Отчет о походе к озеру Сары-Челек через Таласский хребет

Пешие походы в Кыргызстане сегодня чрезвычайно популярны среди любителей треккинга. Особенно много европейцев, среди которых считается очень престижным пройти несколько маршрутов в окрестностях Иссык-Куля. Поскольку те края нам уже хорошо знакомы, на сей раз мы решили устремить свой взгляд на запад горного массива Тянь-Шань.

В этом походе по Тянь-Шаню нам предстояло пересечь два горных хребта – Таллаский и Чаткольский, и прийти к национальному парку Сары-Челек, где находится легендарное озеро. В этом походе приняло участие 10 человек. Наша интернациональная команда встретилась в одном из хостелов в центре Бишкека. Первый день был очень сумбурным, и полностью посвящён сбору всех участников похода, ревизией снаряжения и просто отдыхом после перелета.

24.08.2016. Переезд в Таллас

Из Бишкека в Таллас — всего 250 км, но этот путь у нас занял около 8 часов. Так что большую часть для мы провели в автобусе в полукоматозном состоянии. С самого утра за нами приехал наш шофер – Максат, мы проехали с ним уже не одну сотню километров в предыдущих походах по горам Терскей Ала-Тоо.

Из-за задержки авиарейса из Риги, Катя и Ира немного опоздали, всего лишь на сутки, но это абсолютно не отразилось на наших планах. Дорога в Таллас ведет через перевал Тоо-Ашуу, высотой 3400 м. Здесь находится один из самых длинных туннелей в Кыргызстане. Разница в температуре воздуха между Бишкеком и здешними высотами весьма ощутима.

Далее нас ждал спуск из перевала и медленный взлет по шоссе обратно к высотам более 3000 м. Уже в Таллаской области мы остановились возле одной из придорожных юрт, чтоб купить кымыз (кумыс – кобылье молоко) и сырные шарики – курут. Гостеприимная хозяйка впустила нас в юрту познакомиться с бытом обычных кочевников.

В Талласе сделали остановку на обед в одном из местных кафе. Выбор был не самым удачным, но голод — не тетка, выбирать не приходилось. К месту нашего назначения – реке Урмарал, мы добрались уже на закате солнца. Попрощались с Максатом и начали обустраивать лагерь прямо на берегу полноводной горной речки. Приготовили суп и устроили вечер знакомств.

Во время рассказов каждого из членов группы о себе, выпивали кымыз. Этот чудо напиток подарил части нашей команды незабываемую ночь, с постоянными вылазками из палатки в кусты J Пожалуйста, запомните эту особенность кумыса.

25.08.16 Река Урмарал

Самый простой и протяженный по расстоянию день нашего похода в Киргизии. С самого утра установилась отличная солнечная погода. Собрав лагерь, в первый раз мы принялись упаковывать и настраивать рюкзаки перед переходом.

Тропа, а правильнее сказать – целая грунтовая дорога, шла вдоль реки Урмарал по сухому и каменистому горному ущелью. Время от времени попадались зеленые оазисы с деревьями и густой травкой. Вдоль реки Урмарал находится множество красивых мест для стоянок. Много дров и прохладной пресной воды.

После обеда мы повернули в ущелье Чийим Таш. Вскоре дорога превратилась в горную тропу, а небо начали затягивать тучи. Пришлось добавить ходу, чтобы поскорей дойти до места стоянки и поставить палатки до дождя. И хотя тучи были совсем черными и казалось, вот-вот начнется проливной дождь – ничего не происходило.

В верховьях реки Чийим Таш с комфортными местами для лагеря туго. Но мы все-таки нашли более или менее ровную площадку, где и остановились на ночь. По утру сварили суп, позавтракали, разожгли костер. Неприятностью стала болезнь Ани (возникли проблемы с пищеварением).

26.08.2016 Дневка и первые потери

Утром Ане не стало легче, у нее был озноб и идти дальше не было никакой возможности. Так что после завтрака все отправились отдыхать. Но ближе к обеду мы совсем заскучали. Было решено пройти хотя бы 2 километра, чтобы немного сменить обстановку и посмотреть, как будет чувствовать себя Аня. Разгрузив ее, начали собирать лагерь.

И тут случилось непредвиденное – внезапный порыв ветра сдул полуразобранную палатку Артема. Пролетев несколько метров по небу, она упала в бурные воры реки Чийим-Таш. Напор воды мгновенно смял палатку и потащил под воду. Все произошло очень быстро. Далее мы пытались найти палатку в реке, и один раз даже смогли это сделать, но оторвать ее от дна и вытащить из воды оказалось невозможным – слишком сильное течение и большая парусность палатки делала ее неподъёмной.

Так мы остались без одной палатки. Пришлось немного уплотниться и сделать рокировку с имеющимися палатками. Но в этом стоило видеть и позитив – мы избавились от лишнего веса в рюкзаках.

Преодолев 2 км мы снова остановились на ночлег. Вечером были костер и умиротворяющее спокойствие гор Таллаского хребта

27.08.2016 Озера Чийим Таш

Проснулись в 6 утра, на улице было очень прохладно, но нас здорово выручал костер. Долина реки, которой мы продолжили подниматься, была очень живописной. Здесь росло много тополей, которые уже пожелтели и начали сбрасывать листья. В воздухе витала атмосфера осени.

Тропа часто пересекает реку и здесь уже нет мостов, так что нас ждало несколько переправ через освежающую горную реку. Переправы — совсем простые, но вода очень холодная.

Постепенно мы покинули зону леса и вышли на альпийские луга. Здесь нас догнало двое туристов из Германии и Швейцарии. Неожиданная и единственная встреча с туристами в этих диких местах.

Уже в конце дня мы пришли к озерам Чийим Таш. Два озера прижались к горной гряде, которая щедро осыпалась вниз мелкой каменной крошкой. Где-то по этим осыпям просматривался наш завтрашний путь на перевал. Отсюда, снизу, он казался очень недружелюбным.

28.08.2016 Перевал Чийим Таш

Как говорится – «у страха глаза велики». Тропа, на которую мы еще вчера смотрели с недоумением, была совсем не такой страшной и крутой как казалось. И хотя пролегала она через сплошную сыпуху, взбираться по ней было легко. Еще было совсем рано, солнце нежно светило, а не жгло, как в середине дня. Проснуться помогла также маленькая переправа через речушку, вытекающую из озера.

Вскоре мы добрались до снежников, высота перевала – 3601 м. Сверху открывается отличная панорама на Чаткольский хребет. И хотя вершины здесь не поднимаются выше 4500 метров, горы выглядят очень масштабно.

Спуск в долину реки Западная Каракульджа — очень крутой и неприятный, учитывая, что под ногами — мелкая каменная крошка, которая норовит каждую секунду выбить почву у тебя из-под ног. Так что подниматься на перевал намного комфортней, чем спускаться с него.

С южной стороны Таллаский хребет выглядит совсем по-другому. Из растительности — только карликовый можжевельник и трава. Никаких деревьев, рельеф — очень плавный. Мы попали в царство безграничных травянистых просторов, на которых пасутся стада лошадей. Именно так большинство людей и представляет себе Кыргызстан.

Сама река достаточно полноводна, а ее берега немного заболочены, поэтому для того чтоб найти сухое место для лагеря нужно немного приложить усилия. Вечер был прохладным, из-за постоянно дующего по долине ветра.

29.08.16 Перевал Каракульджа

Наш лагерь был совсем близко от перевала, и мы очень быстро взобрались на него. Через перевал идет грунтовая дорога, по которой может проехать автомобиль. Крутизна склона — минимальная, поэтому мы даже не заметили, как поднялись наверх. Долина Восточной Каракульджы значительно отличается от Западной. Здесь склоны резко обрывались в глубокую горную долину, поросшую тянь-шаньской елью.

Погода все эти дни стояла великолепная, хотя вечером и собирались тучи, с неба так и не упало ни одной капли воды. Спускаясь вниз, постепенно становилось все теплее, а когда добрались до зоны леса, пошла «малина».

На обеденном привале нас впервые за весь поход застал дождь. И хотя прошли мы совсем мало, все ребята чувствовали усталость, а впереди нас ждало как раз самое интересное – подъем вверх по долине реки Курумды. Начали подниматься на гряду Чаткольского хребта.

Набрав примерно 200 м высоты, наткнулись на балаган пастухов, они любезно указали нам, где можно найти ровное место для ночлега. Сегодня все безумно устали и ждали окончания дневного перехода с большим энтузиазмом. Место под палатки было не самым комфортным, но практически единственным в этой части долины Курумды.

30.08.16 Перевал Курумды

Утром через наш лагерь прошла огромная отара овец. Они передвигались по огромным зеленым склонам в любом направлении, так, словно все это равнина, а не крутой склон, с которого нормальный человек просто бы скатился вниз. Вверх по долине мы поднимались достаточно быстро и уверенно. Чем выше мы уходили, тем становилось холоднее и обнаруживалось больше мест для лагеря.

Вскоре мы подошли под сам перевал, на высоту более 3000 м. Травы здесь уже почти нет, только мхи и лишайники. На борту горной долины все еще стоял большой не подтаявший снежник. Преодолев его, мы вышли на финальный серпантин и уже через полчаса стояли на перевале.

Вид отсюда — просто невероятный. Со всех сторон нас окружили зеленые, острые как ножи гребни, увенчанные сверху снежными шапками пиков Чаткольского хребта. Далеко внизу хорошо просматривалось озеро Кара-Суу – наша следующая цель.

На перевале начался дождь, сильно похолодало, спускаться по мокрым камням было менее комфортно. На спуске — много фрагментов сыпухи, поэтому ноги были постоянно напряжены. Шли в долину мы очень долго, и оставили на спуске все свои силы.

Подгоняемые дождем и отягощённые усталостью, начали поиски места для лагеря. Как только закончили ставить палатки – полил дождь. Готовили под тентом и ютились по палаткам.

31.06.16 Озеро Кара-Суу

Настал день отдыха, сегодня у нас — полудневка. Утром дежурили и собирали лагерь неспешно. Подсушили палатки, погрелись на солнышке и вышли на маршрут. Широкая, хорошо набитая тропа идет по левому берегу реки Кара-Суу. Здесь много деревьев и природа совсем отличается от Таллаского хребта.

День выдался очень жарким, и мы были счастливы тому, что шли вниз, да еще и по такой пологой долине. Создавалось впечатление, что мы идем по абсолютно ровной местности. За 3 часа мы пришли к озеру Кара-Суу.

Места для лагеря здесь очень много. Абсолютно ровная местность и идеально подстриженная скотом зеленая, сочная травка – прекрасное место для отдыха. Поставив палатки, пошли плавать в озере. Вода в нем очень холодная, но при таком интенсивном солнце и жаре, теплой воды как-то и не хочется.

Ближе к вечеру сходили прогуляться вокруг озера, встретили туристов из Израиля и поймали мобильную сеть. Связь с домом вернула немного к реальности и вызвала странное ощущение принадлежности к двум совсем разным реальностям – горам и суетливым равнинам.

Вода приносит к озеру много древесины, так что проблем с дровами здесь совсем нет. Вечером посидели у костра, посмотрели на потрясающее звездное небо.

01.09.16. Сары-Челек

День знаний — первый день осени у нас получился очень насыщенным. Встали мы сегодня очень рано, оперативно собрались – все чувствовали близость цивилизации и спешили к ней. Пройдя мимо Кара-Суу, вышли на тропу, ведущую к заповеднику Сары-Челек.

Тропа крутая и каменистая, но с нее открываются чудесные виды на Кара-Суу и Чаткольский хребет. Слабо верится, что днем раньше мы пришли с другой стороны этой огромной гряды.

Тропа вывела нас на перевал Кутурма (2446 м), откуда мы впервые увидели Сары-Челек и озеро Ири-Кель. Прямо у наших ног, раскинулось Сары-Челекское плато, приютившее множество мелких озер и поросшее сочной травой и плодовыми деревьями.

Спуск с перевала достаточно неприятный – крупная сыпуха и крутой уклон не давали расслабиться и заставляли смотреть только под ноги. Но благо — спуск незатяжной, так что скоро мы уже обедали и плескались в водах озера Ири-Кель.

Удивило то, что все плато покрыто фруктовыми деревьями: яблоки, груши, алыча. Сейчас — это территория национального парка, и эти сады не принадлежат никому. Хотя здесь повсюду косят и заготовляют сено. После отдыха на берегу Ири-Кель остался последний рывок в несколько километров пути до цели, и мы пришли! Ура! Сары-Челек!

Озеро поражает грандиозным масштабом. Оно мне больше напомнило норвежский фьорд, чем горное озеро в Средней Азии. Берега круто обрываются к самой водной глади, поэтому поставить лагерь на самом берегу невозможно. Мы приютились в лесу, недалеко от воды и немного прогулялись вдоль озера.

Здесь есть небольшая турбаза с причалом и парковка. Нахождение в национальном парке платное – 400 сом. Поставить палатку – 500 сом. Цены — очень сильно завышены, но туристов здесь все-таки хватает. Отдыхают на Сары-Челек также и местные.

Среди ночи приехал наш водитель – Максат, хотел увести нас в Аркыт, в гостиницу, но большинство уже сладко спало в своих палатках.

02.09.16 Возвращение в Бишкек, Токтогульское водохранилище

Проснулись когда еще было темно, нам предстояло проехать 800 км до Бишкека и успеть на самолет, поэтому спать было некогда. Первую остановку сделали в Аркыте. Здесь подобрали двух ребят из Швейцарии, которых встретили еще на озерах Чиим Таш и позавтракали.

Стол нам накрыли в гостевом доме. Все было как положено: ковер, плов, чай из пиал и водка ))) Хозяева оказались очень гостеприимными и приятными людьми. После такого завтрака в автобусе все сладко уснули.

Первое массовое пробуждение у нас случилось уже на Токтогульском водохранилище. Насыщенный голубой цвет воды, желтые и красные горы вокруг – Кыргызстан умеет удивить поразительными, ни на что не похожими пейзажами.

В Бишкек прибыли в 9 вечера, заселились в хостел и пошли в ресторан праздновать завершение похода. Потом все разлетелись кто куда, а я отправился на маршрутке в Алматы.