Отчет о пешем походе в Патагонии

На Земном шаре есть одно совершенно потрясающее и уникальное место – это Патагония. В этом отчете я хочу рассказать о первом поездке карпатских путешественников на край Земли, в страну гуанако, пингвинов и огромных ледников.

01.12.2014. Встреча в Буэнос-Айресе

В Буэнос-Айресе есть 2 аэропорта — один в черте города, а второй – большой международный, далеко за его пределами. Мне посчастливилось прибыть в аэропорт Нюрбери, что в самом городе. Самолет, заходя на посадку, пролетает над всем городом — первая обзорная экскурсия.

Буэнос- Айрес — огромный мегаполис, совсем не похож на города севера Латинской Америки. Здесь все очень по-западному. Чувствуется огромный контраст с городами Перу и Боливии. Поменяв несколько долларов в аэропорту на аргентинские песо, на общественном транспорте добрался в центр города, на улицу 9 Июля.

Здесь, недалеко от Обелиска — символа Буэнос-Айреса у нас был забронирован хостел, где должны встретиться все участники треккинга в Патагонии . Наша группа насчитывала 7 человек вместе со мной. Четверо девчонок из России — Оля и Таня — ветеринары из Москвы, а также эколог — Катя москвичка, а также Настя из Санкт-Петербурга, род занятий которой так и остался тайной покрытым мраком. Тоня и Рома из Киева — мои давние знакомые, что идут со мной в горы уже не первый раз.

Собрались мы достаточно оперативно, но к сожалению, у Тони и Ромы пропал багаж, что сулило нам неприятные изменения в планах. Немножко отдохнувши после перелета, мы пошли смотреть город, предварительно поменяв деньги по черному курсу.

В первую очередь мы отправились на центральную площадь города, где находится театр, а также главные административные учреждения. Монументальные сооружения сразу давали понять, что мы в столице.

Далее мы посетили район Ла Бока – место, где возник знаменитый танец танго. Разместился он в бедных кварталах города, поэтому находиться там не совсем безопасно, хотя мы и добрались туда пешком из Микроцентра.

В Ла Боке всего две улочки с разноцветными фасадами домов, многочисленными сувенирными лавками (самыми дешевыми в Аргентине по нашим наблюдениям) ну и конечно же ресторанчиками, где танцуют танго. Этот танец в исполнении местных и очень темпераментных танцоров просто великолепен.

Примерно в 7 вечера уличные торговцы начали поспешно закрывать лавки, и уже через пол часа ничего не работало. Очень странно для туристического места. Вскоре к нам подошла местная женщина и сказала, что нам не стоит больше здесь находиться, так как вечером здесь опасно. Мы решили не испытывать судьбу и отправились обратно в центр города.

Когда уже стемнело, мы продолжили гулять по набережной и бизнес-центру города. Вечерний город был очень загадочен и красив. Вскоре отправились обратно в хостел и попробовали уснуть. Среди ночи были доставлены рюкзаки Тони и Ромы, так что завтра мы спокойно могли лететь в Патагонию.

02.12.2014. Эль-Чалтен и начало треккинга к Фиц Рою

Утром на двух такси добрались до международного аэропорта Министро Писторини и вылетели аргентинскими авиалиниями в столицу Патагонии — Эль Калафате. Этот не большой туристический городок стоит на берегу огромного ледникового озера Архентинио.

В городе быстро нашли хостел, в котором будем останавливаться после треккинга к Фиц Рою и оставили там на сбережение не нужные в горах вещи. До отправки последнего автобуса в Эль Чалтен оставалось пол часа, но мы героически успели закупить весь необходимый провиант для первой части похода по Патагонии и успели на автобус.

Перед тем как высадить пассажиров в Эль-Чалтене, автобус заезжает в офис национального парка Лос Глясьерос, где все туристы проходят инструктаж по правилам поведения в парке, а также получают карту пешеходных маршрутов в Лос Глясьерос. Вход в парк абсолютно бесплатный, как и кемпинги для ночевок. Главное требование к посетителям — не оставлять в парке никакого мусора и уважать природу. Здесь запрещено разводить костры, можно пользоваться только газовыми горелками. Очень хочется, чтоб и наши нац. парки когда-нибудь были также организованы, как Лос Глясьерос.

В Эль-Чалтене полно магазинов с туристическим снаряжением, отелей на любой кошелек, кемпингов и прочей инфраструктуры для качественного треккинга. Пообедав в одном из ресторанчиков, мы начали наш поход к Фиц Рою. С погодой нам пока везло — над городом во всей красе возвышался его величество Фиц Рой. Невероятной красоты гора, несомненно одна из красивейших в мире.

Нам предстояло до конца дня пройти 4 км к озеру Капри (Lago Capri) и остановиться в кемпинге на берегу озера. Хорошо натоптанная тропа поднималась сразу за городом и вела через диковинный для нас лес из нотофагуса берёзового (Notofagus betuloides). Эти деревья сопровождали нас на всем протяжении маршрута, от Фиц Роя до Огненной Земли.

Вскоре пришли к невероятно красивому озеру, с растущими на берегах деревьями похожими на бонсай. Сильные ветра, что дуют повсеместно в Патагонии, создают очень оригинальные формы деревьев. Кстати, лес здесь единственная защита от постоянного ветра, что неистово дует и норовит сбить путешественников с ног. За время похода мы привыкли к ветрам и уже не представляли себе другой погоды.

В кемпинге кроме нас почти никого не было. Справившись с ужином, мы пили горячий час на берегу озера и любовались Фиц Роем, не веря своим глазам.

03.12.2014. Поход к Фиц Рою и леднику Piedras Blancas.

Погода нас баловала, светило солнышко, было тепло и комфортно. Быстро собрали лагерь, позавтракали и пошли к кемпингу Поинсенот (Poincsnot). Расстояние небольшое, около 4 км по практически ровной местности. Вокруг невероятная красота. Маленькие озера, экзотический лес, заснеженные пики гор.

В Поинсеноте ставим палатки, оставляем все наше добро и уходим с легкими штурмовыми рюкзаками к подножью Фиц Роя. Путь наверх не долгий, подъем достаточно крутой. По дороге нам встретилось несколько кондоров, что кружили высоко в небе.

Меньше чем за час поднялись к озеру Lago de los Torres, что у подножия самого Фиц Роя. Смотря на эту исполинскую каменную башню, просто не укладывается в голове, как альпинисты взбираются на саму вершину. Кроме вертикальных стен нужно еще учитывать скорость и силу здешних ветров, а также нестабильность погоды.

Наверху собралось много народу, но это не создавало дискомфорта, так как было где рассредоточиться. Озеро Lago de los Torres впадало в озеро Lago Sucia, что находилось значительно ниже первого. Цвет обоих озер поражал яркостью и какой-то не природностью оттенка. Сложно было поверить глазам. Вокруг Фиц Роя лежали ледники, что делали его еще неприступней.

Не знаю, сколько времени мы бы провели, любуясь этой вершиной, если бы не сильный ветер, что буквально сдул нас обратно вниз. Спустившись к берегам реки Rio Blanco, пошли вниз по ее течению к леднику Piedras Blancas.

Здесь было намного меньше людей, и тропа была не так комфортна. По пути встретили интересных водоплавающих птиц, совсем не пугливых. Вскоре вышли к ледниковой морене и по огромным валунам вскарабкались на нее. За мореной лежало большое озеро, в которое впадал ледник.

Даже отсюда было видно вершину Фиц Роя, которая будто бы нависала над нами. Цвет ледника был изумительного голубого оттенка. Немного полюбовавшись величием Патагонии, мы решили возвращаться в лагерь.

Даже возле кемпинга было на что посмотреть. Песчаные дюны, на которых рос причудливый лес, раздуло сильными патагонскими ветрами и полностью оголило корни деревьев. Такой весящий в воздухе лес — очень необычное зрелище.

04.12.2014. Треккинг к Сьерра Торе

Сегодня погода решила нас не баловать. С самого утра моросил дождь и дул привычный уже сильный ветер. Собравшись под дождем, вышли на маршрут. Тропа шла по практически ровному плато вдоль двух вытянутых озер Madre и Hija и дальше через древний лес и спускалась в долину реки Фиц Рой.

Повернули вверх по течению и, миновав болотистую местность с мертвым лесом, добрались до сегодняшней нашей цели — кемпингу Agostini. Поставили палатки и пошли к озеру Lago Torre. К сожалению, облака были очень низкими и вершина Сьерра Торе была не видна.

Но, нашему взору открылся гигантский ледник Grande Torre, что сползал в озеро. По воде плавали айсберги, отколовшиеся в процессе таяния ледника. Из-за плохой видимости принимаем решение не идти к смотровой площадке Mirador Maestri, так как ничего не видно.

Провели чудный вечер в кемпинге, общаясь и наблюдая за птицами каракара, что привыкли к людям и совсем нас не боялись.

05.12.2014. Долгий путь в Эль-Калафате

Просыпаемся пораньше, чтобы вовремя прийти в Эль Чалтен и успеть на автобус до Эль-Калафате. Погода немножко наладилась, но Сьерра Торе так и не показалась нам. Спускаемся по той же тропе, что вчера поднимались и дальше вниз по направлению к городу.

Людей на тропе сегодня еще больше, в основном те, кто на легке идет из Чалтена к многочисленным мирадорам.

Добравшись до города покупаем билеты на автобус и, имея еще время в запасе, идем праздновать завершение трека к Фиц Рою в местный паб. Пробуем знаменитые на весь мир аргентинские стейки и познаем нирвану.

После прибытия в Калафате, размещаемся в хостеле и гуляем по вечернему городу. Глаза разбегаются от сувенирных лавок и колоритных ресторанчиков. Везде продают калабасы — кружки из тыквы, из которых пьют мате.

Как приятно попасть в цивилизацию и немножко отдохнуть перед походом по Торрес дель Пайне.

06.12.2014. Ледник Перито Морено.

Еще один день релакса — сегодня едем осматривать один из самых больших ледников Патагонии — Перито Морено. Билеты можно приобрести прямо на автовокзале в Чалтене, но только в оба конца, стоимость проезда 305 песо.

Дорога занимает около часа. За окном суровые патагонские пейзажи — бескрайние просторы пампасы, огромные озера с бирюзовой водой и заснеженные пики на горизонте. Время от времени по пути нам попадались гуанако — местные ламы.

Вход к леднику Перито Морено стоит 215 песо. Автобус привозит посетителей прямо к леднику. Он, поистине, исполинских размеров, толщина льда около 50 м. Протяжённость ледника несколько десятков километров, так что льды просто уходят и растворяются на горизонте.

Инфраструктура для осмотра ледника организована на высшем уровне. Вдоль всего берега проложены пандусы с удобными ступеньками и лавочками. Посетители вообще не ходят по земле, оставляя при этом растительность в первозданном виде.

Гулять по смотровым дорожкам можно до бесконечности. Место очень красивое. На протяжении дня освещение изменяется, и ледник приобретает ярко-голубой цвет, особенно в расщелинах.

Во второй половине дня ледник прогревается и от него начинают откалываться огромные куски льда и с грохотом падают в воду. Вокруг слышно рокот обвалов, количество дрейфующих айсбергов возрастает.

Вернувшись в Эль Калафате, провели вечер в закупке продуктов для треккинга в Чили и охотой за сувенирами.

07.12.2014. Нелегкий путь в Торрес дель Пайне

В 5 часов утра прямо из хостела нас забрал автобус, что направлялся в Пуэрто Наталес — городок в Чили, откуда мы должны были уехать в Торрес дель Пайне. Большую часть пути мы сладко спали в автобусе, прервавшись исключительно на пересечение границы Аргентины и Чили.

В Чили нельзя ввозить продукты питания, но у нас были полные рюкзаки провианта и самый ценный груз — украинское сало, которое мы, в первую очередь, боялись потерять на таможне. Но, несмотря на то, что все рюкзаки были просвечены, мы отделались конфискацией трёх яблок.

Вскоре мы уже стояли на автовокзале Пуэрто Наталеса. Так как сегодня оказалось воскресение — все в городе было закрыто. Невозможно даже поменять доллары на чилийские песо, что неоднократно досаждало нам на треке в Торрес дель Пайне. Хотя там везде берут доллары, правда не по очень гуманному курсу.

Пуэрто Наталес стоит на берегу огромного фьорда, и славится своими оригинальными урнами для мусора. Символом города является гигантский ленивец — вымершее животное, некогда обитавшее в Патагонии.

Не сделав ничего толком в Пуэрто Наталесе, мы уехали на автобусе к лагуне Амаранга — входу в нац. парк Торрес дель Пайне. На противовес парку Лос Глясьерос — здесь все за деньги. Причем цены просто космические. Создается впечатление, что ты где-то в походе по Норвегии . Вход в парк стоит 33 доллара.

Прослушав инструктаж от рейнджеров и получив карты парка, мы поехали на автобусе к кемпингу Лас Торрес. Здесь поставили палатки (за 14$ с человека) и остановились на отдых. Погода была никакая. Падал мелкий дождь, было холодно, ветер срывался неожиданными порывами. Чили встретило нас не очень тепло. Но забегая вперед скажу, что потом, мы просто влюбились в природу этой страны.

08.12.2014. Марафонский забег в Чили

Утро было солнечным и теплым. Поэтому мы вышли пораньше. Нам предстояло пройти так называемый О-трек, вокруг всего массива Торрес дель Пайне и в конце вернуться в этот же кемпинг.

Тропа шла почти по ровной местности, через лес и поля и была истоптана лошадьми. Иногда передвижение замедлялось труднопроходимым болотом. По пути попадался чилийский огненный куст, весь щедро усыпанный красными цветами.

Даже отсюда, из самого начала трека, было видно три башни Торрес — символ национального парка. Вскоре мы вышли на абсолютно ровную местность, которая напоминала собой саванну. Казалось, что вот-вот из лесу выйдут жирафы с зебрами.

Ми шли вдоль полноводной реки Пайне, размером с наш Днестр. Цвет воды в речке был, традиционно для Патагонии, необычным. Красота вокруг просто неописуема. Восторг от увиденного можно было прочитать в глазах каждого из нас.

Так к обеду достигли нашей цели — кемпинга Серон. Поскольку день в это время в Патагонии очень длинный (рассвет в 4:30, закат 09:30), то было решено идти дальше, для того чтоб сэкономить день на случай непогоды или других форс-мажоров.

Сварили чаю, повалялись часок на травке и пошли дальше. Тропа вела по крутым берегам прямо над рекой.

Вскоре мы пришли к небольшим озерам, откуда начинался подъём вверх. Здесь начиналась зона сильных ветров. Наблюдая за поверхностью озер, можно было видеть, как ветер рисует на них замысловатые узоры, спирали и вихри. Удивительно зрелище, которое можно лицезреть только в Патагонии.

Поднявшись на невысокий перевал, мы познакомились с настоящим патагонским ветром. Он дул нам прямо в лицо с такой силой, что было очень сложно продвигаться вперед, а частые порывы просто отбрасывали нас обратно. С перевала открылся вид на многочисленные заснеженные хребты и огромное озеро Пайне.

Далее тропа бесконечно тянулась вдоль реки — по лесам и полянам, вокруг было настолько красиво, что просто не верилось собственным глазам. Постоянно замедляли наше передвижения целые плантации местной ягоды «чаура». Почему-то никто кроме нас не собирал ее, ну а мы, наоборот, нее могли от них оторваться.

Ближе к вечеру мы достигли кемпинга Диксон, что стоял на полуострове у берегов озера Диксон. Вдали был виден ледник — из-за которого и появилось озеро. В кемпинге есть магазинчик и, только добравшись до него, мы отпраздновали сегодняшний марафон пивом. За сегодня мы сделали программу 2-х дней и прошли около 30 км.

Все были очень довольны собой, и сильно устали. Приготовив ужин, и приняв горячий душ, который здесь присутствовал, все разошлись по палаткам.

09.12.2014. Треккинг к Лос Перросу

Всем очень понравилось в Диксоне, а Оля так совсем захотела здесь жить. Позавтракав в кают-компании местного приюта и немного поленившись, мы выползли на маршрут.

Тропа поднималась через лес. И, практически, весь день мы провели на лесных тропах, изредка выходя на открытую местность и любуясь суровыми горами вокруг.

Примерно через 5 часов мы пришли к леднику Лос Перрос и небольшому озеру у его основания. К сожалению, было облачно, поэтому мы добрались до кемпинга, поставили там палатки и вскоре вернулись обратно к леднику, когда погода улучшилась. Когда возвращались обратно, Оля нашла на тропе банку пива – нашей радости не было предела, а Олиной так вообще.

Вечером долго сидели в кают-компании кемпинга вместе с путешественниками из разных стран. Здесь познакомились с отличными ребятами — чилийскими музыкантами, которые порадовали нас отличными песнями.

10.12.2014. Покорение перевала Джон Гарднер

Очень важный день — нам нужно пересечь перевал Джон Гартнер высотою 1200 м. Он славится своими сильными ветрами. Сначала поднимаемся через лес и вскоре выходим в пояс альпийских лугов. Погода ясная, перевал хорошо виден прямо перед нами.

С двух сторон от нашей тропы с гор спускаются ледники. Вскоре показывается вершина Cerro Blanco Sur (2093 м), вся покрыта инеем от сильного мороза наверху. Ветер там, похоже, просто неистовый.

Вскоре мы вышли на снежники, но их было очень мало. Солнце ослепляло, но шлось очень легко и быстро. Даже не почувствовав этого, мы оказались на перевале.

Вопреки ожиданиям, здесь был совсем слабый ветер, но зато виды просто ошеломляющие. Сложно сравнить увиденное на Джон Гартнере с другими горами, но это было одно из прекраснейших мест, что я видел в жизни.

С другой стороны перевала лежал исполинский ледник Грей. Он был намного больше чем Перито Морено и занимал все поле зрения. Мы словно стояли на берегу огромной остановившейся реки.

Сверху над нами возвышались белые от изморози острые пики гор. Здесь оказалось настолько тихо, что мы решили пообедать.

Спуск вниз был достаточно крутым, так что колени не возрадовались. Вообще как-то не укладывалось в голове, что ты идешь по лесу, а рядом возле тебя лежит огромный ледник. Во всех других горах ледники находятся в мертвой зоне, а не текут между склонами долины, покрытой густым лесом.

На ночлег остановились в кемпинге Пассо. Здесь было не так много ровных мест под палатку, но было необъяснимо уютно и спокойно. Ужинали мы с замечательным видом на ледник, а Настя и Катя даже раздобыли свежеиспеченной местным рейнджером хлеб.

Напоследок, мы собрались в одной палатке и читали книгу «Дети капитана Гранта», это было незабываемо.

11.12.2014. Ветра Патагонии.

Сегодня мы выходили на знаменитый W трек, один из самих красивых и популярных в мире треккинговых маршрутов. Как результат — намного больше народу на тропах.

Но, сначала до этого трека, нам следовало пройтись по тихому дремучему патагонскому лесу и преодолеть несколько виа феррата. Через крутые ущелья рек перекинуты лестницы, некоторые из них не в очень хорошем состоянии. Но всем этот аттракцион жутко понравился.

На деревьях часто встречаются оранжевые грибы, что растут прямо из веток, напоминая плоды. Это так называемый «индейский хлеб», съедобный гриб. У всех в головах засела мысль о том, чтоб насобирать их и приготовить. Но они очень экзотически выглядели, и мы никак не могли решиться их попробовать.

К обеду пришли к кемпингу Грей, где был магазин и все необходимые блага цивилизации. Пополнив припасы и купив настоящего местного мате, мы засели на обед в кухне кемпинга.

Хотя мы и не прошли большое расстояние, но тепло внутри помещения разморило нас совсем. И тут пришла в голову мысль сварить мате. Отведав этого чудо напитка, все почувствовали небывалый прилив сил и бодрости.

Дальше мы неслись по тропе словно угорелые. Таким эффектом могут похвастаться разве что листья коки, которые мы потребляем для акклиматизации в походах по Перу и Боливии.

Ледник грей давно остался позади, а его место заняло одноименное озеро, по которому ходили катера. Тропа поднялась вверх на 150 м к озерам, где начался сильный ветер. Порывы воздуха поднимали водный аэрозоль и уносили его высоко в небо. Такого зрелища я еще не видел. Ветер, в прямом смысле, сдувал воду с поверхности озера.

Идти было не просто, но удивительный эффект мате делал нас непробиваемыми. Вскоре мы вошли в узкую долину, по которой, как по трубе, ветер разгонялся и вылетал на открытое пространство, где находилось озеро Пехое.

На его берегу стоит приют Пайне Гранде и при нем кемпинг. Я не мог поверить своим глазам, что в таком ветреном месте находится кемпинг. Под холмом, который хоть немножко защищал от ветра, теснились палатки, которые едва выдерживали натиск ветра. Некоторые палатки просто задались и лежали придавленные ветром, либо сломанные.

Конечно же, свободных мест в приюте не было и надо было ставить палатки. Даже установка палатки в таких условиях дело не легкое.

У Тани и Оли была вообще адская палатка — «Space II», однослойная с тоненькими пластиковыми дугами. Я даже не надеялся, что она простоит и часа в таких условиях. Но девчонки присмотрели очень хорошее место возле забора, который немного защищал от ветра.

Установив палатки, пошли готовить ужин в закрытое помещение кают компании и посматривали оттуда, стоят ли еще наши «хижины». Не успев приготовить суп, местные рейнджеры обрадовали, что кают компания закрывается — и нас выставили на улицу.

Пришлось прятаться за стенами приюта. Суп получился у нас отменным, но чтоб пережить эту ночь, пришлось принят анестезию в форме 2 литров вина. Только после этого мы разошлись по палаткам и спали беспробудно под рев ветра и трепет палаток.

Кстати, виды из кемпинга просто потрясающие — это место просто обязательно нужно увидеть!

12.12.2014. Французская долина

Утром ветер немного успокоился, и мы, в относительном комфорте, смогли собрать лагерь и выйти на маршрут. Приятным сюрпризом стал тот факт, что Space II удачно пережил ночь.

Прямо перед нами виднелисьи визитная карточка не только нац. парка, но и всей Патагонии — горы Куернос дель Пайне.

Тропа вела к их подножию вдоль озер и через несколько часов вывела нас к Итальянскому кемпингу, что разместился у входа в Французскую Долину — горный каньона между Пайне Гранде и горами Куернос.

Поскольку этот кемпинг бесплатный, здесь останавливается очень много народу. Но места тут хватает на всех. Поставив выжившие на ветру палатки и пообедав, мы отправились в радиалку по Французской долине.

Сразу с высоты, где находится кемпинг, на противоположной стороне долины начинаются ледники, что спускаются с Пайне Гранде. Склоны здесь очень крутые, поэтому на протяжении дня часто сходят массивные лавины, пронизывая грохотом и треском всю долину.

Каждый день похода по Патагонии приносил все больше и больше впечатлений и неземных красот. Вот кажется, что уже невозможно нас чем-то удивить, а горы становятся еще красивее и захватывающие. Так и сегодня.

Поднявшись на мирадор выше Британского лагеря, мы смогли осмотреть всю долину, полюбоваться гигантскими скалами и бирюзовыми озерами далеко внизу.

Спускались вниз уже совсем поздно. В лагере девчонки пошли собирать ягоды чауры для утренней овсянки, а после ужина снова слушали Детей капитана Гранта.

13.12.2014. Пляжный отдых в Патагонии

Мы завершали О-трек вокруг массива Торрес дел Пайне и в этот день должны прийти к месту нашей первой ночевки в Чили — кемпингу Лас Торрес. Погода была, как никогда, солнечной и теплой. Все пошли в футболках и шортах.

Зелень буяла вокруг и сильно контрастировала с бирюзовой водой озера Норденскельд. Неожиданно мы вышли к настоящему пляжу на берегу озера. Мелкая галька и морские волны вызывали ощущение того, что мы где-то на Средиземном море.

Обратное доказывали только заснеженные вершины и парочка одетых с ног до головы путешественников, сидевших на пляже.

Не сложно догадаться, что произошло дальше. Девчонки не сдержались и пошли купаться в водах озера. Поскольку они северянки, температура воды их нисколько не смущала. Я же скромно сидел на берегу, морщась от холода при мысли, как оно там купаться.

Пройдя еще совсем немножко, пришли в кемпинг Лос Куернос, что стоит на берегу озера и больше напоминает морской курортный поселок. Сбросив рюкзаки и нежась на солнце, мы устроили привал, что плавно перерос в обед. Очень не хотелось покидать это место.

Нужно конечно понимать, что нам очень повезло с погодой, и иногда тут совсем не так тепло и комфортно, скорее наоборот. Но в памяти это место останется настоящим райским уголком.

Собравши всю волю в кулак, мы все-таки покинули Лос Куернос и направились дальше по направлению Лас Торреса. Дорога туда тянулся очень долго. По пути видели кондоров, что кружили вокруг нас… Плохая примета.

Вскоре мы уже сидели в прихожей отеля Лас Торес и через интернет бронировали билеты обратно в Эль Калафате. После умеренной дозы интернета, пошли ставить палатки, а Рому и Тоню поглотил комфорт отеля 🙂

Когда уже совсем стемнело, мы поужинали и выпили немного хорошего чилийского вина. Уже совсем ночью, я пошел в отель посидеть в интернете, и так и заночевал у ребят в гостинице.

14.12.2014. Башни Торрес

Утром, проснувшись в тепле и комфорте номера, меня замучила совесть, и я побежал в лагерь готовить утренний кофе и завтрак. После горячего душа и стирки в кемпинге наша команда была готова к новому радиальному подвигу — походу к башням Торрес.

Погода снова была на нашей стороне, и мы быстро поднимались по направлению приюта Чилено. На этом участке маршрута трафик туристов просто зашкаливал. Причем, кроме пеших туристов встречались еще и всадники на лошадях.

После плавного подъёма вдоль реки, перед кемпингом Торрес тропа поворачивает и круто ведет вверх.

Достаточно быстро, примерно за 45 минут мы поднялись к озеру, что у подножия башен Торрес. И снова Патагония поразила нас наповал. Это место невероятно красиво, а башни просто поражают своим масштабом.

Все принялись за фотосессию на фоне исполинов и отдыхом на камушках. Ветра почти не было и можно было наслаждаться видом сколько захочешь.

Пообедав здесь, мы пошли вниз отдыхать и переваривать впечатления.

15.12.2014. Возвращение в Аргентину.

Автобус должен был забрать нас от лагуны Амаранга в 17:00. Поэтому сегодня у нас было море времени и даже для того, чтобы наконец -то выспаться.

После завтрака, что плавно перерос в обед, мы пошли к лагуне Амаранга пешком. Всего 7 км по грунтовой дороге. По пути все надеялись разглядеть броненосцев, но нам так и не было суждено их увидеть.

Покидая Торрес дел Пайне, мы осознали, насколько нам повезло с погодой во время всего нашего путешествия. Ведь, многие люди иногда покидают Патагонию так и не увидев Фиц Рой или башни Торрес из-за облачности.

В эль Калафате мы приехали очень поздно, около 23:00, заселились в хостел и еще долго сидели на кухне, общаясь и выпивая чилийское вино.

16.12.2014. Ушуайя.

Перелет в Ушуайю — самый южный город планеты, оказался еще тем приключением. Еще на входе в самолет нас встречал ковбой, с калабасом в руках. Он оказался нашим пилотом. Летел он тоже, как истинный ковбой.

Складывалось впечатление, что мы сделаем даже мертвую петлю. В придачу ко всем ощущениям, мы вылетели раньше на пол часа от расписания, и прилетели намного раньше запланированного. Наверное, пилот знал короткую дорогу. Так что будьте внимательны и приходите на регистрацию пораньше.

В Ушуайе падал дождь и на улице было значительно прохладней чем в Эль Калафате. Сразу чувствуется близость Антарктиды к этим местам. На такси добрались до хостела, он оказался очень атмосферным и уютным. Здесь нас черт дернул залезть в интернет и узнать о финансовом кризисе в России и Украине. Это здорово подпортило нам настроение, так, как и без того высокие цены в Патагонии стали для нас еще выше.

На главной улице города Сан-Мартин нашли турфирму Пиратур – монополиста, что организовывает высадку на острове с пингвинами и забронировали поездку на остров Сан Мартилло на завтра.

На душе было как-то неприятно и мы решили поднять настроение маленькой пирушкой — зашли в супермаркет, купили местного джина, закуску и распили его прямо на набережной города. Результат оказался просто замечательным — настроение поднялось и все забыли о проблемах дома. Жизнь наладилась.

Потом разбрелись по городу по своим делам и интересам, кто в музей, а кто-то по магазинам искать сувениры. Встретились мы уже в хостеле вечером, приготовили завтрак, Настя и Катя играли на гитаре, чувствовалась атмосфера студенческого общежития на самом краю Земли.

17.12.2014. Остров Сан Мартилло и пингвины

До поездки на остров у нас оставалось еще уйма времени, и чтоб не терять его, мы решили сходить в маленький треккинг к леднику Мартиал, что в горах сразу над Ушуайей. Добрались туда на такси за 15 минут.

Здесь находится маленький горнолыжный курорт с подъёмником. Сейчас лето и он закрыт, поэтому дальше мы пошли пешком. Подъем очень плавный — практически не заметный. Вокруг лес из нотофагуса, а впереди не высокие заснеженные горы, высотой до 1300 м.

Когда зона леса закончилась, увидели две маркированные тропы, одна вела к леднику, а вторая на мирадор над Ушауайей и каналом Бигль. Город стоит на канале, что назван в честь корабля, на котором совершил свое знаменитое путешествие вокруг Южной Америки Чарльз Дарвин.

Подъем наверх — сущий пустяк, особенно для тех, кто выжил на О-треке в Торрес дель Пайне. Наверху нас ждала неожиданность — ледника там не оказалось, только скалы и небольшие снежники. В чем загадка так и не пойму, не уж то ледник так поспешно отступил?

Потом мы пошли на мирадор и полюбовались сверху красотой канала Бигль и гор Терра дел Фуего. В 12:00 мы спустились обратно к горнолыжному курорту и вернулись в город на такси.

На остров Сан Мартилло нас доставили комфортабельным автобусом. Ехать нужно полтора часа по извилистым дорогам Огненной земли. Приехав на берег канала Бигль, нас высадили в живописной деревушке, где мы пересели на катер и поплыли к острову.

И вот этот момент настал — прямо перед нами показался берег покрытый галькой и весь плотно усеянный черно белыми пингвинами. Нашему восторгу не было предела. Как выразилась Оля, которая пытала особо нежные чувства к этим симпатичным птицам — «Это словно выйти замуж».

Наши гиды попросили нас не шуметь и не приближаться ближе чем на 3 метра к пингвинам, а главное — контролировать эмоции. Конечно же мы не сдержали слова, а Настя и Катя даже потискали несколько пингвинов. Кстати они кусаются. На острове преимущественно были Магеллановы пингвины, но нам посчастливилось увидеть также королевских.

Интересен тот факт, что пингвины Магеллана роют норы и устраивают там гнезда. Особо мило было наблюдать за птенцами.

После острова нас отвели в музей, где изучают остатки китов и других океанических млекопитающих. Как биологу, это место мне очень понравилось, нам даже продемонстрировали научно исследовательскую лабораторию.

Всю дорогу в Ушуайю спали, запомнилась только остановка, чтобы осмотреть причудливые флагообразные деревья, что часто встречаются на различных логотипах Огненной Земли.

В городе много моряков, именно отсюда стартуют все экспедиции к берегам Антарктиды. Отсюда до берега континента вечных льдов всего 900 км. Вечером опять были посиделки на кухне хостела, всегда веселые и теплые. Готовили Поман-райс и общались с ребятами из других стран.

18.12.2014 Национальный парк Терра дель Фуэго

Утром отправились на автобусе в национальный парк Терра дел Фуэго. Сюда можно попасть также на поезде, который когда-то использовался для транспортировки древесины, или на такси. Кстати, как оказалось, самый дешевый вариант — именно такси.

В парке четыре главных треккинговых маршрута, каждый на 4-7 часов ходу. Все они легкие и без больших перепадов высот, кроме маршрута 4. Почему-то у нас не было сегодня желания совершать подвиги, и мы решили пройти по одному из простейших маршрутов, что проходит вдоль береговой линии.

Автобус высадил нас на берегу возле строения на маленькой пристани. Оказалось, что это самое южное в мире отделение почты. Здесь можно было купить и отправить в любую точку мира красивые открытки, поставить уникальные почтовые штампы.

На тропе очень красивые пляжи и заводи, встречается много диковинных птиц. Все были очень расслабленными и немного грустили, так как завтра нужно было уже улетать, а мы уже так привыкли друг к другу и приключениям, что очень не хотелось расставаться.

Пройдя один маршрут, пришли к ресторану, что стоял на берегу озера, и там дождались автобуса обратно в Ушуайю. Здесь все снова разбежались по сувенирным магазинам и музеям.

Крупнейший музей в городе находится в помещение бывшей тюрьмы. Именно для обслуживания последней и было основан город. Заключенные были абсолютно отрезаны от мира и занимались валкой леса. Рекомендую посетить этот музей.

Уже совсем вечером отправились в один из ресторанов, чтобы попробовать местных крабов, которыми славится Огненная Земля. На стол здесь подавали крабов целиком — один краб весит до 4 кг. Посмотревши на то, что есть его надо целой кучей непонятных нам столовых приборов, мы отказались от этой идеи, и заказали микс из рыбы и крабов.

Вечером девчонки играли на гитаре, и мы долго сидели, наслаждаясь последним вечером в этой замечательной компании.

На следующий день вернулись на самолете в Буэнос Айрес, а там все разлетелись кто куда: Рома и Тоня полетели смотреть водопад Игуасу на границе Аргентины и Бразилии, Оля и Таня остались еще на 2 дня в Буэнос-Айресе, Катя и Настя сегодня же улетели домой, ну а меня ждал долгий полет в Лиму через Парагвай.

Все хорошее иногда заканчивается, так же и наш замечательный поход по горам Аргентины и Чили в Южной Америке . Надеюсь еще вернуться в эти удивительные места и встретиться с ребятами на горных тропах и не только.