Поход по Мармаросам или Выход из зоны комфорта

Как-то мы с сестрой решили отдохнуть на майские праздники…

День первый (ознакомительно-удивительный)

Все как обычно, встреча у ж/д вокзала (Ивано-Франковск), маршрутка и поехали…

Высадить нас должны были в с. Деловое, но водитель решил нас еще немного покатать и «скосил» нам пару километров. Высадились, натянули рюкзаки и вот она, природа.

Погода отличная, тропинка ровная, слева — бурлящая речушка, весенняя зелень радует глаз.

Через пару километров я ощутила, как с моего сознания потихонечку начинают спадать оковы асфальтно-бетонных джунглей. Ежедневная суета выветривается из головы, мысли становятся плавными, последовательными и совершенно не свойственными моей натуре. Еще через километр начало казаться, что в городе это была не я, а какой-то совершенно другой человек, а я всегда вот так вот топала по этой весенней дорожке.

Счастье мое было не долгим, случился подъем. Вернее не подъем, а небольшой такой подъемчик, но на нем я поняла, что не готова физически. Четыре года с последнего похода не прошли даром, мышцы совершенно забыли о своем прямом предназначении, да и пропускная способность легких оставляет желать лучшего (да, я курю, к сожалению). С этими грустными мыслями я и вышла на поляну, место нашей первой ночевки. Поляна порадовала видом на горы и расстроила многолюдностью – майские праздники, как ни как, все хотят на природу.

Установили палатки и разожгли костер. Время основательного знакомства.

Нас восемь человек:

Вася – наш инструктор, Ивано-Франковск,

Сережа и Лара – семейная пара из Харькова,

Дима, Женя и Тарас – ребята из Киева,

Аннушка – моя сестра, сейчас учится во Львове,

и я.

Был ужин и чай.

Нет, не так. Чай, ужин, а потом еще раз чай. Первый чай был еще до костра, у Васи была газовая горелка, и он нас отпаивал чаями-кофеями еще до разведения костра.

Удивили Киевляне, они притащили с собой… кальян! И не какой-нибудь маленький кальянчик, а нормальный кальян, среднестатистических размеров. Чтоб вы понимали, я чистила зубы щеткой практически без ручки, потому как содержимое моего рюкзака прошло очень жесткую оптимизацию по массе, а тут кальян… Но, как оказалось, для некоторых кальян – это действительно вещь первой необходимости.

Димка удивил билетом на поезд, по ошибке распечатанным на формате А1. Представляю лицо проводницы при посадке этого субъекта на поезд.

А потом мы все вместе удивили Васю. После его ненавязчивой отповеди о нежелательности употребления алкоголя в походе все чистосердечно и единогласно признались в наличии вышеупомянутой жидкости. Так что — за знакомство!

И был вечер, и было утро…

День второй (стремный)

Утро было прекрасным, солнце светило ярко, птички пели громко, завтрак был вкусным. Как говорится, ничего не предвещало…

Собрались и выдвинулись в путь. Небольшие спуски чередовались с подъемами и разбавлялись ровными участками, и мы потихонечку поднимались. Дорога очень живописная: елки, камни, огромные поляны фиолетовых крокусов, сбегающие вниз ручейки талой воды. А слева горизонт закрывают горные вершины, на которые мы собственно и топаем.

Первый встреченный на пути снег казался чем-то странным и удивительным, помню, я словила себя на жалости к этой маленькой грязно-серой куче. Об этих мыслях я потом не раз пожалею, снег докажет, что унизительное чувство жалости — это скорее для меня, а не для него. Чем выше мы поднимались, тем чаще встречался снег, и скоро я обнаружила, что снег практически везде и лишь изредка встречаются участки болотистого грунта.

Перед серьезным участком подъема был привал с чайком, бутербродами и всякими вкусностями.

Увидев предстоящий подъем, подумала, что никогда туда не залезу, но наш организм — странная штука, он пугается, артачится, а потом все равно делает то, что нужно. Вот так я и дотопала. Странное дело, в Карпатах со мной все время случалась какая-то оптическая иллюзия: тащишься наверх на последнем издыхании и кажется что вот еще пару десятков метров — и ты на вершине. Ан нет, там небольшой ровный участок и потом опять вверх. Так случилось и на этот раз, вытащившись наверх я увидела ее – практически вертикальную (как мне тогда показалось) снежную стену… Не могу передать свои ощущения словами, это просто п…

А тут еще мальчишки затеяли разговор о том, что при падении нужно постараться сбросить рюкзак, перевернуться на живот и попытаться зацепиться чем-то за что-то. Тут моя истеричная натура не вовремя включила воображение и за пару секунд нарисовала красочную картинку падения со всеми вытекающими последствиями. В общем, от ребят с их разговорами я сбежала.

На снежную стену взбиралась последней, соблюдая дистанцию с предыдущим (Димкой). Ребята сделали ступеньки в снегу, и это облегчало подъем, но рюкзак тянул назад, и казалось, что одно неверное движение – и полет вниз неизбежен. Цепляюсь руками за снег, ползу вверх, и тут дернул меня черт обернуться и глянуть вниз…

Короче, хорошо, что рядом никого не было, а то бы я сказала «Все, дальше не полезу, вызывайте вертолет!» Да, я уже дошла на этой стадии истерики.

И тут я увидела ее – палку, оставленную кем-то на этом жутком подъеме. Я вцепилась в нее как утопающий в спасательный круг. Палка, поглубже загнанная в снег – серьезная точка фиксации, это придавало надежности и смелости. Кроме того, палка послушно выслушала весь мой богатый словарь ненормативной лексики. И я таки залезла!

Дальше мы шли по гребню.

Красотища там конечно, неимоверная. Никакие рассказы и видео не способны возбудить ту гамму чувств, которые ощущаешь, стоя наверху. Это нужно видеть воочию.

Иду я, значит, с Димкой беседы беседую, гляжу, Вася впереди стоит и как-то странно наблюдает за тем, как мы топаем. Когда мы дошли, он показал в чем дело: чуть левее того места где мы только что гуляли, был снежный карниз. Адреналин в крови опять зашкалил. Вася, шоб ты был здоров, лучше бы ты мне это не показывал!

Вот так мы и покорили Попа-Ивана Мармарошского. Хотя это спорный вопрос — кто кого покорил.

Потом спускались вниз, то еще удовольствие… Ноги проваливались в снег по колено, а то и глубже. Хуже всего то, что в местах, где снег проваливался, под ним чаще всего оказывалась вода, и ноги промокли абсолютно у всех.

Спустились к месту, где планировалась ночевка. Место не обрадовало, два квадратных метра насквозь мокрой земли, а остальное – снег. Еще наверху Вася присмотрел и показал всем полянку внизу (без снега), где было бы неплохо заночевать, но до этой полянки еще надо дотопать. Вот мы и потопали. Шли мы долго, и каждый раз взбираясь на холм, казалось, что вот сейчас будет эта полянка, и костер, и долгожданный отдых. Но мы все топали и топали, по снегу и болоту, проваливаясь в холодную жижу. Блин, Тихонова, ну почему ты не можешь провести майские праздники как все нормальные люди, в тепле и с шашлычком?! Уезжая из теплой Одессы, я предполагала, что в Карпатах будет прохладней и на вершинах будет снег, но чтоб аж так…

Начало темнеть, все ускорили шаг. Вспомнила, что фонарик последний раз видела висящим под потолком палатки, и значит, он сейчас очень далеко и к нему не добраться. Вася ушел вперед разведывать местность. Какой-то бесконечный день, и этот снег везде…

Мы уже начали было переживать за Васю, как он обнаружился. Он обустраивал лагерь прямо возле дороги, на небольшом ровном участке, свободном от снега. Настелил всем лапника, разводил костер. Все очень устали и морально и физически, поэтому посиделок у костра не было, быстро поели и разошлись спать. Чтоб было проще оценить масштаб усталости, скажу, что это был единственный вечер без кальяна.

Блин, сейчас бы в горячую ванную, а потом в теплую постель. Мечты, мечты…

День третий (сушильно-многоэтажный)

Проснулась в шесть утра. Не пойми с чего, сработал дибильник на телефоне. Потом вспомнила, что телефон включила вчера (на вершине была связь), а будильник заводила позавчера, чтобы не проспать пересадку во Львове. Все еще спали, обычно подъем планировался на 8-9 утра, но после сложного дня решили устроить сегодня отсыпной. Кроме того надо было высушить обувь и выход из лагеря ориентировочно был назначен на 14:00.

Ну, раз уж проснулась, решила вставать, разводить костер и сушить обувь. Я и костер – это проблема. Отчаялась быстро, после второй попытки. Раз с костром не выходит, хоть дров натаскаю. Во время утреннего обследования местности обнаружила вырубку на склоне, прямо возле нашего лагеря. Стволы увезли, а спиленные ветки так и остались валяться. Там же насобирала сухой коры и решила снова наладить отношения с костром. Ну, моя третья попытка прожила минуты на две больше чем предыдущие и когда я поняла, что более крупные ветки все равно не успеют разгореться, проснулся Сережа. Он-то и спас мою третью попытку от неминуемого угасания. Он же, Сережа, организовал колья для сушения обуви. Лагерь потихонечку просыпался раньше запланированного времени, и вскоре мы уже пили чай и завтракали. Потом снова пили чай, болтали, следили за подсыхающей обувью.

Было тепло и уютно. Впереди на дороге был снег, как впрочем, и сзади, и идти туда не хотелось. Вася нас обнадеживал коротким переходом и крышей над головой в конце пути. Пообедали. Обувь таки подсохла и мы выдвинулись.

Переход действительно оказался коротким, но снежно-мокрым, ноги опять промокли, еще и дождик заморосил. Крыша над головой тоже была, так что Вася оказался самым честным из всех моих инструкторов.

Увидев сруб пограничников, Тарас сказал, что будет ночевать на чердаке. Я еще посмеялась над ним…

А зря. Теремок был переполнен и мы действительно разместились на чердаке.

Крыша над головой очень радовала, к тому же было пасмурно, а моя палатка – чудо китайской промышленности – боится дождя, и ветра она тоже боится, да и вообще она всего боится. И за нее (палатку) тоже все боялись 

Так, попивая чайчик (и не только), куря кальян и беседуя, мы свысока чердака наблюдали, как к стоянке подтягиваются туристы. Это была самая многолюдная стоянка в моей жизни.

День четвертый (душевный)

Спали долго, несколько групп уже покинули стоянку, когда мы проснулись. Позавтракали и выдвинулись. Топать было легко, хотя снег за ночь никуда не делся. Все оставшиеся продукты любезно экспроприировали мальчишки, так что рюкзак уже легкий, всего 13 кг (соседи взвесили). В принципе, я уже втянулась, и даже умудряюсь получать удовольствие от всего происходящего, но за душ – пойду на убийство, даже за деревянный, сельский душ, с прохладной водой. Опять мечты…

Топали долго, периодически убегая от дождя. Существенных подъемов не помню. Да и вообще, после пережитого во второй день теперь не знаю, какой подъем для меня будет существенным. Шли легко, наслаждаясь карпатскими пейзажами.

Как-то, во время остановки Вася обратил наше внимание на гору, окутанную жуткими серо-черными тучами – Поп-Иван Черногорский. К счастью, мы туда не пойдем. А вообще нам везло с погодой. По прогнозу дождь обещали чуть ли не каждый день, а по факту частенько было пасмурно, но мы не мокли. Вернее, мокли мы регулярно, но не от дождя.

На место стоянки пришли рано. Это была наша самая красивая стоянка (г. Стог, если не ошибаюсь). Уходящие вниз склоны были усыпаны фиолетово-белым бисером крокусов и подснежников.

Вдоволь нагулявшись, установили палатки, в елках. Развели костер. Посиделки у костра были долгими и веселыми. Димка назвал этот вечер самым душевным. Он прав, несмотря на поздний час расходиться по палаткам никто не хотел.

День пятый (18 км без снега)

Ночью был дождь. Утром тоже моросил дождь, но Сережа как-то умудрился развести костер. Дождь, видимо, испугался костра и убежал

Да и вообще, сегодня в конце пути у нас долгожданная населенка (с. Луги), так что дождь уже не пугал.

Чуть не забыла, после завтрака мы мыли посуду… ершиком для унитаза. Уж и не знаю, на что рассчитывали киевляне, беря эту очень нужную вещь в поход. Но, очевидно, унитаз они с собой прихватить забыли и в горах за прошедшие четыре дня унитазы нам почему-то не встречались. Так что, не сумев использовать ершик по назначению, ему нашли другое применение.

Шли долго, но легко. Подъемов практически не было, в основном спуски. Снега тоже практически не было (наконец-то), было болото, но не глобальное. Короче, было лайтово и красиво. Туман периодически скрывал от нас пейзажи, но это тоже было красиво. К тому же, мысли о нормальной постели, душе и магазине со всякими химическими вкусностями серьезно мотивировали. А потом было с. Луги. И магазин…

Снова пользоваться деньгами было не привычно.

Давно не пила такую вкусную колу…

После набега на магазин заселились в отель. Вот оно счастье – душ и кровать. Выкупавшись и протестировав кровать, я загрустила… а ведь это конец.

Ну, не совсем конец, был ужин и посиделки во дворе (уже за столом).

День шестой (слишком цивилизованный)

Утром за нами приехала маршрутка и после завтрака мы уехали.

Потом был Ивано-Франковск. Вася устроил нам экскурсию по городу с посещением Десятки (но это уже другая история, вкусная). В Ивано-Франковске как раз завершалось недельное гуляние по случаю дня города. Было очень людно, и мозг, отвыкший от такого количества внешних раздражителей, просто отказывался работать. Поэтому, кроме фестиваля кузнецов, никаких достопримечательностей я не запомнила, это жаль…

А потом был поезд Ивано-Франковск – Одесса.

Вывод

При написании отчета поняла, что этот жуткий второй день оказался самым ярким и запоминающимся

Всю дорогу ныла, что в Карпаты больше не ногой, тут везде этот снег, и вообще, Крым я люблю больше. Но, конечно же, я вернусь. Горы – это наркотик. Понимаешь, что тяжко, но все равно возвращаешься. Они притягивают тебя, снятся по ночам, манят головокружительной высотой и потрясающими видами… Да вы и сами знаете. А если не знаете, то не поймете, пока там не окажетесь.

Вещи, которых не доставало: солнцезащитные очки, нормальная палатка.

Вещь, которая не пригодилась: репеллент.

Благодарности

Лара, спасибо тебе за завтраки, ужины и бутерброды. Только ты добросовестно разделяла с Васей ответственность за полевую кухню.

Сережа, спасибо за разводимые тобою костры, ценные указания по просушке обуви и еще спасибо за невозмутимо-спокойный вид и богатый походный опыт, это придавало уверенности.

Женя разделил со мной звание «умудрившимся получить солнечные ожоги в снежном и пасмурном походе». Ну и, конечно же, твоя желтая панамка, на которую без улыбки глядеть не получалось, заслуживает отдельной благодарности.

Тарас, твоя безбашенность веселила и заряжала оптимизмом всю группу, за это тебе большое человеческое спасибо.

Димасик, спасибо тебе за наш душевный арьергард.

Да… киевское трио – это нечто.

Аннушке спасибо за удачно выбранный маршрут, за разговоры в палатке и за то, что грела меня холодными карпатскими ночами.

Вася, тебе спасибо за места наших стоянок, чаи-кофеи, беседы о том и сем, за много литров воды, которые ты перетаскал, чтоб твои подопечные не мочили ноги и т.д. и т.п… В общем, спасибо большое за то, что заботился и переживал за нас. Отдельное спасибо за Ивано-Франковск.

Всем спасибо за фото и видео, и за эти потрясающие шесть дней.