Отчет о походе по Ликийке 2018 ☀🍊 Солнце, Море, Апельсины

Мысль сходить на Ликийку возникла у меня спонтанно. По плану было восхождение на Казбек, но по личным ощущениям я чувствовала, что пока не время и решила пройтись по какому-то более менее легкому маршруту.

Мне повезло, в августе я пошла на Горганы и наш проводник Дима Семкив (тут же спасибо Pohod V Gory) красочно мне рассказал об этом маршруте. Поэтому сомнений не было – по приезду я сразу купила билет до Антальи.

День первый. Гейнюк

Вылет из Киева был в 2-25, поэтому где-то в 12 ночи мы с Аней и Сашей ( еще двое киевлян, которые решили покорить Ликийскую тропу) встретились в аэропорту. За болтовней и разговорами два часа пролетели незаметно и вот мы уже сидим в самолете. Мой вам совет — если есть возможность, прилетайте в Анталью за день до начала похода, так как всю ночь лететь, а днем выходить на маршрут — сложно. Прилетели в Анталью в 7 утра и сразу поехали на автовокзал. До автовокзала нас привез местный трамвай, с кондиционером и который проезжал почти через весь город. Можно было бы назвать эту дорогу экскурсионной, но посмотреть мы ничего не успели – уснули на второй остановке. Если не успеете поменять деньги в аэропорту, то на автовокзале это делают менялы в магазинах и курс у них выгоднее. Кое-как позавтракав и подремав в кафешке, мы дождались нашу группу, гида и в 14-00 все собранные и с едой были готовы выезжать на маршрут.

Наш гид Миша Кизера оказался очень искренним и веселым парнем, быстро ввел нас в курс дела. Мы вышли на маршрут и минут 30 шли до первой остановки — каньона Гайнюк. По дороге видели настоящие гранаты и апельсины на деревьях (тогда мы еще не знали, что они будут нашими попутчиками до самого конца) и это вызвало у всех восторг, купили у местного дедушки апельсиновый фреш, холодный и свежий, он хорошо взбодрил.

Быстро закинув рюкзаки в кемпинг, мы весело добрались до каньона, оделись в гидрокостюмы, шлемы и поплыли. После адской жары холодная вода подействовала освежающе — все хором начали болтать, рассказывать какие-то истории, связанные с водой, брызгаться, фотографироваться и обсуждать дальнейшие планы на поход. Стоит ли говорить, что аппетит в этот вечер у всех был отменный?:) До ночи проговорив под светом луны и познакомившись, мы разбрелись по палаткам, договорившись проснуться в 7 утра. Засыпала я в предвкушении интересного похода и новых классных собеседников.

День второй. Начало треккинга

Все проснулись в 7 утра, поделили еду по рюкзакам, позавтракали и вышли на маршрут. Идти в жару было сложно, но мы друг друга подбадривали и все время шутили шутки.

Миша часто разрешал останавливаться на передышку и поэтому 9 км пути пролетели быстро. Первые пол дня у меня было много сил и я шла впереди, но надолго меня не хватило, да и зачем — идти не спеша намного приятнее, все рассматриваешь, болтаешь с другими членами группы. Оказалось, что хорошей мотивацией для быстрого перехода является вода — после обеда Миша сказал, что возможно по пути будет ванна с водой и все задались целью найти эту ванну. Воду нашли, выпили залпом по полтора литра, облили друг друга из бутылки, напридумывали историй что из этой ванны пил сам Александр Македонский и, смеясь, быстро спустились до ночевки. Вечером нас ждал приятный бонус — купание под водопадом. После палящего солнца это было настоящим подарком! Нам так понравилось, что мы решили искупаться еще и ночью. Я, Саша, Серёжа и Аня отправились за водой и не сдержались от соблазна залезть в воду. День пролетел незаметно, многие быстро устали и ушли спать, а самые стойкие остались сидеть у костра или болтать через палатки. Меня снова напугали несуществующими кабанами, и я, конечно, поверила. Никогда не видела диких кабанов, но почему-то тут, как и до этого в Карпатах, казалось, что они ходят под самой палаткой. Утром договорились встать в 6 утра, чтобы переход делать не по адской жаре.

День третий. По горам Ликийской тропы

Этот день у нас был под слоганом — у Давида. Миша нам рассказал, что на полпути нам встретится домик некого Давида, где будет свежий фреш, гранатовые сады и вайфай. Такие разговоры двигали нас вперед, мы не чувствовали усталость, жару, старались быстрее дойти к Давиду. Утром мы снова искупались в водопаде, и эта свежесть тоже придавала нам заряда. У Давида все немного передохнули, позвонили родным, кто-то пообедал горячей едой, и мы снова двинулись в путь.

Оказалось, что Давид — это было даже не полпути, и самая тяжелая часть маршрута еще впереди. Правда долго идти мы не смогли, и в ближайшей тени Миша объявил обед и сиесту. В который раз все подумали, как нам повезло с гидом — лучшего проводника, чем Миша, в таких сложных условиях стоило поискать. Дальше дорога была очень плавной, все разделились в группы по интересам и размеренным шагом мы спустились в поселок. В этот день я ближе познакомилась с Олей, Лешей и Леной и в разговорах вторая половина маршрута прошла очень быстро и незаметно. Вечером устроили полевую баню, поливая друг друга из бутылок холодной водой — это, кстати, тоже очень хороший team building))) Ужин прошел за историями из жизни, смехом, мы купили турецкое пиво, лук (научили россиян выговаривать вкусное слово цыбуля) и долго сидели у костра. На завтра у нас был запланирован подъем к подножью горы Тахталы.

День четвертый. Треккинг в горах

Утром Миша нас предупредил — день будет сложный, так как нас ждет затяжной подъем. Все быстро позавтракали, собрались и в девять утра уже вышли на маршрут. Пару человек еще успели сбегать на разрушенную крепость. На маршруте было как обычно жарко, мы часто останавливались попить воды и передохнуть, благо первые пару километров шли по селам, где везде была вода. Кроме воды там был виноград и гранаты, которыми мы щедро набивали рты. Гранаты рвали на ужин и перекус, а потом всю дорогу дискутировали, называется это воровством, или нет. В обед Миша снова сделала нам отдых и с часу до трех мы дремали в тени сосен, пили горячий чай (в жару самое то), кушали, болтали, Алексей читал нам по памяти рассказы Веллера… вообщем, хорошо проводили время. В этот обед я снова словила себя на мысли, что группа нам попалась просто идеальная. Тут произошел еще интересный момент — накануне я рассказывала Алексею про своего любимого писателя Ирвина Ялома, а потом в сиесту он нашел отрывок этой книги под деревом. До сих пор считаю это удивительным событием, но как сказал Леша — «другая книга мне не могла попасться, зачем мне другая книга?». И действительно, зачем? После обеда началась самая тяжелая часть дня — крутой подъем длинной в 2 км, за который мы должны были набрать 500 метров высоты. Если такие цифры вам ни о чем не говорят, то знайте — это дофига и трошки. Но приятный момент что уже начались настоящие горы: скалы, обрывы, дорога через лес. То, чего я ждала все четыре дня похода. И, конечно, на тяжелых отрезках важна поддержка друзей (спасибо Саше, который помогал мне нести воду и подбадривал разговорами). Миша пообещал нам красивую стоянку для ночевки и не обманул — ночевать мы встали на маленький поляне, которая вся окружена скалами. Но самое главное — в награду за тяжелый день Миша приготовил нам сюрприз — турецкую нутеллу. Вся группа была готова расцеловать его, и все снова хором заговорили «как нам повезло с гидом «. Кроме этого мы знали, что на следующий день нас ждет ужин в кафе, поэтому съели по два пакета сублиматов. Это продало нам сил, мы весело болтали у костра. В какой-то момент решили вылезти на скалы и посмотреть, как светится ночью Кемер. Было очень смешно — десять человек лезут гуськом в темноте, периодически заливаясь хохотом. Потом Алексей, который обещал показать нам основные растяжки для тела, начал по одному вызывать людей и делать им массаж, но не руками, а всем телом. Я тоже попала в этот список, и это было шикарно. В некоторых моментах больно, но это все сопровождалось профессиональным комментариями, Алексей объяснял почему та или иная мышца заблокирована. Такой себе мини урок физиологии и йоги. Спать я улеглась сразу после массажа. На улице похолодало, дул ветер, а в палатке и спальнике было очень уютно. На следующий день нас ждал подъем на Тахталы.

День пятый. Восхождение на Тахталы

Сегодня нас ждал подъем на вершину. Ночью было достаточно холодно, но не всем, утром группа разделилась на два лагеря — кому жарко, а кому холодно. Позавтракав и выпив чаю, мы как всегда с хохотом отправились на подъем. Кажется, за все лето я смеялась меньше, чем за эти 12 дней. Прошли совсем немного по лесу и начали прятать рюкзаки — подъем на Тахталы предполагал радиальное восхождение без тяжестей, мы захватили с собой только воду и крем от солнца. Готовились к затяжному подъему, но сложно не было — растянувшись по тропе, мы медленно, но поднялись. Меня распирало чувство гордости — моя самая высокая гора, 2365 метров. Туристы с гостиниц all inclusive смотрелись просто смешно, особенно те, кто был с макияжем и на каблуках. Сама вершина не впечатлила, там все рассчитано на нашего туриста — русская попса и русскоговорящие турки. Я бы предпочла, чтобы там все было сделано в национальном стиле.

Недолго постояв, мы двинулись вниз. Впереди нас ждал затяжной спуск в 6 км и 1200 метров скинуть высоту. Тут рассказывать особо нечего — мы просто медленно шли вниз, любовались тысячелетними кедрами и периодически останавливались пожаловаться друг другу на то, как мы устали.

На спуске нас впервые обогнала тур группа из Днепра, и потом все дни маршрута мы видели их мчащимися вперед без отдыха. В последний день они признались нам, что очень устали от такого темпа — кроме камней под ногами и спин своих товарищей они ничего не видели. К вечеру мы убились так, что, когда дошли до кемпинга в селе Бейчик, чувствовали себя выжатыми как лимон. Но нас ждал очередной праздник — горячий душ и вкусный ужин. Хозяин кафе встретил нас как своих ближайших родственников — мы заказали основные блюда, а он бесплатно принес нам овощи, фрукты, йогурт, маслины и оливки, кукурузу на гриле. Ночевали мы на площадках для палаток, которые размещены прям на деревьях. Такого я никогда не видела — засыпаешь с видом на море, а утром просыпаешься и ешь виноград прям с ветки. Ко мне пришла турецкая кошка, правда диалога не получилось — кошка не знала украинского. Засыпала я под мелодичный турецкий разговор местных жителей.

День шестой. Пляж Чирали и гора Химера

Экватор для тех, кто решил не продолжать поход по Каппадокии. Утром хозяин накормил нас яичницей, сыром, вареньем из фиг, овощами и вкусным чаем. Медленно позавтракав и собрав вещи, мы решили доехать до Чирали на автобусе, а Нели, которая хотела совсем горный поход, отправилась туда вместе с соло-туристом Лешей из Москвы, которого мы встретили еще на второй день нашей тропы. Мы же хотели быстрее добраться до моря. Правда, «автобус» — громко сказано. За нами приехал грузовик, и мы все уселись в кузове на свои рюкзаки. Водитель попросил, чтобы на трассе и при виде полиции мы приседали как можно ниже.

Ехали налегке, рассматривали виды, Саша даже успел на ходу рвать апельсины с деревьев.

В Чирали поселились в кемпинге, быстро разложили палатки, сорвали втихаря пару апельсинов и пошли на море. Мореееее! Наши счастливые лица говорили сами за себя. Голубое, прозрачное и очень теплое. И вокруг горы. Такой красоты я никогда не видела. И еще Средиземное море оказалось намного соленее, чем родное Черное.

Вдоволь накупавшись, мы зашли за холодным пивом и соком и пошли обедать. Потом долго чилили в беседке, смеялись, в очередной раз думали, какая у нас все-таки дружная группа получилась. Еще немножко моря, когда жара спала, и начали собираться на гору Химера. Особенность этой горы в том, что ночью оттуда пробивается огонь. По легенде в горе живет Химера, которая этот огонь и пускает. Некоторые из нас предположили, что в гору просто провели трубу, для заманухи, но увидев все своими глазами теорию быстро откинули. На горе мы встретили Лешу и Нелли, которые выглядели очень довольным и счастливыми, там же пожарили зефирки и побрели домой. На дороге снова попался гранатовые и апельсиновый сады, ну и, конечно, пройти мимо было тяжело. Вечер заканчивали кто как — кто-то сразу пошел спать, а мы с ребятами еще посидели за ужином и поболтали.

День седьмой. Дикие бухты Турции

Сегодня был день бухт. Миша повел нас на дикие бухты, куда нужно было пробираться через горы. Рассчитывали на 3 часа, но пролазили, наверное, все 8, и в итоге прошли свою дневную норму — около 12 км.

Виды, открывшиеся нам, потрясли. Бирюзовая вода, пустые пляжи… это было прекрасно. Такие картинки я до этого видела только в интернете. На последнем пляже нашли заброшенный трактор, а Сережа с Настей не поленились дойти до конца бухты и нашли разрушенный город. Когда-то тут кипела жизнь. Дорога назад далась нелегко — солнце невероятно жарило, питьевая вода закончилась и мы шли только с мыслями о холодной воде. На спуске с тропы нас ждал Миша с ледяной водой, и мы в очередной раз подумали, как нам с ним повезло. Вернулись в кемпинг уставшие и обессиленные, купили в магазине овощей, сделали ужин и все вместе поужинали. Этот день остался в моей памяти одним из самых ярких в походе.

День восьмой. Олимпос и апельсины

Переход в Андрасан. Быстро позавтракав и собравшись, мы попрощались с солнечным Чирали и выдвинулись в соседний город Андрасан.

Вариантов было два — дойти до воды где-то через 5 км и остаться с ночевкой, или пойти дальше и дойти до Андрасана, спустившись к морю. Всем, кроме Нелли, второй вариант понравился больше. Нелли оказалась любительницей совсем диких условий, и любой вид цивилизации портил ей настроение. Пройдя до конца пляжа в Чирали, Миша показал нам дырку в заборе, через которую мы бесплатно попали в древний город Олимпос, сэкономив 7 лир. Тут же к нам привязалась собака, которая стала нашим верным другом на ближайшие сутки. Собаку звали Анатолий, несмотря на женский пол, так нам сказал проходящий мимо соло турист. Анатолий подрабатывал сопровождением групп с Чирали до Андрасана и обратно. Пройдя Олимпос, все пришли к выводу, что тут нужно больше времени для того чтобы полазить и рассмотреть все камешки. Тут же мы встретили турецкую группу выходного дня, чей проводник весело крикнул мне — Слава Украине! Такая мелочь невероятно взбодрила, и ближайшие три часа мы с Анатолием шли впереди всей группы. Но живость нашей ходьбы быстро сменилась усталостью — влажность от моря, жара и крутой набор высоты измотал нас, на обед мы приползли уставшие и голодные, вкус сала и колбасы стал вдвойне приятней. В целом дорога до Андрасана заняла у нас 7 часов. В конце пути нас ждал подарок — гранатовые и апельсиновые сады без забора. Тут-то наша душенька отыгралась.

Набив полные рюкзаки и чехлы для рюкзаков фруктами, наевшись апельсинов прям возле деревьев, мы почувствовали прилив сил и отправились искать кемпинг. Но проходя мимо частного дома услышали крики — это хозяйка бежала к нам с полным тазом спелых гранатов. Какой же все-таки турки гостеприимный народ, я в полном восторге. Еще в этот день у Алексея был день рождения, поэтому вечером они с женой Еленой накрыли праздничный стол — свежий салат и пиво пошли на ура, мы разложились возле палаток и снова допоздна болтали. Анатолий все это время шел с нами и вечером от усталости уснул рядом со столом.

День девятый. Пиратская бухта. Ночь над обрывом

Проснулись в Андрасане и быстро побежали купаться. Погода сегодня была пасмурная, но бултыхаться в воде все равно приятно. Туристический сезон уже подошел к концу, поэтому на пляже кроме нас почти никого не было. Толпа туристов и Анатолий — мы почувствовали себя как дома. Погода все портилась, на завтра передавали бурю и ливни, мы долго спорили что делать. Были варианты даже уехать в Анталью, снять квартиру и гулять по окрестностям. В итоге заказали бус и поехали в следующую точку — Пиратскую бухту. Красота неимоверная, палатки можно ставить прям над обрывом, что я собственно и сделала. Перед сном сидели у воды и любовались звездами, где-то далеко сверкали молнии. Рядом с нами разбили кемпинг турки, которые, увидев нас у воды, принесли нам спелые гранаты. Тут мое сердце снова растаяло, захотелось снова приехать в Турцию весной. Засыпала я под звук волн и песни турков (завтра я попрошу их спеть снова, такой красивый у них голос), отгоняя мысли о том, как бы не упасть ночью в обрыв.

День десятый. Дикие пляжи Турции

Кто бы мог подумать, уже десятый день!!! С тоской вспоминаем первые переходы, когда впереди было еще много нового, когда Тахталы были только в планах, а о море мечтали по вечерам у костра. По расписанию сегодня была прогулка на маяк и свободное время. На завтрак решили купить гюзельме — турецкие лепешки с сыром. Для этого я, Леша и Сережа пошли в кемпинг рядом с бухтой, где колоритный дядька с длинными усами и бровями принял у нас заказ и уселся пить чай с молоком. Когда же мы показали ему на часы, он вальяжно махнул рукой, мол — не спешите и закурил самокрутку. Ну мы себе хихикаем сидим, через пять минут дядька медленно идет в сарай и приносит оттуда большой пакет. Все, думаем, наелась группа гюзельме, к вечеру как раз нам пожарят. Но гюзельме был готов, нужно было только разогреть на сковороде. Я попросилась зайти к дядьке в дом («дом» сильно сказано, это была халабуда на дереве) и наблюдала, как он все делает. В халабуде оказалось колоритно — много специй, маринованные перчики, на полу ковры, пластмассовый корабль и на нем фото на паспорт самого хозяина. Вообще худо бедно он доделал лепешки и принес нам. Начался торг за цену. Он знает только турецкий, а мы ясное дело только турецкий и не знаем, давай показывать цены на пальцах. Тут дядька достает 220 лир и показывает нам, мол платите. Мы обалдели. Показываем ему мол не поняли, покажи еще раз. Он снова перебирает купюры и достает уже 30, это нам подходит больше. Дядька начинает по-турецки звать нас за свою халабуде, у него что-то там есть, но его грозный вид не привлекает нас, мы решаем быстрее свалить к палаткам и накормить нашу группу. (Потом мы узнаем, что там было холодное пиво и кока кола, черт побери). Леша рассказал про приключение с гюзельме в красках, вся группа ожила, и мы быстро собрались на маяк, оставив Аню и Машу на страже палаток. Дорога туда не заняла много времени, без рюкзаков мы просто взлетели наверх. Сверху открылся вид на новый маяк чуть ниже и мы не долго думая рванули и туда.

Через 20 минут поняли, что сбились с маршрута и вышли немного в стороне. Половина народу решили возвращаться в лагерь, а я, Леша, Саша, Нелли, Лена и Оля все-таки пошли дальше. Под чутким руководством Леши, который вел нас «навпростець», мы все-таки вышли к мини-маяку, который по ощущениям стоял на краю света. За ним были только скалы, которые мы тоже решили не обойти, а подойти прямо к краю. И не зря — совершенно случайно мы нашли две природные ванны, которые наполнились водой от захлестывающих волн. Это стало еще одним из незабываемых ощущений. Разделившись на два лагеря (мальчики и девочки) мы голышом искупались в ванных, а потом нашли в ванну с морской солью на дне, которую можно было загребать руками.

Счастливые, мы побежал в лагерь рассказывать ребятам про нашу находку. По дороге решили забежать к дедушке на гюзельме и кофе, но тот так крепко спал, что ни наши крики, ни лай собак не разбудили его. Вернувшись в лагерь каждый занялся своими делами — кто-то спал, кто-то купался, кто-то любоваться морем. Вечером долго не расходились, ведь это был наш последний ужин в таком составе, на следующий день кто-то уезжал в Анталью, а кто-то продолжал поход в Каппадокию. Засыпала я снова под шум волн, отгоняя грустные мысли про окончание похода.

День 11-12. Анталия

Ну все. Утром все разговоры были только о том, как же быстро закончился поход. Никто не хотел разбредаться — после завтрака мы долго еще сидели все вместе, расспрашивали Мишу о предстоящих походах, о других группах. Мы с Леной попросили соседей турков еще разок спеть нам песню, но они спели уже когда мы собрали лагерь и начали с ними прощаться. Алексей делал Николаю массаж и растягивал его, и как всегда это собрало всех вокруг него. Потом мы решили сплавать в грот, Алексей помог девочкам выбраться на берег, ведь огромные волны сбивали с ног и можно было нехило пораниться. Но оно того стоило — грот оказался с высоким потолком и фиолетовыми камнями под ногами. Я старалась запомнить это место до мелочей, чтобы потом в какой-нибудь серый февральский вторник развлекать себя мысленным возвращением в Пиратскую бухту. Пообедали последними сублиматами и начали собираться — в два часа нас ждал автобус до Антальи. Первыми нашу группу покинули Настя, Сережа и Маша. Они решили не ехать в Каппадокию, а остаться немного в Чирали. Потом в Анталье пришла очередь прощаться нам. Наша небольшая компашка осталась в городе, а Миша и еще четыре участника группы поехали на Каппадокию. Обниматься было очень грустно, не думала, что за такое короткое время люди могут стать такими близкими. Но, как оказалось, самое грустное прощание я припасла на следующий день. Оставшись в городе, мы рванули гулять по набережной, покушали в местном ресторанчике, насмеялись до колик в животе от шуток Леши и начали расходиться. Мы с Леной и Лешей пошли еще пить местное пиво. Перед сном болтали с Олей и вспоминали разные мелочи из похода.

Утром в наш последний день мы искупались в море и поехали в центр города за сувенирами. Я влюбилась в старый город и пожалела, что не взяла себе еще пару деньков для Антальи. Попрощались сначала с Николаем и Еленой, потом оставили Олю (я начала плакать уже на этом этапе) и уехали с Лешей и Леной в аэропорт. Тут уж конечно я совсем не сдержалась и начала рыдать, но Леша, сделав пару ловких движений, как всегда вернул разговор в позитивное русло. Договорились обязательно не терять связь и встречаться, если будем друг у друга в городах, хорошо что мы живем в одной стране. И даже наметили следующий поход вместе (конечно же с Pohod V Gory). Я провела ребят до ворот и ушла укладывать мысли о прошедших днях. А сейчас я пишу последнюю часть отзыва, сидя у своих ворот, через час мой самолет и ночью я буду уже в Киеве. Поход по Ликийской тропе окончен и это самое прекрасное событие в этом году.

Если вы дочитали этот отзыв до конца — открывайте сайт с авиабилетами и бронируйте поход. Турция и Ликийка — это целый отдельный мир, где вы откроете для себя настоящий колорит гостеприимной страны, где познакомитесь с туристами со всего мира, попробуете настоящий турецкий айран и гюзельме, искупаетесь ночью в теплой бухте, узнаете что означает словосочетание Ешекюр Егерем и будете радостно повторять это каждому местному турку. Поймете ценность простых вещей — питьевой воды, свежего хлеба, горячего чая посреди тяжелого маршрута, подбадривающего слова своего соседа по палатке. И самое главное, конечно, на 12 дней оставите все свои городские проблемы внизу, а в горы поднимитесь с чистыми мыслями и свободным сердцем. А «Поход в Горы» и прекрасный человек и крутой проводник Миша Кизера поможет осуществить все это в реальность. Мераба!