Терскей Ала-Тоо, или у природы нет плохой погоды

Итак, этот день настал! Все началось со встречи с инструктором, которого зовут Юрий Клымпотюк. Из аэропорта города Алма-Аты (Казахстан), где начинается этот поход по Тянь-Шанюнас забрал водитель, с которым заранее было договорено о трансфере на маршруте. Закинув рюкзаки в машину, мы уехали в магазин за продуктами. Покупали все нужные вещи вместе, поэтому много времени нам не понадобилось и мы успели еще покушать в местном бистро Каганат и посмотреть Центральную мечеть.

От себя хочу добавить, что город Алма-Аты очень красивый и зеленый. Там много парков и достопримечательностей, например, Кок Тьобе. Это своего рода городской символ, а именно гора, с высоты которой открывается вид на горы и сам город. Туда можно пройтись пешком или на подьемнике.

После короткой прогулки мы загрузились в автобус и уехали смотреть каньйон Чарын. Он находися в Казахстане на берегу реки Чарын. Всем нам очень понравилась эта мини версия Гранд Каньйона, хотя Чарын не такой уж и маленький: его протяженность составляет 154 км, а возраст каньйона — 12 миллионов лет.

Почти весь день был потрачен на сборы и переезды, поэтому мы решили заночевать в устье реки уже в палатках и с комарами 😉

День 2. Каракол, ущельеАлтын-Арашан

Утром собрали вещи и уехали наконец-то в Киргизию. За окном машины неизменно виднелись горы и бескрайняя степь. В первом же магазине у дороги водитель посоветовал нам нам купить крут — сырные солёные шарики и кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Ближе к обеду мы прибыли в Каракол, прогулялись и пошли за местными вкусностями в кафе. Кухня в Казахстане и в Киргизии похожая, мы заказали бешбармак (лапша вместе с бульйоном и бараниной), манты (те же пельмени), тушеное мясо, рыбу и чай с молоком, который там пьют в неограниченом количестве.

Хорошо отдохнув, мы встретили наших казахских друзей и уже в полном составе, а именно: гид и 10 участников. Поехали в поселок Теплоключенка, где начиналась пешая часть похода.

Мы распрощались с водителем и, закинув рюкзаки в другую машину, ушли на легке к ущелью Алтын-Арашан или, по-русски, Золотой источник.

За несколько часов дошли до стоянки, где нам предложили переночевать в юрте и искупаться в лечебных горячих источниках. Мы, конечно же, не отказались 😉

День 3. Лес Киргизии

Ночью начался сильный дождь, который преследовал нас на протяжении всего похода, но об этом позже 😉

Утро выдалось сырое и холодное, но идти надо, ведь нас ждал долгий и изнурительный подъем.

Нереальная красота гор согревала душу и мне даже не верилось сначала, что это Тянь-Шань (в переводе с китайского -Небесные горы), потому что в низине горы очень напоминают украинские Карпаты, но выше почва становиться каменистой и практически голой, дует ветер и мерзнут руки.

Вечером поставили лагерь на берегу реки. Очень необычно и приятно засыпать под такой шум, но спать все же холодно. Обязательно возьмите в этот поход термобелье, надежный спальник и тёплую курточку.

День 4. Перевал Ала-Кель, озеро Пестрое

В связи с не очень благоприятными погодными условиями мы ложились спать в 9 вечера, зато просыпались почти всегда в 6 утра. Вот так же и сегодня: проснулись, быстро запихали вещи в рюкзаки и пошли на перевал Ала-Кёль. Подьём тяжелый и состоит из сыпухи, здесь главное — не остонавливаться, иначе начинаешь сьезжать вниз.

С перевала открывается ошеломляющий вид на одноименное озеро Ала-Кёль и заснеженные вершины. Ала-Кёль на русском обозначает Пестрое озеро, и это действительно так. Его воды могуть менять цвет, оно холодное и очень чистое.

Все преодолели перевал, но находиться долго на вершине не было возможности, дул сильный ветер. Несмотря ни на что, мы сделали много красивых фотографий и пошли вниз к озеру, где нас застал град.

Быстро пообедали и начали спускаться в ущелье Каракол, где очень, ну очень много камней, что также мне напоминает украинские Карпаты, а именно Горганы.

В этот раз ночевали в лесу, но, как всегда, падал дождь и мы остались без костра 😉

День 5. Дорога до перевала Телеты

Сегодня практически целый день мы шли по лесу. После дождя все тропы размыло и камни стали скользкими. Здесь однозначно не обойтись без треккинговых палок, чтобы на попе не проехаться 😉

Перейдя мост через реку, мы вынуждены были сделать привал, чтобы хоть как-то переждать дождь.

Позже пошли на подъём, разбили лагерь у реки и вечером пели песни. Маршрут по Терскей Ала-Тоо (из киргизского Пегие горы) проложен так, что ты постоянно видишь речку, и нам неоднократно приходилось переходить эти реки вброд или по камням.

Но дождь настиг нас и здесь. Он падал каждый день раз пять и ночью. Мы даже привыкли к нему и грустили, когда он не шёл 😉

День 6. Ледник Каракола

По плану сегодня мы должны были покорить Восточную Телеты, но подьём выдался тяжёлым и мы, оставив рюкзаки на поляне, пошли в радиалку к леднику, чтобы посмотреть на пик Каракол вблизи.

Но к нему тоже нужно дойти или долезть 😉 Мы дошли и долезли, зато смогли насладиться неземной красотой ледника. Ну а сам пик Каракол (5281м) возвышается над долиной, словно оберегая её.

Пока возвращались назад к рюкзакам — начался дождь. Переждав его и пообедав под каменным навесом, мы решили спуститься обратно вниз.

И…О чудо! Вечером на стоянке дождь почему-то больше не падал и нам удалось целый часик погреться и посидеть у костра.

День 7. Западная Телеты

С новыми силами мы решили все -таки покорить Телеты, но не Восточную, а Западную (3760 м). Ведь добраться до цивилизации как-то надо 😉

Нас ждал долгий подъём и такой же спуск. Но на перевал Телеты выйти было даже проще, чем на Ала-Кёль, если бы не снег на вершине. Ну а на спуске нас догнал не просто дождь, а гроза. Это был предел наших мечтаний!

Быстро поставили палатки и без ужина легли спать и ждать утра. Утром тепло и даже выходит солнце. 😉

День 8. Джеты-Огуз

Жаль, но этот день стал последним в пешей программе тура. Пока сияло солнце, мы просушились и побежали вниз, в ущелье Джеты-Огуз.

И что же? Внизу было жарко, паслись коровы и летали бабочки.

Чтобы не терять время напрасно, мы пошли любоваться водопадом, а некоторые уехали кататься на лошадях.

Позже приехал наш водитель Максат и пригласил нас всех к себе в гости. Он с женой живет в маленьком поселке почти на берегу озера Иссык-Куль.

По пути мы еще полюбовались красными скалами: Разбитым Сердцем и Скалами Семи Быков, откуда и название поселка и долины Джеты-Огуз.

Подкрепившись в Караколе, поздно вечером мы добрались до дома водителя, где нас встретила хозяйка Жулдыз.

У казахов и у киргизов каждое имя что-то обозначает. Вот, например, Жулдыз — это звезда, Максат — цель.

Если кратко, то гостеприимство киргизов зашкаливает. И как необыкновенно приятно спать в теплой постели… Правда, там нет кроватей, на пол просто ложат удобные матрасы и одеяла.

День 9. Иссык-Куль

Утром на кухне нас ожидал завтрак. Хлеб, мёд, джем, масло, много чая и кофе. У киргизов процесс чаепития может длиться вечно 😉

Но надо спешить на Иссык-Куль, илиГорячее озеро. Именно поэтому вода в озере никогда не замерзает.

Большую часть дня мы купались и валялись под зонтиком, ели манты и просто наслаждались этим прекрасным чувством покоя 😉

Вечером мы перебрались на другой пляж, где устроили пир на весь мир. Жулдыз приготовила дымлама (тушеный картофель с овощами и мясом) и, усевшись на покрывала, мы целый вечер беседовали и любовались озером.

День 10. Иссык-Куль и Бостери

Этот день мы решили разбавить экскурсиями и уехали в поселок Бостери кататься на колесе обозрения и купить магнитики.

После обязательного ритуала поедания местных блюд, мы уехали в Чолпон-Ата, где находится Рух Ордо — выставочный этно-религиозный комплекс. Узнали много интересного от экскурсовода и уехали назад в дом к водителю есть шашлыки из баранины 😉

Это ж последний день, нужно его отметить. 😉 Отметили, хорошо посидели в дворике, но ох уж этот дождь…Пришлось прятаться в дом.

День 11

День переезда в Казахстан начался, как положено, с чаепития и купания в озере.

После сборов мы отправились в музей известного путешественника и исследователя Н. М. Пржевальского, где за отдельную плату нам провели экскурсию.

Покушав напоследок в Караколе, мы уехали на границу.

Только под вечер приехали в Алма-Аты, где начался сильный ливень. Решил с нами попрощаться. 😉

И здесь, в аэропорту, где мы познакомились, судьба обратно развела нас в разные концы мира!

Но, может быть, мы еще встретимся?! 😉