Поход по зимнему Мармарошу

Только вернувшись из Новогоднего похода по Гринявах, мне предстояло, через день, отправиться в следующую поездку — на Мармарош. Целый день кропотливых сборов, организационных вопросов — и вот я на вокзале встречаю группу.

Поезд прибыл вовремя, ребят я узнал сразу по наличию рюкзаков, отсутствию лыж и сноубордов. После краткого знакомства стало ясно, что у нас проблемы с обратными билетами. Оказывается, Андрей и Марина проспали, и догоняли поезд — 400 км на своем авто!!! На что только люди не способны, чтобы выбраться в горы. Соответственно в спешке распечатать обратные билеты на фирменных бланках РЖД они не успели, а без билетов на поезд просто не пустят. Было решено попросить друзей в Москве передать билеты проводником.

На такой ноте мы погрузились в автобус и двинулись в Центр Европы — в село Деловое, где начинался наш поход. Пока получал разрешение у пограничников, все ушли на обед в местное кафе. Поскольку было только 14.30 на наших часах, я решил сделать сегодня программу максимум, и прийти сразу с Делового к полонине Берлебаш, пропустив ночлег в окрестностях Делового, и выиграть этим дополнительный день для восхождения на Поп-Иван Мармарошский. Мало ли какие капризы погоды нас ждут.

Водитель автобуса подвез нас еще по грунтовой дороге километров 5, а дальше мы уже начали месить снег сами. В общем, чтобы подняться на полонину Берлебаш, нужно было набрать 950 метров высоты — довольно тяжело для первого дня. Однако все хорошо выспались в поезде (кроме Андрея, который 400 км ехал на машине) и довольно быстро акклиматизировались. Подъем занял у нас 8 часов. Из которых реально шли мы 4 часа, и еще 4 отдыхали на привалах. Идти пришлось с фонариками, ночью. В лучах света снег переливался изумрудными вспышками. На горы спустился туман, было как-то нереально наблюдать за огоньками наших фонариков на склонах гор.

Наконец мы добрались до хижины в долине, она оказалась пустой. Дрова были заготовлены, однако сыроваты. Разведя огонь в печи, начали обустраиваться и обживаться в домике. Поужинали, а потом заснули очень глубоким сном.

Проснулись в 9 утра и неспешно начали готовить завтрак. На дворе падал снег. В хижине мы нашли остатки провианта предыдущей группы «Карпатских путешественников», которые праздновали здесь Новый Год. Вообще хотелось поблагодарить их за протоптанные тропы, которые хотя и были присыпаны снегом, но уже не проваливались и были достаточно комфортными для переходов.

Сегодня предстоял тренировочный выход на гору Берлебашка. К сожалению хорошей видимости не было, однако зимний карпатский лес радовал глаз невероятной красотой. На склонах Берлебашки было немало снега. Подъем был тяжелым, но мы справились довольно быстро. На вершине дул сильный ветер. Стихия демонстрировала всю свою силу. Минута на фото, и мы уже спускаемся к спасительной безветренной границе леса. Здесь устроили маленький перекус и отдых. Вскоре мы уже снова были в уютной хижине, на улице стемнело. Долгими зимними вечерами приходилось бороться с печкой, которая постоянно дымила и устраивала диверсии.

На следующий день нас ждало восхождение на Поп-Иван Мармарошский, поэтому проснулись мы «рано утром», и уже в 10 часов вышли на маршрут 🙂 Облака были только на самых высоких вершинах и нам открылись невероятные пейзажи Мармарошских гор. К счастью перед нами прошла какая-то группа, которая протоптала всю дорогу на полонину Лысычя, этим сэкономив наши силы и время. На полонине перекусили и отдохнули в уютной хижине. Утеплившись, отправились на штурм вершины. Снег на гребне под Попом-Иваном был не глубоким, поэтому передвигались довольно быстро. Также подниматься мотивировали прекрасные пейзажи Румынского Мармароша, в том числе горы Феркеу — самой высокой точки Мармарошских гор.

К сожалению, на вершине видимости не было совсем, и нам не удалось увидеть красоты и величия зимнего похода на Мармарош — глубоких ледниковых долин и вертикальных скал Поп-Ивана. Ветер оказался очень слабым. На вершине была построена ветрозащитная стенка из снежных блоков. Очевидно, кто-то очень отважный попытался заночевать здесь недавно. Поздравив друг друга с восхождением, мы начали спускаться. Довольно быстро вернулись к нашей хижине.

Сегодня печка совсем отказалась гореть. Несколько часов подряд мы боролись с ней, и все же отвоевали свой горячий ужин. Вечером оказалось, что решить проблему с билетами дистанционно так и не удалось, поэтому было решено сдать билеты и добираться автобусом до Киева, а оттуда уже по обстоятельствам.

Проснулись в 6 утра. Приготовили чай на сухом топливе, которое взял с собой Сергей, убрались за собой в избушке, и отправились вниз. На дворе стояли настоящие Рождественские морозы, традиционно сыпал снег. Спуск в Костыливку каньоном Великого Берлебаша был удивительно скользким. Вся дорога была покрыта льдом, присыпанным 30 сантиметровым одеялом снега. Здесь нам на помощь снова пришли следы, оставленные предыдущей группой.

В 12 часов мы уже садились в автобус до Ивано-Франковска. Поход прошел как-то очень быстро. Компания собралась удивительная, интересная, веселая и интеллигентная. Очень благодарен участникам похода за отличную компанию. Это было незабываемо. Далее нас ждали еще приключения в Ивано-Франковске, но на этом наш поход был завершен. До новых встреч в горах!