Первое знакомство с Сванетией | Отчет о походе

Грузия — удивительная страна с очень разнообразной культурой и природой. Чтоб увидеть всю Грузию, надо очень много времени. Свое знакомство с этой удивительно страной я начал со Сванетии.

Начало похода по Грузии

Лететь в Грузию я, конечно же, решил визейром из Киева, так как цена оказалась довольно демократичной — 1500 гривен в оба конца. Итак аэропорт Кутаиси встретил нас жарой и солнцем. Само здание аэропорта небольшое, но уютное. Пройдя паспортный контроль всплыл первый неприятный момент — в аэропорту нету обмена валют! К тому же отсюда ничего не ходит в город — только такси.

Таксисты в Грузии в основном типичные бомбилы, цены ломят жуткие. Будте предельно осторожны — Вас обязательно попробуют обмануть. Оговаривайте цену и пункт назначения наперед и объясните водителю, что больше денег не дадите. Уехать из Кутаиси в Местию — столицу Сванетии, сложно. Сначала надо на автобусе добраться до Зугдиди, и там, если успеете — сесть на транспорт в Местию.

В Зугдиди около рынка нашел нужную мне маршрутку, где уже сидело два веселых поляка, с которыми мне в дальнейшем предстояло немного походить. Ребята веселые и добродушные. Водитель сказал подождать час. Я решил пройдись по магазинам посмотреть, что да как. Оказывается, большинство продуктов питания в Грузии — из Украины. Через час нам объявили, что надо подождать еще пол часа, потом, что ждем пока не наберем восемь человек, и в конце концов водитель сказал, что не поедет вовсе. Настроения, видимо, нету — это здесь нормально, будьте готовы к таким вещам, собираясь в поход по Грузии.

Нам повезло поймать попутку, которая завезла нас в Местию за 20 лари с носа. Когда приехали, было уже совсем темно. Водитель завез нас к своему знакомому и ми поставили у него во дворе свои палатки за 5 лари с человека. Дорога была очень тяжелой, поэтому мы сразу уснули.

Поход к озерам Корульди

Проснулся я рано утром, но еще долго не мог заставить себя вылезти из палатки. Когда услышал разговоры моих соседей поляков, решил, что пора выползать. Ночью шел дождь и я ожидал увидеть хмурое утро, но на улице сверкало солнышко. Поход по Сванетии начинался!

Вышел во двор, где мы разбили палатки и сразу же взгляд нарвался на первую сванскую башню. Их тут много и они очень старые, еще с 11-12 века. Но еще больше меня поразил вид Сванского хребта и его главной вершины — Лайла. Ледники сползали с исполинских скал и сверкали в лучах утреннего солнца.

Позавтракав мы собрали необходимое для нашей радиалки и оставив палатки и все остальное во дворе вышли на улицы Местии. Вообще после всего увиденного в Грузии, было очень необычно лицезреть заново построенный по европейским стандартам центр Местии. Как и везде в Грузии одним из самых бросающихся строений здесь является футуристическое здание милиции. На площади есть памятник царице Тамаре, туристический инфоцентр и много магазинчиков. Правда цены здесь подороже чем в Зугдиди.

Пройдя центр, мы начали подымятся по мощеной камнем улочке, где было много сванских башен. Над всем этим великолепием возвышалась вдали громада Тетнульди – одной из красивейших вершин Кавказа. Наш поход по Сванетии только начинался, а впечатлений уже была масса.

Дорога плавно набирала высоту и открывала потрясающие виды на скалистые вершины Кавказа. Трава везде была сочная и зеленая, везде паслись стада коров и лошадей. Благо гнус не кусал особо. Скоро мы поднялись к уступу с которого было видно всю Местию как на ладони. Кстати здесь недавно открыли аэропорт! Инфраструктура городка развивается очень быстро.

Далее мы вышли на высокогорные луга, и нам показалась неприступная Ушба. Правда большая часть ее было укутана тучами, но даже того что мы увидели хватило чтобы прочувствовать все величие и неприступность самой опасной горы Кавказа.

К обеду мы поднялись к озерам Корульди на высоте 2700 метров. Пейзажи были просто прекрасными. Поход на Кавказ действительно незабываем. Нас очень манила вершина Корульди за которой сразу начинался ледник и открывался отличный вид на Ушбу. Склоны здесь очень крутые и сплошь покрыты сипухой.

Дойдя до высоты 3300 я уперся в каменную стену, преодоление которой требовало альпинистских навыков и наличие хотя бы каски. Не найдя решения задачи пришлось признать поражение и начать спуск.

Набрать 1800 метров высоты оказалось намного легче чем их сбросить. Еще нас угораздило пойти обратно другой дорогой, которая хоть и была короче, часто терялась в кустах и была очень крутой. Но преодолев все препятствия, мы с довольными физиономиями поперлись в местный паб, чтоб отпраздновать удачное начало похода. А потом — по палаткам 🙂

Жабеши

С утра, как я и предполагал, мои польские знакомые совсем расклеились и решили ехать в Батуми, греться на солнышке. Собрав вещи, я пошел в магазин и купил продукты для предстоящего похода. В информационном центре Местии так и не нашлось карт, и мне пришлось довольствоваться той, что в навигаторе.

Дорога в Жабеши размечена очень хорошо, есть конечно моменты когда ее можно потерять, но все же лучше, чем на Корульди. Миновав аэропорт Местии дорога плавно набирала высоту. Открывался вид на всю Местию, Корульди и Ушбу. Самая высокая точка на этой тропе около 1880 метров — совсем мало для Кавказа. Перейдя перевал я попал в долину реки Малкхура. Очень живописное место с несколькими селами и множеством башен.

Тропинка очень удобна, идти ею — одно удовольствие. Вскоре я спустился к самой реке. Малкхура очень бурная река, в которой даже искупятся невозможно из-за сильного течения. Здесь, на берегу много удобных площадок для ночевки. Есть родники и дрова.

Жабеши маленький поселок, в котором тем не менее можно купить сыр (8 лари), хачапури (5 лари) и даже пиво (6 лари — 2 литра). Имеется также гест-хаус — но это слишком громкое название. Обычный сванский дом, не в лучшем состоянии за 50 лари! Так что намного удобней и дешевле остановится в палатке перед деревней, на другом берегу реки. Я же заночевал над Жабеши.

Адиши

На тропе сразу за поселком есть отличный минеральный источник Нарзан. Просто невозможно напиться этой водой. Погода стояла солнечной и все вершины полностью открылись — особенно изумил вид Ушбы. Тропа практически без маркировки маленьким серпантином поднимается на хребет, где выходит на отлично укатанную грунтовку.

Немного пройдя вверх по дороге, тропа уходит на право и начинает спускаться в долину реки Адиши. По дороге попадаются кристально чистые речушки с удобными местами для плавания. Я не смог устоять перед соблазном и окунулся в прохладную воду.

Вскоре тропа привела меня в Адиши — очень старый поселок на высоте 2 тис. м. Здесь есть башни и старая церковь. Также в Адиши можно пополнить свои запасы хлебом и сыром. Дальше надо подниматься вверх по течению речки. Тропа простая и удобная. Так я дошел до ледника Адиши который сползает с громады Тетнульди. Виды здесь просто ошеломляют.

Чтобы продолжить поход по Сванетии, здесь следует перейти речку, что к слову очень непросто. Река очень бурная, несет много камней и просто сбивает с ног. Никаких мостов здесь нету, и местные предлагают переправить туристов через реку на лошадях. Правда цену они лупят изрядную — от 50 лари и больше! Я остановился здесь на ночевку в надежде, что рано утром, уровень воды в речках упадет и я смогу ее перейти вброд.

Марафонский забег на Сванский хребет через Ушгули

Итак, проснувшись с утра, я не заметил разницы в шуме речки вчера днем и сегодня утром, что настораживало. Быстро собрав все вещи так, чтоб при падении в воду у них было больше шансов остаться сухими, я пошёл к реке. Все-таки она была намного меньше чем среди дня. Перейти ее не проблема, особенно с трекинговыми палками. Но вот температура воды очень низкая — ноги просто вмиг окоченели и стали болеть от такого холода. Поэтому процедура не из приятных. Но здешняя красота стоит таких мучений.

На другом берегу я сразу же заблудился среди кустов. Отмеченная на карте тропа отсутствовала и пришлось пробиваться напрямую. Только через метров 500 джунглей я все-таки нашёл тропу. Утром с новыми силами высота набиралась быстро и легко. Тем более что все время был шикарный вид на Тетнульди и ледник. Вдруг я услышал раскат грома, обернулся, и увидел, как по леднику вниз ползет лавина. Вот это зрелище…

Вскоре я вскарабкался на перевал — такую красоту сложно себе даже представить. На перевале стояла группа палаток. Дальше меня ожидал спуск в долину реки Халде и долгий но очень панорамный поход к поселку Ипрали. Здесь есть несколько «отелей» и даже мини магазин, где можно купить пиво, шоколад, консервы — правда за баснословные деньги 🙂

Поскольку я начал поход сегодня очень рано — времени у меня было море. Поэтому я пошел к следующей своей цели — самому высокому селу в Сванетии — Ушгули. Правда это целых 3 села — община. Тропа здесь идет по автомобильной дороге с Местии. Машин здесь не много, но все равно впечатления уже не те. Мне повезло и меня подобрала попутка — как результат уже в 2 часа дня я гулял по Ушгули.

Это место просто дышит древностью. Наверное это самое впечатляющее поселение Сванетии. Над ним возвышается вторая по высоте гора Кавказа — неприступная Шхара. Туристов здесь много, в основном европейцы. Кстати везде фигурирует высота Ушгули — 2200 метров, но мой навигатор показал только 2080.

Времени было опять много, решил я идти еще дальше — подняться на Сванский хребет и заночевать там. Тропа здесь идет мимо летней резиденции царицы Тамары, а дальше бесследно теряется в зарослях рододендронов. Много нецензурных слов было сказано пока я не выбрался оттуда и не нашел тропу. Заночевать пришлось на полочке, чуть ниже вершины хребта — вид отсюда был изумителен. Здесь также есть маленький родник.

Завершение похода по Сванетии. Спуск в Чвелпи

Тропа по хребту намного лучше просматривается, чем при подъёме на него. Время от времени попадаются выгоревшие марки, а иногда даже указатели направления. Пройдя немного по тропе я вышел к маленькому озерцу на самом верху хребта. Оно не имеет стека и очень мелкое, так что искупаться или набрать воды там не получится. Рядом правда удобное местечко для стоянки и чуть ниже по склону слышно звуки речки.

Погода начала портится, с юга надвигались грозовые тучи. Вскоре показалось второе озеро — уже побольше, тоже с удобной стоянкой — но без проточной воды. Вообще вода на Кавказе частенько исчезает, так что тут не так комфортно как в Карпатах в этом плане.

Спуск с Сванского хребта идет вдоль линии электропередач, ведущих от ГЕС куда то на юг. Хорошая грунтовка ведет прямо к поселку. Спуск очень затяжной и отбирает много сил. Уже в зоне леса тут есть место для стоянки с большим количеством дров и проточной водой. Я же пошел дальше, к деревне. Чвелпи — маленький поселок, но тем не менее здесь есть гест-хаус. Выбраться отсюда можно на проезжающих попутках. Но дорога очень плохая, так что катаются здесь в основном джипы.

У меняполучилось застопить машину с военными, которые подбросили меня в Лентехи. Вообще маршрут похода очень красивый, позволяет докупать продукты, знакомится не только с природой Сванетии, но и ее культурой. Те, кто не любят жить в палатках, свободно могут пройти его от поселка к поселку, останавливаясь в гест-хаусах (правда сарай с сеном тут стоит как хороший отель). На этом мой поход по Сванетии завершился, но уже вскоре я вернулся туда, и теперь уже не один 🙂