкзака куда легче было ползти вверх. Наши парни оказались настоящими джентльменами, помогли некоторым девушкам подняться. Восхищение вызывает мужество и сила тех девушек, которые без чьей-либо помощи смогли преодолеть эту гору. Эх, до сих пор, закрыв глава, вижу её перед собой. Хочу вернуться и пройти это испытание снова. Но уже самостоятельно и с рюкзаком за спиной.

Дальше было намного проще. И мы легко и в прогулочном темпе дошли до места лагеря. Это было ровное и каменистое место, что и спрятаться негде. Приготовив на горелке суп (хвороста и дров для костра, понятное дело, просто не достать) поужинали. К нам присоединились ещё двое участников группы и второй инструктор Юрий, которые вынуждены были задержаться в Осло. Тучи постепенно затягивали небо, усилился ветер. Надежды, что на следующий день будет такая же хорошая, и, главное, сухая погода, практически не осталось. Ночью пошел дождь. Но и самое трудное в походе было впереди.

День четвертый:

Туман и дождь. Видимость минимальная, прохладно и сыро. Быстро позавтракав, пошли дальше по маршруту. Роман ещё с утра предупредил, что ноги сухими не останутся точно. Впереди – знатное болото. По дороге поняла, что плохая погода в скандинавских горах придает им особую мистичность. Снова-таки, это надо видеть собственными глазами. Но неудобств туристу дождь, ветер и туман доставляют множество. Переход через болото подмочил ноги. Но это ещё мелочь. Пару часов мы шли вверх к мосту через бурную горную реку. Но вот представьте наше удивление, когда узнали, что от моста мало что осталось. А перейти реку-то нужно. Другого выхода нет, как переходить её вброд. Пришлось возвращаться назад в поиске участка более мелкого. Блуждали долго и нашли. Парни пошли вперёд, чтобы потом помочь девушкам перейти реку. Как не странно, но вчерашняя гора вызывала у меня больше страха. А тут река, течение которой в миг может сбить с ног и унести за собой. А я спокойна. Сопротивляться быстрой воде было очень-очень сложно, но мужчины, поддерживая по обе руки, помогли каждой перейти через поток. Не обошлось без падений. Но к счастью, всё закончилось благополучно. Очень-очень скоро пришлось вброд переходить ещё одну речку. Но течение этой мне показалось ещё более диким. На ногах устоять было почти невозможно. Изрядно промокнув, многие снимали свои ботинки, сливали с них воду и выкручивали носки. Но это не сильно спасло. Немного согрел быстрый перекус орешками и сухофруктами, ну и бутылочка вискарика. Каждому по глоточку – но бальзам на душу. От горячительного напитка кровь забурлила и появились силы идти дальше. Ну а дальше – снова вода. Много воды, по колено и выше. И так достаточно долго. Ну когда же это кончится??? А потом был подъем. Не очень высокий, но неудобства доставляли и хлюпающая вода в ботинках, и карликовые деревья, по которым ступать не доставляло особого удовольствия. Но в тумане удалось рассмотреть стада северных оленей. Как же прекрасны эти животные и как хотелось их видеть ближе.

Но испытания этого дня даже и не думали заканчиваться. Впереди нас ждало очень много снега – мокрого, рыхлого и глубокого. Было очень холодно. Каждый шаг давался с трудом. Часто проваливались по самый пояс и застревали так, что идущий сзади откапывал. Сложнее было, когда, провалившись в снег, ноги попадали в щели между камнями и был риск повредить их. Была сильная усталость и сдавали нервы. И каждое падение сопровождались бурными эмоциями. Многие пытались сложные участки пройти на четвереньках, но под тяжестью рюкзака это было сделать крайне непросто. Поднимаясь вверх по снегу вдруг слышу: «Стойте!!! Стойте!!!». Анна, идущая сзади, что-то прокричала, вроде у кого-то проблемы. Роман и Азат быстро скинули с себя рюкзаки и побежали вниз. Потом оказалось, что Илья сильно промок и замёрз и идти дальше просто не мог. Подобное ощущение появилось вскоре и у меня. Ноги окоченели. Я их почти не чувствовала. Только режущая боль. Единственное желание – разуться, выжать носки и промассировать стопы. Но меня от этого отговорили: иди, мол, дальше и быстрее, а то совсем замёрзнешь. Тому парню помогли. А я собрала все свои силы и шла дальше по снегу и камням. И тут перед моим взором открылось то, о чем мечтал каждый из нас – приют. До него было еще очень далеко. Не меньше часа пути. Но счастью не было предела. Вот она – цель! Ветер усиливался. Сырость и холод. Часть туристов, которая раньше вырвалась вперёд, была уже в приюте. Но идти было намного легче, потому что знала – скоро конец сложным испытаниям этого дня и будет тепло и сухо.

В домике быстро воспользовалась возможностью встать под горячую воду душа — 10 крон на 3,5 мин. Но этого оказалось достаточно, чтобы немного согреться. А ещё меня угостили кофе и сникерсом. Это было очень вкусно! Я никогда не ощущала такого наслаждения от обычного кофе и батончика. Да-да, это был сладостный момент абсолютного счастья (Спасибо Вам, Роман и Женя).

В приюте было 2 сушки — маленькие комнатки с обогревателем, чтобы можно было высушить обувь и вещи. А за завешанными верёвками на лавочке отогревались те, кто никак не мог прийти в себя от холода.

Очень хотелось спать. Но ближе к полуночи (снов-таки из-за белых ночей темнота не наступала) мы собрались в одной комнате на ужин. Это был рыбный суп. А к нему прилагался разбавленный спирт и витаминкой. Это было именно то, что нужно промокшим и замёрзшим туристам. Чудотворный напиток налили в одну большую чашу и передавали друг-другу. Прежде чем сделать глоток, нужно было поделиться впечатлениями от пережитого. Только сейчас каждый из нас начал осознавать, через что пришлось пройти на протяжении дня. По информации инструктора, мы прошли 25 километров. Но мы их преодолели и выжили… М-да, на всю жизнь запомню… Ну а дальше был сон – крепки сон в теплой и сухой постельке.

День пятый:

На следующий день мы все возрадовались: погода стала немного лучше. Так же холодно и сыро, но уже не было дождя. А вот разочарование: оказывается, хозяева приюта на ночь отключили электроэнергию, в следствии чего наши вещи в сушилке не очень-то и высохли. Но самое главное, мокрой осталась обувь. Пришлось обуваться в мокрое и идти дальше. Инструктор Роман заявил: нас ждёт ещё пару переходов вброд. Причем – в конце река не уступает в мощности вчерашней. Может, будет мост, но скорее всего – нет. И снова было очень-очень много снега. Он такой яркий и белый, что глаза слепило. Красота гор завораживала. По дороге несколько раз проваливалась в снег и застревала, что пришлось снова откапывать. Было и падение на камнях. По дороге встретили 77-летнего туриста из России с разбитой головой. Он путешествовал по Норвегии сам. И переходя реку вброд, упал и разбил голову. Он сказал: эту реку нам будет сложно перейти, а, может, и не удастся вообще.

Наш оптимизм как водой смыло. Ужасно ждать, когда же нарисуется эта бешенная речка. И нарисовалась одна, но не бешенная. Да, широкая, да, течение сильное. Но мы её прошли быстро, легко и не без удовольствия (кайф словили от процесса). Но я умудрилась, выходя из реки соскользнуть с камня и промочить ноги – расслабилась и потеряла бдительность.

Дальше был достаточно долгий спуск. Перед глазами открывался роскошный вид на темно-зелёные горы с водопадами, а внизу – дорога, которая вела к приюту Спиттерструлен и мы должны были остановиться в километре от него. Но где же обещанная бурная река, которую нужно было перейти вброд и о которой с утра рассказывал инструктор, а позже и турист с разбитой головой? Протекала за приютом, но дальше был весьма приличный мост через неё.

Мы вышли на дорогу. Так было странно идти по ровному асфальту. На территории приюта договорились, что бОльшая часть группы по желанию может остаться там за 230 крон, другая же – будет ночевать бесплатно в палатках в километре. Но ужин решили приготовить в одной из комнат приюта. На вопрос, а где же та река, которой пугали с утра, инструктор Роман ответил: «Это чтобы держать вас в тонусе». Оказалось, река, которую мы успешно и быстро перешли, вчера была более полноводной и бурной. Именно переходя эту реку, 77-летний русский турист разбил себе голову. Стечение обстоятельств, но в «тонусе» действительно были 🙂

День шестой:

В программе похода – подъем радиалкой на самую высокую точку Скандинавских гор Гальхёпигген (2469м). Но вот разочарование: дождь и туман помешали восхождению. Было решено позавтракать в лагере и двинуться дальше по маршруту. Группа воссоединилась в лагере в километре от приюта. Во время приготовления завтрака мы увидели потрясающее зрелище: в густом тумане вырисовались силуэты северных оленей. Они несколько минут смотрели в нашу сторону, а мы — не могли отвести взора от этих прекрасных животных. Как жаль, что был такой густой туман!

По дороге в очередной раз подумалось: отлично зимую свой летний отпуск. Снега – завались. Ступая по колено и выше, меня не покидала одна единственная мысль. Когда я собирала рюкзак в поход, мне глаза мусолили бахилы, которые могли хоть немного защитись от снега. Какой снег?! Июль на дворе! И почему я не послушала тогда свою интуицию? По крайней мере, снег бы не забивался мне в ботинки. Эх, третий день мокрые ноги! Но это всё пустяки, когда поднимаешь свой взор. Белый снег, сливающийся з молочной пеленой тумана и силуэты туристов. Ух, красота! И так целый день до места стоянки. Но вот засада: вместо зелёной полянки, где можно было разбить лагерь – бескрайние снега. И никто из нас не был готов ночевать в таких условиях. Пришлось снова идти в приют. Заплатив по 300 крон за ночёвку, мы разместились в уютных малюсеньких комнатках. Привлекали внимание расписные двери – на каждой мифологические создания, чаще всего тролли. Позже мы вышли в ресторанчик, купили за 90 крон кто пиво, кто вкуснейший сидр и уселись за тяжелые деревянные столы. Дизайн помещения радовал глаз – всё выдержанно в чисто скандинавском стиле, только натуральные материалы. А из окон – сумрачный снежный пейзаж. Посреди зала – старое фортепиано, чем быстро воспользовались наши музыканты – Марина и Роман. Короче, культурная программа была что надо. Даже приятные хозяева были в восторге от наших песнопений. Была даже «цыганочка» с выходом (Женька – молодчина!) Ну и долгая, но не нудная, партия в шахматы Алёны и Ксюши. Ох, как чесались руки вмешаться в игру… В общем отличный выдался вечер.

День седьмой:

Тот приют воистину порадовал нас – изголодавшихся туристов. Утром шведский стол, с кашами-малашами, салатами и рыбкой, джемами-вареньем, сырами всякими, колбаской и мяском! Наполнив наши тарелки вкусностями, мы уминали завтрак как не в себя. А из окна открылся сказочный вид. Туман рассеялся и престала она – красивенная Кирка – гора, напоминающая шип.

Это был идеальный завтрак. К тому же, дополнительная услуга – «ланч бокс». Берёшь себе в дорогу из еды, всё, что душе угодно. Мы быстренько разделили пергаментную бумагу и завернули в неё бутерброды. И эта услуга всего-то 70 крон.

Потом запаковались, закинули рюкзаки на плечи и в путь. Но сначала – фотоссесия на фоне Кирки. Небо чистое, очень холодно, ночью может даже и мороз был. Но воздух – кристальной чистоты и так бодрит! Так что весело шагая по снежным просторам, шли дальше по маршруту. По дороге встречались озера с необычно голубой водой и на фоне ослепительно белого снега, это смотрелось просто умопомрачительно.

И наконец долгожданное событие: мы стали выходить из зоны снега. А на его место пришли леса с молодой изумрудной листвой и только распустившиеся цветы. Такое впечатление, что мы переходили из сезона в сезон. За снежней зимой пришла цветущая весна. В густых берёзовых рощах пахло зеленью и пели птицы. Так мы дошли до места стоянки – на берегу дикой лазурной реки среди юных берёз нам предстояло провести ещё одну ночь. Помню: проснулась часика в три и слышу, как ревёт река и воет ветер. И время от времени доносится какое-то блеянье – то ли баранье, то ли оленье.

День восьмой:

Это что-то невероятное. Солнце, играющее в пенных барашках лазурной реки, ветреный танец ветвей юных берёз, маленькие домики пастухов на горных склонах, которые так и манили заглянуть в их окна. И стадо овечек на нашей полянке, которые мирно и бесстрашно паслись. Прекрасный день, чтобы радиалкой сходить на ледники посмотреть. Подъём был несложным, хоть и снова было много-много снега, а ветер проникал в каждую щель одежды. Не знаю, сколько времени мы потратили на этот подъём. Но то, что мы видели – запомниться на многие-многие годы и эти воспоминания снова будут манить сюда – в суровые горы Норвегии. Бриллиантовые блики снежных ковров, невероятно голубое небо, камни-великаны, будто окаменелые от солнечного света тролли. Там на вершине отрылся вид на заледенелое озеро. Казалось, что лучи пытались проникнуть сквозь стекло льда, окрашивая его в бирюзовый цвет. А далее – горы, горы, горы… Это целый сказочный мир. Так и ждёшь, что с тобой произойдёт нечто волшебное.

Спуск был в удовольствие. Нельзя было не воспользоваться возможностью, чтобы не прокатиться на пятой точке по небольшому снежному склону. А дальше зарывая ноги в глубокий снег, начинаю ловить себя на том, что оглядываюсь в надежде увидеть что-то крайне необычное. Ведь только тут возможна сказка.

Выйдя из снегов и топая по каменистым тропам, начинаю петь и только позже понимаю, что песни-то о горах.

Мы вернулись в лагерь. Часть группы ушла в расположенный в 2 километрах приют, чтобы добыть ещё чего-то вкусненького. А те, что остались, то и делали, что думали и говорили о еде. Очень-очень хотелось есть. А рядом бегали барашки))

Через пару часов вернулись наши товарищи и принесли немного вкусностей. Это было печенье. Покупая его, наши обратили внимание на то, что оно порядком просрочено. Дико извиняясь за такую оплошность, хозяин приюта отдал его абсолютно бесплатно. Рассказал, что продукты привозят на вертолёте чуть ли не раз в год. Хотя от того, что печенье прострочено, оно было не менее вкусным. (Или мы были такими голодными?) На ужин традиционный суп, и снова песни под гитару у костра.

День девятый:

Сегодня идём к одному из самых высоких в Норвегии водопаду Веттисфоссен.

Погода выдалась, как и вчера, очень хорошей. Мы быстро собрали рюкзаки и двинулись дальше в путь через лесок. Дошли до очень красивого приюта (где накануне получили вкусное, хоть и просроченное, печенье.) Отдохнули немного и пошли дальше. Нас ждал большой спуск. Но почему-то он всё не наставал и не наставал. Наоборот мы набирали высоту. Было много болота и по мокрым камням ступать было очень опасно. Каждый раз вспоминался недавний «поклон» горам, который мог завершиться огромной шишкой на лбу и разбитым носом. Но к счастью, обошелся испугом и огромным синяком на колене.

Дойдя до вершины, онемела от изумления. От такого восторга слёзы наворачивались на глаза. Перед нами открылся вид на величественные темно-зелёные горы, склоны которых будто сплетались между собой. Можно было часами стоять и смотреть на эту красоту. Именно в такие моменты по-настоящему понимаешь, что все тяготы и лишения пеших походов стоят того, что видеть эти чудеса природы.

На вершине хребта мы пообедали. А дальше – минут 20 сладкого сна под мягкий убаюкивающий голос Марины, которая читала нам лекцию про Норвегию. После – снова в путь. Это был довольно долгий спуск и вскоре мы зашли в сказочный лес. В не менее сказочном месте мы остановились на ночлег. На красивой полянке стояли деревянные домики, куда летом заселялись целыми семьями, чтобы отдохнуть на лоне прекрасной природы от городской суеты. Разбив лагерь, мы отправились радиалкой к водопаду Веттисфоссен. По дороге мы проходили мимо одного из домиков, возле которого мужчина готовил на мангале мясо, на столике – блюда с варёной кукурузой, а в бокалах – красное вино. Ком подкатил к горлу, а желудок заныл от голода. Ох…

Минут 15-20 и мы оказались на смотровой площадке перед огромным диким потоком высотой в 275м. Если всмотреться в его воды, кажется, будто табуны коней мчатся вниз с крутой вершины. Зрелище просто невероятное. С смотровой площадки даже не видно, как вода бьется об землю диким грохотом.

Этот вечер – последний в горах. И мы его провели соответственно: сначала приготовили вкусный суп. В него добавили огромный подберёзовик и щавель, который собрали возле домика. Потом были песни и игра в слона. Участники одной команды должны были, наклонившись, зацепиться друг за друга рукам. А другой команды – с разбега заскочить им на спины. Первая команда должна не только удержать на себе груз другой, но и сделать хотя бы шаг вперёд. Зрелище весьма увлекательное.

День десятый:

Вот оно – последнее утро в горах – холодное и дождливое. Нас ждал очень неприятный крутой спуск по мокрым камням. С рюкзаками за спиной спускаться было очень тяжело. Через некоторое время мы пришли к приюту. Зашли в дом, где купили кофе и немного отдохнули. Решили радиалкой сходить к водопаду и ещё раз на него посмотреть, только уже снизу. Шли недолго – около получаса. Веттисфоссен невероятно красив и грозен. Налюбовавшись вдоволь, вернулись к приюту, забрали вещи и пошли дальше. По дороге мы видели ещё несколько крупных и полноводных водопадов, высотой не менее 200 метров. Красиво было вокруг. Только вот идти по асфальту – очень неудобно, тяжело и утомительно. В пути нас застал дождь. Мы укрылись от непогоды в приюте, куда нам разрешили зайти со своими продуктами, только с условием, что закажем чай-кофе. Пообедали за огромным деревянным столом, на котором стояли подсвечники и вазы с ромашками и васильками. На окнах белые вязанные крючком занавески. В общем – тепло и уютно.

Дождь прекратился и мы пошли дальше. По дороге на обочине нашли много-много земляники и поэтому то и дело паслись и радовались, что в горах не начался землянично-черничный сезон, потому что точно не дошли б.

И вот наконец автостанция. 2 часа до отправления в посёлок Сонгдал. За это время некоторые даже умудрили помыть головы в туалете автостанции. Нужно заметить, что кроме нас там – никого.

Интересный ждал нас путь. Сначала на автобусе до переправы, потом на пароме по воде, а после на другом автобусе до самого посёлка. На пароме встретился тот самый 77-летний русский турист, который пострадал во время перехода через речку. Дядька – ходячее приключение. Его автобус уехал без него. Пришлось догонять и догнали.

В Сонгдале нас ждал неприятный сюрприз. Тот кемпинг, где мы должны были остановиться на ночь – не работал. Делать нечего – срочно нужно было искать другой вариант. Нам повезло: недалеко на берегу фьорда был ещё один кемпинг.

Вечер был прохладный. Хотя это не остановило многих искупаться в холодных водах фьорда. Приготовили ужин на местной кухне. Там и поужинали. Вставать нужно было очень-очень рано. Впереди – всего то 4 часа сна и сильный дождь.

День одиннадцатый:

Подъём в 5, чтобы успеть на катер в Берген. Лил дождь, и было весьма противно.

Плыть нам предстояло по Согне-фьорду (длина — 204 км., глубина – 1308м.) – самому большому в Европе и второму по величине в мире после фьорда Скорсби, расположенного на восточном побережье Гренландии. Преодолевали мы его 5 часов. За это время была возможность полюбоваться множеством скалистых островков и населённых пунктов. Даже в плохую погоду, когда серые тучи обволакивают всё вокруг густой холодной пеленой, а дождь заводит монотонную мантру, фьорд и природа вокруг смотрятся загадочно и по-королевски величественно. Словом, суровая красота Норвегии.

Наконец катер пришвартовался в порту Бергена. И вот чудо: погода резко прояснилась, и солнце пробилось из-под облаков. Город действительно очень красивый и красочный. Раньше он был столицей Норвегии. А сейчас – это обязательная программа для каждого туриста, приезжающего в эту страну. Главная достопримечательность – набережная. На воде – множество красивых кораблей и яхт, а напротив – ряд красивых ярких домиков с внутренними двориками, куда обязательно должна ступить нога туриста. Конечно же, не могли не отведать настоящей норвежской рыбки и выпить норвежского пива или сидра.

Наша группа была поселена в два хостела. Тот, где поселилась я, располагался совсем близко от набережной. Ночевать пришлось в огромной комнате, где в три ряда стояли двухярусные кровати на 32 места. И много-много-много туристов – в основном молодёжи. Думала, что не смогу тут заснуть. Да нет, спала крепко-крепко, пока не зазвонил будильник.

День двенадцатый:

Подъем в 6. Быстрый завтрак и на вокзал. Едем назад в Осло. В пути были 7 часов. За это время удалось немного вздернуть, или полюбоваться видами за окном, так как этот железнодорожный маршрут считается одним из самых красивых и мире. И это действительно так.

Уже в Осло те, у кого завтра поздний вылет, поселились в хостеле. Ну а у меня и нашего инструктора Романа и парня с Беларуси Жени — вылет рано утром. Но нам разрешили оставить в хостеле свои рюкзаки. Оставшееся время мы гуляли по городу, снова посетили Оперу и другие достопримечательности. На у дальше накупили сыра, хлеба пива-сидра в одном из магазинов и отправились в парк недалеко от набережной. Там разместились прямо на травк, наелись вдоволь и поделились впечатлениями про весь поход.

Посиделки с песнями продолжили уже в хостеле. И даже после 11 – никто не возражал музыке и шуму. Ну а дальше – было прощание. Грустно как-то стало вдруг.

И напоследок:

Самолёт приземлился в аэропорту Варшавы. Сойдя с трапа, я поняла: всё уже позади. Это были чудные две недели. Это был удивительный поход. Да, часто приходилось очень нелегко. Но преодолевая эти трудности, становишься сильнее, осознаёшь свои слабости и страхи, чтобы потом побороть их. И главное понимаешь: мечты сбываются и уведенное намного лучше ожидаемого. Норвегия – это страна, в которую влюбляешься с первого взгляда, а её могущественные горы потом приходят во сне, снова призывая к себе.

Спасибо нашим инструкторам Роману и Юрию за помощь, поддержку и высокий профессионализм. Спасибо всем-всем участникам группы. С Вами было очень здорово!!! Буду счастлива ещё встретиться в других походах. И милости прошу в наши Украинские Карпаты .