Отчет о зимнем походе на Грофу

Поход на зимнюю Грофу оказался невероятным и удивительным путешествием продолжительностью в три дня! Рано утром в субботу мы встретились с проводником Иваном в Ивано-Франковске. В этот раз наша группа была чрезвычайно крошечной — всего лишь 2 человека. Одной из самых непростых задач похода оказалось быстро добраться до стартовой точки — Осмолоды. Ваня изучил маршруты автобусов и с двумя пересадками (автостанция Ивано-Франковска, Небылов) мы в течение 2,5 часов относительно комфортно добрались до Осмолоды. Сразу вышли на трек.

Погода была чудесная, лучше не придумать: +1, без осадков, очень солнечно! Это мой первый зимний поход в Карпаты. Я была в восторге от зимней погоды — воздух мягкий, полное отсутствие сырости, как часто бывает весной и летом, дорога и лес целиком просушены: идти — одно удовольствие.

Нам предстояло пройти 11 км до нашей первой стоянки на поляне Плисце. Идя по тропе вдоль реки Котелец, мы вскоре увидели последствия лавины сошедшей с Грофы несколько лет назад — лес будто сбрит с горы острой бритвой, поваленные огромные деревья плотно лежат в русле реки. На лысых склонах видны совсем молоденькие ёлочки на месте прежних деревьев. Шансы выжить судя по разрушением ничтожны. Сильнейшая стихия, словно цунами.

Вскоре лес стал еще более зеленым и дремучим, а тропа более узкой. Спугнули большую мясную птицу в нескольких метрах от тропы. Очень скоро поднялись на поляну Плисце. Домик оказался совершенно пустым. Приняли решение успеть сегодня подняться на вершину Паренки и если повезет — увидеть закат. Сбросили рюкзаки, быстро перекусили, схватили фонарики и побежали. У нас в запасе было часа 2 до темноты. Вся тропа до Паренки была истоптана вдоль и поперёк кабанами — следы огромных копыт впечатляли и тревожили, иногда попадались разрытые лежки. Вышли на тропу сквозь жереп. Подъем становился всё круче и всё более снежным. Мы стремились к вершине до заката. Успели! Солнце разукрасило небо в насыщенные теплые тона. Заглядение. Пора возвращаться в приют. Мы успели преодолеть жереп до того как стало совсем темно. Уже в лесу одели фонарики, свет отражался от снежного покрова миллионами искр. Следы зверей уже не пугали и не вызывали удивления. Успешно добравшись домой мы растопили печь, приготовили ужин и рано уснули. Домик прогреть у нас совсем не получилось, теплый спальник был очень кстати!

Неспешно позавтракав и собравшись мы вышли только к обеду. Спешить совсем не хотелось. Погода по-прежнему была чудесная: солнечная и без осадков. Мы решили перейти через Грофу и переночевать в приюте на поляне под Конем Грофецким. Подъем на Грофу был быстрым и несложным. Снега на солнечной стороне склона не было вообще, чего не скажешь о противоположном склоне Грофы. Пейзаж совсем летний. На вершине увидели памятник Небесной Сотне, полюбовались на молочные долины и близь лежащие горганские вершины. Двинулись к спуску в направлении Коня Грофецкого. Иван ловко преодолевал заснеженную поверхность огромных горганских камней. Мне же пришлось хорошенько потрудиться чтобы преодолеть страх соскользнуть с припорошеных снегом камней и исбежать травмы. Страх преодолен, спуск завершен, хоть и занял немного больше времени, чем планировалось. Весь путь с вершины можно было наблюдать следы мелкого парнокопытного животного.

Мы добрались через лесную тропу до полянки под Конем Грофецким. Радости не было предела поскольку нас встретил уже прогретый домик. Иван еще вчера поведал мне о Мыколе, который вторую зиму ухаживает за домиком, рад туристам и является интересным собеседником. Мы пожаловали к нему в гости. Всё было именно так: дом ухожен, Мыкола рад и интересен. (Кстати, он попросил чтобы его не тревожили журналисты-интервьюеры). Сложно было поверить после очень холодной предыдущей ночевки, что в новом домике можно ходить в футболке и будет тепло! Мы вкусно кушали и долго болтали. Было действительно интересно!

Утром начался снегопад, Мыкола предупредил нас, что снег тут равен дождю в деревне. И он был прав. Мы торопились на автобус из Осмолоды, времени было совсем немного — примерно два часа. Тропа покрылась тонкой коркой льда, сверху падал мокрый снег. Путь составлял 9 км. Подскальзываясь и балансируя на естественном катке мы успели как раз вовремя. С пересадкой добрались до Ивано-Франковска и попрощавшись, разьехались по домам!

Замечательные получились выходные! Именно то, что нужно для отдыха! Красота гор прекрасна, совершенна и маняща!