Отчет о походе по Румынским Карпатам. Роднянские Альпы.

За все то время, что я хожу по Карпатам, мне казалось, что меня трудно чем то удивить. В многочисленных походах по Мармарошу, Черногоре или Чивчинских горах, меня постоянно манили высокие горы, которые возвышались на юге, в Румынии. Мало кто из карпатских туристов знает, что это самый высокий горный массив Восточных Карпат — Родна, или Роднянские Альпы (Munti Rodnei).

Долгое время вынашивались планы, и вот, наконец, свершилось! Много желающих не нашлось. Нас должно было бить трое, но Иру в последний момент не отпустили с работы. Поэтому поехали только я и Юра Самошин — замечательный человек, с которым было очень приятно бродить по цветущим полонинам Родны.

14.06.13. Начало похода. Дорога в Румынию

С Ивано-Франковска на маршрутном автобусе мы стартовали в Солотвино, что на Закарпатье. Там действует таможенный переход в Румынский город Марамарош Сигет. Из-за отечественных дорог автобус ехал по маршруту на полтора часа дольше, что грозило нам не успеть на рейсовый автобус в Румынии. На украинской таможне нас встретили две веселые женщины пограничники в новой форме. Таможню, прошли быстро и без каких либо осмотров вещей.

Как только перешли мост через Тису, сразу попали в другой мир. Румынский Сигет очень сильно отличается от Солотвино, или Слатины как еще говорят румыны. Это настоящий город, с хоровыми дорогами и человеческими тротуарами, банками, кафешками и рейсовыми автобусами. Причем сам городок не большой по населению. Туристы с рюкзаками здесь редкие гости, и мы постоянно ловили на себе удивленные взгляды.

По времени мы уже не успевали на последний автобус в Боршу. Потеряв надежду мы медленно шли в сторону автовокзала, которых в Сигете несколько. И вдруг прямо на пешеходном переходе к нам подъезжает наш автобус. Вот так удача. Едва втиснулись в него с рюкзаками, но через несколько минут уже сидели и всматривались в окна.

Автобус поехал вдоль украинской границы, через этнически гуцульские села. Все Мармарошские горы заселены именно гуцулами, и до второй мировой войны не были разделены. Сейчас, к сожалению, большая часть Мармароша, вместе с большим количеством гуцул оказались на территории Румынии. Не смотря на не желание румынских властей поддерживать национальные меньшинства, гуцульская община все еще не ассимилирована. Люди разговаривают на украинском языке (гуцульский диалект конечно), названия населенных пунктов дублируются двумя языками (например, Rona de Sus — Рона Вышня, Valea Viseului — Вышивська Поляна, Poienile de Sub Munte — Руська Поляна). В селах отлично сохранились старые деревянные церкви, построенные в готическом стиле. На Закарпатье тоже есть несколько таких церквей. Довольно таки необычное зрелище — чувствуется дух Трансильвании.

Отчет о походе по Румынским Карпатам

Дорога в Боршу заняла 2 часа, так что на маршрут мы вышли около 7 вечера. Борша, маленький, но очень атмосферный городок, чем-то похож на Закарпатские городишки. Над Боршей грозно возвышается Петросул (2303 м) — высочайшая вершина Восточных Карпат. Его здесь видно отовсюду.

Итак, собственно начался наш поход по румынским Карпатам. Маркированная тропа, что ведет на Петросул, начинается не далеко от автобусной остановки, за многоэтажным госпиталем. Дорога идет все время вверх. Вечер видался солнечным и в воздухе витал неповторимый аромат Карпат. Кто бывал в походе по Карпатам, меня поймет.

Поднявшись немного выше, мы увидели Мармарош. Как же было необычно смотреть на знакомые очертания гор с другой стороны. Прямо перед нами высилась Торояга и Цярканул, вдали просматривался Петросул Бардау.

Покинувши Боршу, мы остановились на ночевку возле маленького ручейка. На Юге видна была каменная громада Петросула, которую вскоре затянуло туманом. Начался дождь, но мы уже комфортно обосновались в палатке и уснули очень крепким сном.

15.06.13. В ледниковом каре под Петросулом.

С утра нас ждала отличная погода. Светило солнышко и предвещало отличный день. Так оно и было. Позавтракав мы продолжили восхождение в ледниковый кар под Петросулом.

Интересно то, что хотя мы находились в биосферном заповеднике, с нас никто не взимал плату за вход или за ночевку в палатках. Таким образом ситуация с заповедниками тут такая же как в Украине — делай что хочешь. Но мусора на маршруте было не так, то много, все тропы хорошо промаркированы, так что ходить там очень комфортно.

Из-за того что нас было только двое, шли мы очень быстро и делали мало привалов. Таким образом, скорость нашего передвижения, была намного выше, чем скорость большой группы с людьми разной подготовки и физического состояния. Как результат — в 12 часов дня мы уже набрали необходимую высоту, и дошли до озера Езеро (lacul Iezer). Оставалось еще много времени, но мы решили не спешить и сделать себе полу-дневку.

Отчет о походе по Румынским Карпатам

Возле озера находиться местная метеостанция — аналог нашей Пожежевской, что на Черногоре, только сразу заметно что финансирование здесь намного больше. Пообедав, мы целый день наслаждались прекрасными видами ледникового цирка. Как не странно здесь получилось поймать телефоном целых три украинских оператора мобильной связи, но они нормально не работали.

Под вечер я решил немного прогуляться и поднялся на один из бортов цирка. Вид там открывался просто изумительный. Внизу раскинулась Борша с соседними поселками, а на горизонте был виден весь Мармарош и проглядывались очертания даже Черногорского хребта.

Все склоны покрывал красный ковер цветов рододендрона или как его еще называют в Украине — «червона рута». Весь хребет на протяжении всего похода по Родне был покрыт этими красивейшими цветами. Кстати этот цветок изображен на эмблеме Роднянского заповедника.

Какой восторг ощутил я, когда на склоне увидел 3-х диких козлов. В Украинских Карпатах эти животные, к сожалению не сохранились. А здесь они мирно сосуществуют с пастухами и тысячами овец пасущихся на полонинах Роднянских гор.

Хотя солнце уже котилось к закату, я не смог устоять перед искушением и все-таки поднялся на вершину Петросула. Родну затягивали тучи, но я все равно смог ощутить масштаб и всю грандиозность этого хребта. На вершине стоит маленький каменный домик, где при необходимости можно спрятаться от непогоды.

По крутому серпантину я спустился обратно к озеру, где меня ждал Юра, и мы занялись приготовлением ужина.

16.06.13. Высочайшая вершина Восточных Карпат.

Сегодня мы уже ощутили результаты того, что забыли взять солнцезащитный крем. Погода была солнечной, и мы начали медленно готовится как в микроволновке. Достаточно быстро взбежали по серпантину через снежники на вершину Петросула. На горизонте ни одной серьезной тучки — погода шепчет. Весь Роднянский хребет как на ладони. Наконец-то смог разглядеть на горизонте Феркеу и Поп-Иван Мармарошский. Именно оттуда Петросул очень хорошо виден из Украины.

Каким сюрпризом для нас было обнаружить на вершине брошенную упаковку от украинских семечек. Мда, вот вам и репутация…

Протяжность всего хребта Родна — 45 км, практически такой же как длина Черногорского хребта. Но масштабы и высоты здесь значительно больше. На противоположном конце хребта, вдали виднеется Инеу, вторая по высоте здешняя вершина.

Несколько следующих вершин выше 2 тис. метров мы миновали траверсами. Вообще тропы здесь проложены очень удобно, и позволяют практически не набирать лишних высот. По крайней мере, на первой половине хребта 🙂

родна, румыния, карпаты, поход

Цветы рододендрона на хребте

Сегодня мы опять побили все рекорды скорости, и пришли к нашему лагерю на склонах горы Кормайя уже к 15:00. Местечко для лагеря здесь очень удобное, обозначено специальной табличкой и нанесено на карту. Рядом протекает чистый ручей. Отсюда открываются отличные виды на гору Пуздреле и Лаптелуи.

После обеда, остаток дня мы беззаботно отдыхали, а Юра построил каменный Стоунхендж. Таким образом, у нас снова получилась отличная полу-дневка. Под вечер мы устали отдыхать и для того чтоб хорошо спать сходили еще прогуляться к ближайшему перевалу.

17.06.03. Поход к горе Кайлор.

Утром нас разбудило безжалостное солнце, что уперлось в палатку и превратило ее в настоящую духовку. Путь нас ждал примерно такой же как вчера, поэтому мы не особо спешили выходить. Вскоре мы подошли к Негоясу Маре, где встретили несколько пастухов с большой отарой. У меня на протяжении похода по Родне сложилось впечатление, будто на одном этом хребте, овец больше чем во всех Украинских Карпатах.

кайлор, поход, румыния, карпаты, родна

Дальше мы обогнули траверсом Пуздрелор и преодолели несколько приличных снежников. Скоро мы оказались у вершины горы Кормайя. Здесь есть удобное место для стоянки и несколько очень живописных озер. Разбив лагерь, мы еще долго любовались закатом солнца над Мармарошскими горами.

18.06.2013. Вершина Инеу и спуск в долину реки Путрада.

Поскольку мы очень быстро продвигались по маршруту, было решено сделать 2-х дневную программу за один день. Вышли немного пораньше, чем обычно и начали поход к вершине Гаргалау (2159 м). Здесь встретили группу поляков. В Роднянских Альпах на удивление оказалось очень мало туристов. Румыны видимо предпочитают походы по Южным Карпатам.

Дальше главный хребет Родны становится узким и в одну сторону круто обрывается в ледниковый цирк. Здесь иногда приходилось полазить по камушкам. На Инеу решили подниматься без рюкзаков и спрятали их в зарослях рододендрона.

Инеу, вторая по высоте гора на РоднеИнеу, вторая по высоте гора на Родне

Подъем на гору не сложный и не занимает много времени. С вершины посмотрели на озера Лала Мик и Лала Маре, а также окинули взглядом всю Родну. На склонах зависла небольшая туча, которая впервые за все дни хоть немного, защитила нас от жгучего солнца.

Вернувшись к рюкзакам, продолжили поход и спустились к озеру Ла Тау где отлично искупались. Солнце начинало садится, когда мы спустились в долину реки Путрада и поставили лагерь в лесу.

19.06.2013. Поход к водопаду Кайлор

Погода испортилась, и сегодня нам пришлось немного намокнуть под проливным Карпатским дождем. Но это длилось не долго. Наш путь лежал вниз, поэтому идти было легко. Вскоре мы достигли слияния Путрады и Бистриционеры и пошли вверх к полонине Стиол.

На Стиоле стоит кабана (приют) и пасется много лошадей. Сюда можно заехать на машине, поэтому местечко довольно посещаемо туристами. Где-то здесь находится также вход в пещеру Ла Гавор.

По крутому ущелью мы спустились к водопаду Кайлор. Это один из высочайших водопадов в Восточных Карпатах, эго высота около 150 метров. Возле водопада удобная стоянка. К сожалению, на противоположном склоне долины вырубили лес, и это смотрится не очень. Но вообще местечко очень приятное.

20.06.2013. Завершение похода по Румынским Карпатам

Так незаметно пробежал этот замечательный поход. Родна оставила массу приятных воспоминаний. Настоящие ценители Карпат обязательно оставят свое сердце здесь

Для того чтоб без задержек добраться домой мы вышли пораньше и вскоре уже были в курортном поселке Стационе Борша. Очень милое местечко, спокойное, с множеством красивых пансионатов, канатной дорогой и старой деревянной церковью. На остановке мы сразу поймали автобус к Борше, а оттуда добрались в Сегет.

Так завершился наш поход по Родне, и я надеюсь еще много раз побывать в этих удивительных горах.